Главная страница


А. П. Чехов «Ванька»



НазваниеА. П. Чехов «Ванька»
Дата07.04.2016
Размер79.8 Kb.
ТипУрок

«Начальная школа»
«Использование современных образовательных технологий
в обучении школьников начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Урок литературного чтения

3 класс

Тема: А.П.Чехов «Ванька»

Подготовила

учитель начальных классов

Слесарева Наталья Николаевна

2013 год

Урок литературного чтения

3 «В» класс

Учитель Слесарева Н. Н.

Тема: А. П. Чехов «Ванька».

Цель урока:

1. Познакомить с произведением «Ванька» А.П. Чехова.

2. Учить анализировать текст, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному.

3. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения.

4. Воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.

5.Учить детей работать в парах, в группах, самостоятельно добывать знания.
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. - Скажите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний, радости общения). Пусть исполнится всё то, о чём вы сейчас говорили. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями. - А что значит быть внимательными? Думающими? Исследователями?

1.Повторение. Выставка книг. Назовите произведения, которые рассказывают о судьбах ваших сверстников, живших более 100 лет назад.

2. Беседа по картине.

Посмотрите внимательно на эти картины. Эти картины отражают судьбы разных детей. Художники - современники, люди которые жили в одно и то же время с писателями, которые писали о трудном детстве.

Картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» изображает, как ученики мастеровые везут воду. Какой непосильный труд для таких маленьких детей!

Картина Н. Аргунова «Портрет мальчика семьи Шереметьевых» и картина Федора Михайловича Славянского «Семейная картина (На балконе)» отдыха богатого семейства отражают совершенно другой мир детства.

В какой картине вам хотелось бы оказаться? Почему?

Какие краски использует художник в этой группе картин, изображая детей из бедного сословия? Богатого сословия?

Какое настроение передает художник с помощью светлых красок? Темных красок?

Чем отличаются дети на картинах? (настроение, одежда, выражение лиц, глаз, позы)

В прошлом веке детям из бедных семей жилось очень тяжело. Их родные были вынуждены отдавать детей «в люди», т.е. к чужим людям, как правило, на подсобную работу – нянчить детей, подавать что-нибудь, принести, сбегать … «за тарелку скудной еды», т.к. сами прокормить были не в состоянии.

Сегодня мы познакомимся с судьбой такого мальчика в рассказе А.П. Чехова. Произведение, которое рассказывает о судьбе ваших сверстников, живших более 100 лет назад, А.П. Чехов назвал «Ванька». Вот так коротко, одним словом, а не Ванечка, Ванюша. - О чем нам говорит название произведения? (Неуважительно, небрежно, грубо, не по-родственному, недружелюбно, господство богатых людей над бедными).

2. Первичное восприятие текста.

Грамзапись

а) Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении артиста (звукозапись). Отрывок. Учитель:

- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?

Устное рисование.

Учитель:

- А хотите узнать?

б) Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.

I часть стр.137 со слов: «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов на стр.139 «Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом».

Чтение «Разведка»

1. «Затейники»

- Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.

2. «Всезнайки»

- Как автор описывает ночь в деревне?

3. «Разведчики»

- От какого лица ведется повествование в этой части? ( От автора 3- лицо и Ванька 1- лицо).

Задание: Подчеркните слова, которые при чтении вызывают у вас затруднение

Словарная работа (индивидуальные словарики):

тулуп - шуба

Млечный путь – скопление звезд

иезуитское ехидство - ложь, лицемерие

ласка – хищный лесной зверек

кредитом не пользуется – не доверяют

Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте выборочно.

(Все самое дорогое, любимое, светлое).

II часть

стр. 139-140 со слов «Ванька вздохнул…»

до слов: «Все равно как за мамку Пелагею…»

Чтение «Чтение шепотом, затем громко, затем про себя»

1) «Затейники»

- Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?

2) «Всезнайки»

- На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

3) «Разведчики»

- Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика? Задание: Подчеркните слова, значения которых у вас вызывают затруднение.

Учитель: дети, обратите внимание, какие страшные слова: «смерть одна», какая безысходность

Словарь: подпасок - мальчик, помогающий пастуху

шпандырь – ремень сапожника

подмастерья – рабочие

кабак – ресторан

приказчик - управляющий
-Какой фразеологизм вы нашли в тексте? (секи как Сидорову козу) - Как можно охарактеризовать хозяев? (Бессердечные, грубые, злые, подмастерья бездушные)

III часть

стр.140 со слов: «А Москва город большой…» до слов на стр. 141 «К сапожнику Алехину».

Чтение «Цепочкой». Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль, гордость в зависимости от текста»

Учитель: Как вы понимаете «Ваньку спровадили – отправили.

Какая разница в значении слов отправили и спровадили?

(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться, стал лишним.

А. П. Чехов осуждает и хозяев и Ольгу Игнатьевну. «От нечего делать выучила его читать…»

Учитель: Поняли ли вы, о чем говорится в этой части? (Подготовка к Рождеству, елка, подарки)

-Что для Ваньки является самым светлым воспоминанием? Творческая работа (рисунок). Защита рисунков.

Словарь: рябцы- рябчики

клирос- место для певчих в церкви перед иконостасом

кадриль - танец парами

IV часть (страница 141-142)

1) Чтение «шепотом» «Затейники» - Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.

Докажите словами из текста.

«Всезнайки»

- Какое выражение стало крылатым? «На деревню дедушке» (неизвестно куда)

«Разведчики»

- Как автор называет письмо?

(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды. Драгоценное письмо.)

Словарь: отседа – отсюда, гармония – гармошка

Учитель:

1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?

2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?

3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?

4.Почему Ванька так промахнулся с адресом?

5. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?

Возвращаемся к проблемному вопросу

Изменилась ли жизнь крестьянских детей, когда в учение отдали другого «свободного» человека – Ваньку?

Рассуждения детей. - Почему рассказ заканчивается многоточием? ( Недосказанность, ожидается продолжение)

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова «Ванька»?

Учитель: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Давайте и мы представим такой поворот событий!

(Сценка двух почтальонов.)

1 почтальон: (Приказчиков Иван) Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: (Филатов Леонид) Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

От автора: (Красичкова Дарья) К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

Итог:

Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни. Почему?

(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)

И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет «свое Рождество»

«Сенквейн» Эту работу выполняет каждая команда
1.Написать героя.

2. Написать 2 прилагательных.

3.Написать 3 глагола.

4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)

5. Назвать по-другому героя.

Пример:

Ванька

внимательный, душевный

пишет, любит, надеется

надежды, мечты, светлые воспоминания

Любящий внук

Блиц – турнир

1.Сколько лет Ваньке?

2.Какое время он живет у сапожника?

3.Какое письмо пишет деду?

4.Как звали собак деда?

5.До какого числа умел считать Ванька?

6.Какой танец умел танцевать?

7.Любимое занятие Константина Макарыча?

Рефлексия - Чему вы научились на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Продолжи предложения:

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

7. Домашнее задание.

Прочитать с. 137-142.

Найти в тексте, выписать в тетрадь строки, которые помогут нарисовать портрет Ваньки. Какой он был (речь, одежда, отношение взрослых, детали быта). Тетрадь на печатной основе.
Литература: учебник литературное чтение Л. А. Ефросинина, методическое пособие, тетрадь на печатной основе, дополнительная литература из хрестоматии.