Главная страница


Актуальность опыта



Скачать 46.09 Kb.
НазваниеАктуальность опыта
Дата16.04.2016
Размер46.09 Kb.
ТипДокументы

Методическая проблема, над которой я работаю «Реализация принципа личностно - ориентированного подхода в обучении учащихся с повышенным уровнем обучаемости»

Актуальность опыта:

  • формируется личностно-ориентированная среда для обучения учащихся с учетом возрастных особенностей в каждом классе, уровнем развития, склонностей, интересов, состояния здоровья;

  • без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию современного выпускника;

  • способствует умственному развитию, в процессе которого у обучающихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ;

  • способствует формированию личных качеств: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли;

Перспективность опыта:

  • формирование у обучающихся современного научного мировоззрения;

  • выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов;

  • повышение интереса к овладению знаниями;

  • организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;

  • формирование новой информационной культуры выпускника и его поведения в обществе;

  • формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Концептуальность:

  1. Изменение общей парадигмы образования:

  • от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;

  • от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

  1. Использование федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС).

  2. Использование универсальных видов учебной деятельности, основанных на системно-деятельностном подходе и направленных на формирование универсальных (метапредметных) умений.

  3. Опора на новые социальные запросы, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Наличие теоретической базы опыта:

В своей работе опираюсь на следующие разработки:

  • Г.И. Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

  • Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся.

  • Ю.К. Бабанский. Педагогика.

  • А.В. Хуторской. Современная дидактика.

  • Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии.

  • Л.С. Выготский. Детская психология.

  • А.В. Хуторской. Kлючевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования.

  • В.В. Гузеев. Познавательная самостоятельность обучающихся и возможности ее проявления в образовательной технологии.

  • Т.И. Шамова. Активизация учения школьников.

  • В.Н. Кругликов. Методы активизации познавательной деятельности.

  • Г.М. Чернобельская. Теория и методика обучения химии.

  • С.В. Дендебер, О.В. Ключников. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии

Ведущая педагогическая идея

  • вызвать у обучающихся желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к химии, показывая применение знаний в области химии на практике;

  • формировать теоретические знания по химии путем активизации познавательного интереса обучающихся к предмету; 

  • формировать и развивать знания и умения посредством использования разнообразных методик проведения урока;

  • создать в процессе обучения условия для возникновения устойчивого познавательного интереса учащихся к учебной работе.

Оптимальность и эффективность средств

Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

  • Методы контроля

Приемы:

  • Приём комментированного решения учащимися задач.

  • Приём эвристических вопросов.

  • Приём намеренных ошибок.

  • Приём развития культуры речи обучающихся (умение грамотно пользоваться научной терминологией, обосновывать этапы решения задачи и т.п.)

  • Приём развития навыка составления, решения проблемного вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез.

  • Приём конструирования, моделирования. Используется при разрешении проблемной ситуации или в исследовательской деятельности

Формы:

  • Уроки (урок-исследование, урок-лекция, урок-диспут, урок-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, урок интегрированного обучения, видеоурок, урок-зачет, практическая работа, контрольная работа).

  • Консультации (при выполнении проекта, исследовательской работы, при подготовке к олимпиаде, ГИА).

  • Олимпиады по химии (в том числе Интернет-олимпиады).

  • Конкурсы исследовательских работ, рефератов, проектов по химии.

  • Внеклассные мероприятия.

Результативность опыта:

  • Повышение познавательного интереса.

  • Готовность обучающихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности.

  • Овладение школьниками способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  • Выработка стратегии формирования учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.

  • Положительная динамика сформированности учебно-познавательных компетенций.

Возможность тиражирования:

  • Выступление на семинарах учителей химии на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях.

  • Наличие публикаций, включая интернет-публикации.