Главная страница


Анализ работы методического объединения учителей начальных классов мбоу «брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова» в 2014-2015 учебном год



НазваниеАнализ работы методического объединения учителей начальных классов мбоу «брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова» в 2014-2015 учебном год
страница1/4
Дата08.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ «БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЛИЦЕЙ №2 ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»

В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ.

Формулировка проблемы.

Работа методического объединения учителей начальных классов в 2014-2015 учебном году была построена на основе программы развития лицея по теме «Использование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся в условиях подготовки к переходу на ФГОС второго поколения», на основе плана работы МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М.В Ломоносова» на 2014-2015 учебный год и плана методической работы учителей начальных классов.

МО учителей начальных классов в 2014-2015 учебном году работало над проблемой: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся начальной школы».

Обоснование концепции

В "Концепции модернизации российского образования " говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Тем самым концепция ориентирует систему образования на реализацию компетентностного подхода.

3. Анализ ситуации.

В 2014-2015 учебном году в начальной школе работало 12 классов. В лицее успешно осуществлялась работа с учащимися по следующим системам:

    • «Школа – 2100» - Захарова И.В., Самохина О.В., Васюкова Т.Ю.,

    • «Школа России» Иванина Т.А., Солдатова О.В., Сальникова С.В., Картавенко Л.В., Гапеева И.С.

    • «Гармония», Глебова Л.А., Маргацкая Л.В.

    • «Система академика Занкова» - Егорова А.В, Черноусова Е.В.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие цели:

Цели методической работы:

  1. Обеспечить организацию учебно-воспитательного процесса по новым ФГОС НОО, дающую возможность развития в соответствии с их потребностями и индивидуальными способностями, создавая условия для формирования у учащихся и педагогов лицея мотивации к самообразованию и саморазвитию.

  2. Способствовать повышению качества знаний детей через внедрение передовых педагогических технологий:

- проблемный диалог;

- технология критического мышления;

- ИКТ-технологии.

3. Развитие профессионально - методической компетентности учителей в условиях перехода на ФГОС НОО.

Работа в методическом объединении направлена на решение следующих задач:

1.В качестве методической темы избрать тему: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся начальной школы .»

2.Продолжить работу по совершенствованию качества современного урока, повышать его эффективность через систему формирования УУД, создать условия для непрерывного развития творческого потенциала педагогов.

3.Продолжить работу по повышению уровня общедидактической и методической подготовки учителей:

  • повысить уровень профессиональной компетентности учителей учителей МО на 30%;

  • провести работу по обмену опытом через организацию взаимопосещения уроков и провести «День открытых дверей» для учителей среднего звена;

  • способствовать формированию нормативно- правовой, программно- методической и учебно- дидактической базы учебного процесса.

4.Продолжать работу творческих групп учителей по следующим проблемам:

  • работы с одаренными учащимися (Захарова И.В. , Самохина О.В., Маргацкая Л.В.);

  • использование системно-деятельностного подхода в период обучении в начальной школе (Глебова Л.А., Васюкова Т.Ю., Черноусова Е.В.);

  • использования ИКТ во внеклассной работе и работе с родителями (Солдатова О.В.. Иванина Т.А., Егорова А.В.).

  • введения ФГОС НОО в 4 классе пути решения (Захарова И.В., Сальникова С.В., Картавенко Л.В.

Работа с одарёнными учащимися в 2014-2015 году в параллелях 1, 3. 4 классов по следующим приоритетным направлениям:

1-е классы – проектная деятельность.

2е классы - работа по развитию творческих способностей (диагностика, составление программы работы в перспективе).

3-и классы – на основе внеурочной деятельности исходя из тематических курсов по предметам, подготовка к олимпиадам:

- информатика в играх и задачах (программа составлена на основе авторской программы Горячева А.В.).

- Детская риторика

Программа составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской.

4-е классы – работа посредством вовлечения учащихся во внеурочную деятельность. Учителями параллели планируется разработка программы развития творческих способностей учащихся по следующим направлениям:

- курс « Весёлая грамматика» Данная программа создана для активизации работы с одарёнными детьми. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи:

• обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;

раскрыть творческие способности детей;

• стимулировать интеллектуальное развитие детей;

• формировать эффективную речевую деятельность;

• формировать ключевые компетентности учащихся;

• корректировать речевые недочёты;

- курс « Смекалка»

Цель программы состоит в расширении представлений детей о прикладной и практической направленности математики, повышении интереса к школьным предметам «Математика», «Окружающий мир», «Природоведение».

Задачи программы

— создать среду для использования знаний и умений по математике.

— развивать творческие возможности каждого учащегося.

В основе программы лежит идея углубления знаний по математике, окружающему миру, технологии, развития эстетического вкуса, формирования представления об искусстве, здоровом образе жизни, элементарных житейских знаний и умений.

Предусматриваются теоретические и практические занятия учащихся с учителем.

В текущем учебном году было проведено 4 заседания МО учителей начальных классов. (Протоколы см. ниже)

В 2014-2015 учебном году учителя МО приняли участие в методической неделе, посвящённой организации урока в рамках ФГОС НОО.
Тематика уроков представлена в таблице.

Иванина Т.А.

Математика

Число 10. Состав числа 10.

Солдатова О.В.

Чтение

Алфавит

Егорова А.В.

Чтение

Устное народное творчество

Самохина О.В.

Русский язык

Безударные гласные в корне слова

Черноусова Е.В.

Чтение

Г.Скребицкий «Воришка»

Глебова Л.А.

Русский язык

Правописание ь после шипящих

у имён существительных

Васюкова Т.Ю.

Окружающий мир

Император-освободитель.

Отмена крепостного права.

Сальникова С.В.

Русский язык

Разбор глагола по составу

Картавенко Л.В.

Математика

Среднее арифметическое

Следует отметить, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Наиболее удачными признаны уроки Картавенко Л.В. и Солдатовой О.В.

В 2014-2015 учебном году в начальной школе функционировало 12 классов. В лицее успешно осуществляется работа с учащимися по четырем системам: развивающим программам «Школа России», “Школа 2100”, система Л.В Занкова, «Гармония», что позволяет обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей. В течение учебного года планируется продолжение работы групп учителей, работающих по единым УМК.

    • «Школа России», «Школа – 2100» - Захарова И.В.,Самохина О.В., Васюкова Т.Ю. ,Иванина Т.А., Картавенко Л.В., Гапеева И.С. Группа учителей продолжила работу по изучению материалов и методических рекомендаций по оценке сформированности компонентов учебной деятельности.

    • «Гармония» - Глебова Л.А., Солдатова О.В. Сальникова С.В., Маргацкая Л.В. Учителями данной группы проводили работу по формированию способности у учащихся само­стоятельно приме­нить приобретённые знания и умения в каче­ственно новой ситу­ации.

    • «Система Занкова» - Егорова А.В., Черноусова Е.В. Основным направлением работы учителей стало структурирование содержания учебного материала, при котором учащиеся испытывают максимальное умственное напряжение.

Проектная деятельность в 2014-2015 учебном году:

Проектная деятельность реализовывалась через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Цель проектной деятельности: развитие универсальных учебных действий. Решаемые задачи: формирование таких ценностей, как познание, истина, целеустремлённость, разработка и реализация учебных, учебно-трудовых проектов.

Формы организации деятельности: проектирование работ; беседы; эксперименты; наблюдения; экспресс-исследования; коллективные; групповые и индивидуальные исследования; защита исследовательских работ; экспедиции (коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью).

Планируемые результаты: 3ий уровень: получение опыта самостоятельного социального действия 2ой уровень: формирование ценностного отношения к социальной реальности 1ый уровень: приобретение школьником социальных знаний

Результатом успешной проектной деятельности стала работа коллектива учащихся 4б класса под руководством классного руководителя Сальниковой С.В. стал проект, занявший 1 место в городском конкурсе учебных проектов среди младших школьников города Брянска «Помогая другим, спасаешь себя», посвященный спасению бездомных животных

В 2014-2015 учебном году учителями МО начальных классов были выбраны следующие темы по самообразованию:



Учитель

класс

тема

Способ отчёта

1

Иванина Т.А.



Здоровьесберегающие технологии на уроках в 1 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Выступление на МО

2

Солдатова О.В.



Психолого–педагогическая готовность ребёнка к школе


Выступление на МО

3

Егорова А.В.



Совершенствование качества знаний на уроках литературного чтения путем индивидуального подхода.

Выступление на МО

4

Самохина О.В.



Использование современных технологий в обучении младших школьников математике.

Выступление на МО

5

Маргацкая Л.В.



Пути развитие познавательных интересов и поддержка мотивации детей с трудностями в обучении

Выступление на МО

6

Захарова И.В.



Конструирование урока в рамках ФГОС НОО.

Выступление на МО

7

Черноусова Е.В.



Реализация компетентностного подхода на уроках литературного чтения с использованием различных технологий.

Выступление на МО

8

Глебова Л.А.



Использование компетентностного подхода с применением новых технологий на уроках русского языка.

Выступление на МО

9

Васюкова Т.Ю.



Совершенствование качества знаний на уроках русского языка.

Выступление на МО

10

Гапеева И.С.



Использование современных информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.

Выступление на МО

11

Сальникова С.В.



Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство формирования и развития младших школьников на основе компетентностного подхода.

Выступление на МО

12

Картавенко Л.В.



Ипользование в работе с учащимися начальной школы здоровьесберегающих технологий.

Выступление на МО

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ

ПО ПРЕДМЕТАМ В 3-Х КЛАССАХ

УСПЕВАЕМОСТЬ 100%

Класс

Учитель

Литературное чтение

Русский язык

Математика

Иностранный язык

Общее



Черноусова Е.В.

100%

85%

82%

82%

75%



Глебова Л.А.

100%

90%

93%

95%

93%



Васюкова Т.Ю.

100%

72%

73%

87%

70%

Среднее




100%

83%

83%

88%

80%

В 2014-2015 учебном году в параллели 3-х классов самое высокое качество знаний показали учащиеся 3б класса (учитель Глебова Л.А.), самое низкое – учащиеся 3В класса (учитель Васюкова Т.Ю.)

Качество знаний и успеваемость по предметам (в 4-х классах)


Класс

Учитель

Литературное чтение

Русский язык

Математика

Иностранный язык

Общее



Гапеева И.С.

97%

74%

77%

77%

71%



Сальникова С.В.

100%

84%

90%

93%

84%



Картавенко Л.В.

96%

86%

90%

100%

87%

Среднее




98%

81%

85%

88%

80%
  1   2   3   4