Главная страница


Цели: уточнение и расширение словаря



Скачать 37.91 Kb.
НазваниеЦели: уточнение и расширение словаря
Дата18.04.2016
Размер37.91 Kb.
ТипДокументы


Тема. Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками.
Обобщающее занятие.

Цели: - уточнение и расширение словаря;

- практическое овладение навыками подбора антонимов

и использование их в речи;

- формирование полноценных представлений о звуковом

составе слова на базе развития слогового и фонематического

анализа и синтеза;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- развитие внимания, слухоречевой памяти,

словесно-логического мышления;

- развитие умения строить развернутую фразу с элементами

рассуждения.
- закрепить навык правописания безударной гласной в корне.
Ход занятия.
I. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: « Чтобы наша речь была правильной, четкой и понятной, мы произносим чистоговорку вместе с пальчиками.»

« От топота копыт пыль по полю летит»
IIАктуализация темы занятия.
Тему занятия мы узнаем, если выполним следующие задания.
1.Прочитайте слова, зашифрованные в таблице. Запишите эти слова в тетради.

Соедините в пары эти слова. Почему вы так соединили?

Дети отвечают, что это слова антонимы.

Логопед: «Что такое антонимы?»

Ученики: « Слова с противоположным значением»




лость
2


жад
3


сме
1


ра
5


дость
6


ность
4




тру







щед





грусть





рость







сость



III. Объявление новой темы.
Ученики записывают тему занятия в тетрадь.
IV. Объяснение материала.
_ Слова антонимы живут в чудесном городе. Часто эти слова не дружат друг с другом, стараются спрятаться.

1.Зашифруйте следующие слова с помощью цветных карандашей: труженик. бедняк, мудрец.

Ученики составляют звуковые схемы слов.

Логопед проводит работу над лексическим значением слов.

Ученики подбирают антонимы. (Лентяй, богач, глупец.)

Таблички со словами вывешиваются на доске.
2. В чудесном городе есть две улицы. Давайте узнаем названия этих улиц.

Запишите 3-ю букву в слове низкий, 2-ю в слове тишина, 4-ю в слове сумма, 5-ю в слове подснежник, 2-.ю в слове пятно, 2-ю в слове мячи.

Какое слово получилось? (Зимняя). Догадайтесь, какое название у второй улицы?

(Летняя)

Название улиц записывают на доске.
3. Продолжаем путешествовать по чудесному городу.

Мы с вами пойдем по дороге. Чтобы узнать какая дорога, надо вставить пропущенные буквы.
Дорога – длинная, у.кая, к.роткая, л.сная.

Ученики вставляют пропущенные буквы, определяют часть речи, род прилагательных и, какое слово лишнее. Убираем лишнее слово. По какой дороге мы пойдем? (По длинной, узкой, лесной.)

Эта дорога приведет нас к пруду. Пруд – глубокий, чистый, х.лодный, мелкий.
Ученики выполняют аналогичное задание Какой пруд мы увидим? (Глубокий, чистый, холодный)
Слова антонимы записывают в тетрадь.

V. Отдых.
Путешествие в музей.
Ребята мы с вами посетим необыкновенную картинную галерею.




Ученики на картинках ищут предметы с противоположным значением.


  1. Работа с пословицами.


1. Убежало слово из пословицы. Нам необходимо вернуть это слово.

Думай, где надо сказать, а где … .
Ученики объясняют смысл пословицы. Выписывают слова антонимы.
2. Прочитайте пословицу, запишите в тетрадь, подчеркните антонимы, объясните значение пословицы.

ет, ха, ды, от, зык, я, ет, та, бо, ра, ва, ло, го, да, ког.
3. Соберите из слов пословицу.

помни, зло, забудь, а, добро
Ученики записывают пословицу в тетрадь, подчеркивают антонимы, объясняют значение пословицы.

VII. Подведение итогов.