Главная страница


Чистоговорки и скороговорки для развития речи



Скачать 47.43 Kb.
НазваниеЧистоговорки и скороговорки для развития речи
Дата14.04.2016
Размер47.43 Kb.
ТипДокументы

Чистоговорки и скороговорки для развития речи.

c:\documents and settings\милана\рабочий стол\алфавит.png

Состояние звуковой стороны речи и фонематическое восприятие имеют большое значение для успешного овладения языком. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы.

Необходимо развивать фонематический слух детям, особенно тем, у кого имеются речевые проблемы. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.  Когда фонематический слух развивается в должной мере, ребенок начинает слышать себя, свою речь, пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Часто в  речи детей встречаются  замены звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию. Замены звуков могут быть в группах свистящих - шипящих (с-ш, з-ж ; вместо «шапка»- «сапка»), звонких - глухих (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; вместо «жираф»- «шираф»), сонорных (р-л; вместо «ручка»-«лучка»), мягких -твердых (са-ся, ла-ля; вместо «сядем»-«садем»). Подобные ошибки в устной речи могут привести к ошибкам на письме.

Предлагаемые чистоговорки помогут привлечь внимание ребенка к смешиваемым звукам. Повторять эти чистоговорки полезно, если ребенок может правильно произносить звуки, но иногда путает их. Если же есть нарушения звукопроизношения, то необходимо обратиться к логопеду.

Чистоговорки  следует повторять громко, четко, ритмично,  выделяя изучаемый звук.

 

 Чистоговорки.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию скороговорок, ребенок должен её запомнить. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Скороговорки .
У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками.
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).


Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

Жутко жуку жить на суку.

Ежу на ужин жук нужен.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Летят пичужки через три пустые избушки.

У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

На кочке квочка, квочка на кочке.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Материал подготовлен с использованием интернет-ресурсов https://razvitierebenka.com