Главная страница


«Долгое путешествие»



Скачать 41.42 Kb.
Название«Долгое путешествие»
Дата15.08.2016
Размер41.42 Kb.
ТипКонспект

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Долгое путешествие»
Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смысл загадок, формирование грамматического строя речи: развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союза, воспитание З.К.Р., развивать умение выделять звуки в середине, в конце и в начале слова

развитие связанной речи: учить детей строить высказывания типа рассуждений для этого

-обучать их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательство и выводов

-формировать умение вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;

-обучать умению использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

-Обучать употреблению при доказательстве слов во-первых, во-вторых , развивать умение детей составлять короткие творческие рассказы, развитее социальных навыков: развитие умения четко и ясно выражать свое мнение внимательно выслушивать своих собеседников
Материалы для заниятия

  1. Игровые карты с изображением перелетных птиц

  2. иллюстрации с изображением перелетных птиц

  3. Карточки с двумя полосками

  4. Фишки (синего, красного, зеленого цвета) на каждого ребенка по-несколько штук

  5. Слово-карточка на каждого ребенка

  6. Картинки с изображением птиц для определения звука –с- (снегирь, сорока, свиристель, скворец, соловей, клест, стриж)

  7. Картинки с изображением птиц для звукового анализа (сова, синица, грач)

  8. Фланелеграф

  9. Магниты-фишки для демонстрационного материала


Ход занятия

В.: «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

В.: Ребята, какие приметы весны описаны в этих строках,

Д.: (травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит)

В.: Правильно, одна из примет, это возвращение перелетных птиц.

С их прилетом было связано много народных примет.

Послушайте:

«Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал»

Что означают эти приметы?

Д.: С прилетом грачей началось активное таяние снегов. Зима окончательно уступила место весне

В.: Послушайте еще одну примету «Трясогузка, хвостом лед разбивает»

Д.: Трясогузка прилетает из теплых краев в наши места рано, когда лед на реке начинает трескаться, ломаться, ее даже зовут птицей – ледоломкой

В.: Из каких двух слов составлено слово ледоход (лед ходит)

Поэтому и разговор сегодня у нас пойдет о перелетных птицах.

Предлагаю сыграть в игру «словарное лото»

У меня на столе карточки с изображением перелетных птиц, нужно выйти, взять карточку, прочитать название птицы, и определить звук -с- в слове (в начале, в середине, в конце слова) Дети определяю звук -с- в словах
В.: А сейчас ребята, посмотрите внимательно на картинку кого вы видите на этой картинке.

Д.: Это сова

В.: Ребята, нужно сделать звуковой анализ слова «сова»

Дети выходят к мольберту и делают звуковой анализ слова, делят слово на слоги, находят ударный слог.

Потом появляется картинка с изображением птиц: синица и грач и делают звуковой анализ слова

В.: А сейчас ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны слова, лежат фишки, нужно сделать каждому звуковой анализ своего слова которое написано на карточке и разделить это слово на слоги и найти ударный слог
Физминутка: Деревья
IIч. Высказывания типа рассуждений
В.: Буквы вы знаете хорошо, умеете находить место звука в слове делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги. А теперь я хочу задать вам несколько вопросов, только ответить на них должны точно и полно, а главное - обосновать свой ответ.
Например, на вопрос, почему весной становится теплее, я отвечу так: «Весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой. Поэтому весной температура воздуха повышается, становится теплее». А можно еще сказать так: «Весной становится гораздо теплее чем зимой». Теперь я это высказывание должна доказать «Это происходит потому, что весной на Землю попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой».

В.: Попробуйте и вы так же ответить на мои вопросы:

1. Почему весной дни становятся длиннее?

2. Почему зимой прекращается рост растений, а весной возобновляется, растения словно оживают?

3. Почему зимой идет снег, а летом дождь?

4. Почему перелетные птицы улетают от нас осенью?

5. Почему они возвращаются к нам весной?
В ответах детей учитываем обоснованность, что бы дети применяли такие слова: как, потому что, поэтому и др.
IIIч. Творческое рассказывание.
В.: И так, мы много говорили о перелетных птицах, что перелетные птицы совершают столь долгое и опасное путешествие, они возвращаются на родину, где родились, на родину их тянет зов природы, им родные края дороже вечного лета жарких стран, где они проводят зиму. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас должен представить себя птицей. Придумайте, какой птицей вы будете: ласточкой, стрижом, соловьем, грачом

А теперь представьте, что вы вместе с другими птицами совершаете перелет, возвращаясь весной на родину, в родные края и составить рассказ о том, что им пришлось испытать, пережить, увидеть во время этого долго перелета.

Можно предложить детям план в виде перечня вопросов:
План

  1. Откуда вы летите

  2. У вас большая стая? Кто летел рядом с тобой?

  3. Что вы могли увидеть внизу, на Земле? Мимо каких мест вы пролетали?

  4. Что интересного произошло во время перелета? А может быть, птицам встретилась какая-то опасность?

  5. Что вы делали когда перелет закончился?

Во время рассказа буду следить за тем, что бы высказывания детей были выстроены грамматически правильно, поощряю использование образных выражений
Окончание занятия
А теперь ребята, наше занятие подошло к концу, а свои рассказы о перелетных птицах, вы можете запечатлеть в своих рисунках