Главная страница


Эффективные методы формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций у учащихся на уроках русского языка



Скачать 45.76 Kb.
НазваниеЭффективные методы формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций у учащихся на уроках русского языка
Дата18.04.2016
Размер45.76 Kb.
ТипДокументы

Эффективные методы формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций у учащихся на уроках русского языка

(в рамках работы с молодыми специалистами)
Работая с молодыми специалистами, методический совет районного методического объединения учителей русского языка и литературы столкнулся с проблемой боязни государственной (итоговой) аттестации. Таким образом, возник проект, реализованный в рамках работы Школы молодого учителя русского языка и литературы, под названием «Эффективные методы формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций у учащихся на уроках русского языка».

Результатом проекта стал электронный портфолио, в котором обощены дидактические материалы и эффективные приёмы подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Работа над проектом шла в несколько этапов.

Поскольку современное общество требует от нас повышения качества образования, образование обратилось к компетентностному подходу. Основные компетенции, которые словесники реализуют на уроках русского языка:

- языковая (знания о языке и речи и умение применять их в работе с языковым материалом),

- лингвистическая (умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм),

- коммуникативная (владение учащимися навыками речевой деятельности).

На этом этапе мы обратились к спецификации контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования (2012 год), и проанализировали задания на предмет их соответствия той или иной компетенции:

1) лингвистическая:

А3 – выразительные средства лексики и фразеологии, анализ средств выразительности;

В1 – лексика и фразеология (синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению);

В2 – словосочетание;

В3 – предложение (грамматическая (предикативная) основа предложения);

В4 – осложнённое простое предложение;

В6 – синтаксический анализ сложного предложения;

В7 – пунктуационный анализ (знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложении);

В8 – синтаксический анализ сложного предложения;

В9 – сложные предложения с разными видами связи;

2) языковая:

А2 – анализ текста (лексическое значение слова);

А4 – фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова;

А5 – правописание корней;

А6 – правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание слов;

А7 – правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-НН); правописание Н-НН в различных частях речи; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;

В5 – пунктуационный анализ (знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);

С1-С2 – грамматические нормы (морфологические нормы, синтаксические нормы), лексические нормы; пунктуация в простом и сложном предложениях; орфограмма;

3) коммуникативная:

А1 – текст как речевое произведение (смысловая и композиционная целостность текста, анализ текста);

С1-С2 – информационная обработка текстов различных стилей и жанров; текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста; отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
На втором этапе молодые учителя составили календарно-тематическое планирование по русскому языку (взяв за основу УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.) и наложили на неё спецификацию государственной (итоговой) аттестации (см. электронное приложение). Таким образом мы получили систему подготовки к выпускному экзамену, не требующую дополнительных вложений и, главное, не отнимающую у учителя время, отведённое на изучение программного материала.
Третий этап был посвящён анализу современных образовательных технологий. В результате работы учителя пришли к выводу, что наиболее эффективной является методика перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении Софьи Николаевны Лысенковой. Она позволяет обобщить на одном уроке теоретический материал в единую опорную схему и разгрузить оставшееся время на отработку навыков грамотного письма. Кроме этого, опережающее обучение позволяет учителю двигаться одновременно в трёх направлениях. Так, например, изучая в 5 классе тему «Употребление Ь», мы формируем языковую компетенцию, одновременно с этим раскрываем функции Ь (разделительную, показатель мягкости предшествующего согласного и показатель грамматической формы слова) и работаем таким образом над формированием лингвистической компетенции. А когда просим учащихся обобщить полученную информацию, проиллюстрировав её своими примерами, переходим к коммуникативной компетенции и уже в 5-6 классах готовим детей к написанию выпускного сочинения на лингвистическую тему.

В качестве опорных схем многие педагоги используют опорные конспекты Юрия Степановича Меженко1. Мы же обратились к таблицам Любови Анатольевны Шипачевой2: они читабельнее.

Большую помощь в работе словеснику оказывает приём комментирования. От комментирования слов по цепочке мы постепенно переходим к работе с текстом, который обязательно должен быть информативным, познавательным. У Надежды Валентиновны Лазаревой3 мы нашли тексты, дающие возможность решать одновременно орфографические, и пунктуационные задачи. Кроме того, некоторые из них носят довольно занимательный характер, что позволяет легко и с юмором подойти к отработке навыка грамотного письма.
Следующий этап был посвящён работе с аудиофайлами. В этом случае неоценимую помощь оказывает диск издательства «Новый диск» «Пишем изложение», где собраны 33 текста из открытого сборника текстов под редакцией Лидии Макаровны Рыбченковой4. Каждый текст на этом диске читается дважды: приблизительно 4-5 и 7-8 минут. Но, если обращаться к нему систематически, дети быстро адаптируются и успешно справляются с работой ко 2-3 разу написания изложения под «чужой» голос.
На итоговой аттестации выпускников 9х классов по русскому языку Ногинский муниципальный район традиционно показывает хорошее качество знаний. Возможно, в этом заслуга методического совета районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Системный подход к предмету вкупе с эффективными приёмами позволяет уверенно действовать как педагогу, так и ученику.


1 Меженко Ю.С., Ситникова Т.Н. «Школьный курс русского языка в опорных конспектах» – Житомир, 2010.

2 Шипачева Л.А. «Русская орфография и пунктуация» – Москва, 2004.

3 Лазарева Н.В. «Система подготовки к экзаменам» – Санкт-Петербург, 2004.

4 Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. «Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школ. 9 класс» – Москва, 2008.