Главная страница


«Фольклор в жизни ребёнка»



Скачать 58.44 Kb.
Название«Фольклор в жизни ребёнка»
Дата14.04.2016
Размер58.44 Kb.
ТипДокументы

Тема: «Фольклор в жизни ребёнка».
«Детский фольклор вызван к жизни едва ли исключительно непедагогическими надобностями народа». – писал крупнейший исследователь и фольклорист Г. С . Виноградов.

« Известно, что народ- педагог проявил удивительно понимание психического развития ребёнка. Проявляющиеся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активном усвоении речи (гуление, лепет), тяге к движениям».
Дети очень рано начинают реагировать на песенки. Они вызывают у них эмоциональный отклик в виде улыбки, сосредоточения взгляда, прислушивания, « комплекс оживления .»
Детский фольклор – это сложная , многоликая система произведений вкючающая в себя:
-« поэзию пествования детей» ( колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);

- детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки,

обрядовые произведения, страшилки )

-потешный фольклор ( словесные игры, скороговорки, небывальщины, загадки);
- игровой фольклор ( ролевые игры с текстом и без него, считалки, игры импровизации, и прочее); В зависимости от возраста ребёнка можно использовать весь фольклорный набор.

Начинать надо с младенчества, используя « поэзию пествования ».Совсем маленький ребёнок ( до одного года ) уже способен услышать ласковый напевный голос мамы, когда она поёт ему колыбельную песенку. Если он при этом лепетал, он может замолчать, всматриваться в лицо мамы перестать двигаться, как бы « замереть» на мгновение, может улыбаться, услышав родной голос. Пусть он ещё не понимает слов, но музыкальность, образность и ритм песен уже его завораживает. Человеческая речь вызывает слуховое сосредоточение у совсем маленьких детей, если она эмоционально окрашена. Это вызывает у ребёнка потребность общения и даже воспроизводить отдельные звуки. Учёные выдвинули песне « психологического благополучия», как результата рациональной организации жизни и воспитания ребёнка 2года жизни в семье. Если взрослый владеет методиками подхода к малышу, позволяющими установить с ним двухсторонний контакт, тогда эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его радости, огорчения, его психофизическое благополучие будет удовлетворено. Все мы хорошо знаем, как тяжело проходит адаптация малыша впервые поступившего в детский сад. Одной из задач адаптационного периода – помочь ребёнку ,как можно быстрее и безболезненно освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней.

Для формирования чувства уверенности необходимо;


  • Знакомство и сближение детей между собой;

  • Знакомство с педагогом и установка тёплых доверительных отношений;

  • Знакомство с группой, с окружающим организуется с помощью игр и потешек, но важно, чтобы ребёнок добровольно принимал участие в игре, чтобы участвовал взрослый, чтобы игры многократно повторялись, чтобы был наглядный материал.


Игры, которые направлены на сближение детей друг с другом: «Раздувайся пузырь», «Лови, лови» (дети ловят конец ленточки, которую педагог то поднимает, то опускает),»Кто позвал».

Для хорошей адаптации важно первое знакомство с педагогом и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада.

Желательно устроить « праздник знакомств», пригласить в группу родителей с детьми, рассмотреть все уголки и игрушки, показать «Петрушку» или другого персонажа, который»поговорил» бы с каждым из детей Здесь можно применять рифмованные слова, например: «Это кукольный уголок, он Танечку в гости зовёт».

Чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, очень хорошо использовать потешки:


«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий ,

Сашенька хороший,

Сашенька пригожий.

Пойди по дорожке,

Топни Саша ножкой».

«Наша Оля маленькая

На ней шубка аленькая.

Шапочка пуховая,

Оля чернобровая».
«Во саду ,садочке

Выросла малинка.

А в светлом теремочке

Выросла Маринка.

Мы её любили,

Все её голубили,

Вот какая девочка,

Девочка припевочка».
При этом надо гладить ребёнка по головке, смотреть ему в глазки, обнять его, показать его другим детям и т. д.

Ребёнок растёт и поэзия фольклора продолжает его радовать. Здесь надо шире использовать песенки, потешки. Часто дети при умывании боятся воды, плачут, поэтому хорошо прочитать слова потешки « Водичка , водичка ,умой моё личико,» « Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, пальчики Антошке». Потешки при кормлении, потешки на сон, потешки после сна, игровые потешки, потешки на экологическую тему, о любви к Родине – весь этот материал можно посмотреть в журнале «Дошкольное воспитание» №12 за 1998 год стр. 19.

У ребёнка с проблемами в развитии тем более адаптация к детскому саду протекает часто трудно. Новое большое помещение, незнакомые люди, дети, отрыв от мамы могут создать стрессовую ситуацию, которая без социальной организации может привести к невротическим реакциям, к частым болезням, и даже к психическим агрессиям. В этот момент важно взять игрушку, например, би- ба- бо, вместе с ней подойти к ребёнку и прочитать потешку для сложившегося момента, расположить с помощью игрушки к себе. По мнению многих специалистов, наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии, является игровая терапия. Это обыгрывание потешек, песенок, игровых ситуаций. Эти занятия могут проводиться в групповой форме и индивидуально, используя игровые приёмы: обыгрывание разных игрушек, предметов, рисунков, предметов лепки, аппликации, конструкции. Для малышей обыгрывание каждой игрушки обязательно. Через фольклор малышу понятен образ петушка, его внешний вид, действия(гуляет, ищет зёрнышки, разгребает землю).При этом дети по слову педагога или по подражанию в мл. группе делают за педагогом определённые действия с игрушкой. Содержание игровых действий педагог придумывает сам. Некоторые дети в младшей группе способны выполнять движения с воображаемыми предметами. (подставляют ладошку под дождик, прячутся в домик сделанный из ладошек, открывают зонтик раздвигая ладошки).Педагог во время обыгрывания побуждает детей играть, воображать, фантазировать.»Посмотрите, какая замечательная дорожка получилась,( из кирпичиков на занятии по конструированию) сейчас по ней поскачет зайка и проговаривает потешку: «Зайка скачет по дорожке прыг- прыг; скок- скок. У него устали ножки прыг –скок. Вот какая длинная дорожка, даже зайка устал бежать».

При обыгрывании потешки «Ваня, Ванечка»….на фланелеграф прикрепляется деревня, лес, пенёк, Ванечка- кукла с корзинкой и грибочки. Читается потешка и показываются действия, «Ваня,Ванечка!
Куда ходил?

-В лесочек!

Что видал?

- Пенёчек

-Под пенёчком, что?

_Грибок!

-Хвать и в кузовок!»

Эту потешку потом можно проиграть по ролям:( за автора педагог, за Ванечку дети). Также на фланелеграфе обыгрывается потешка « Огуречик, огуречик», «Курочка- Рябушка»У детей с проблемами в развитии снижен уровень речевого общения, даже если они и умеют говорить, то часто играют молча. Важно, чтобы все занятия по развитию речи строились по принципу речевого общения детей между собой и со взрослым, а также с персонажами, которые используются на занятиях, будь то описание картины, игрушки или обыгрывании песенок и потешек. Дети с помощью педагога должны вести небольшой диалог с персонажами. Например:педагог косвенным вопросом может побудить ребёнка спросить что-то у персонажа потешки, побудить его сделать вывод( спроси у петушка , зачем он спрятался от лисы?»,» спроси, почему сорока – белобока этому птенчику каши не дала?» «Спроси, что, делает Ваня, что делает Дуня?- из поешки « чики – чики- чикалочки».

Тем самым у ребёнка развивается речевая активность, улучшается понимание обращённой речи.Если дети на занятии стали несколько расторможенными, устали, можно в качестве расслабляющего момента просто спеть им спокойную песенку, например: «Серенькая кошечка», при этом подозвать их к себе, погладить по головке, по спинке, как бы от лица кошечки.про которую они только что слушали песенку. С маленькими детьми необходимо имитировать разные движения « сыпать крошки», стучать пальчиками одной руки по ладошке другой «клю- клюю», манить к себе рукой («к нам идите, к нам»)

Потешки являются предпосылкой к пониманию простых сказок, народного быта, формируют доброе отношение к окружающему миру. Чтобы лучше развивался словарь ребёнка , надо повторять часто встречающиеся эпитеты из сказок и потешек, например:»Петя- петушок», « Волк- зубами щёлк», « Лисонька – лиса» и так далее. Если правильно обыграть потешку» Ладушки – ладушки, испекла оладушки» с переодеванием, с атрибутами, с активным участием детей , то они получат массу эмоционального удовольствия, активизируются их движения.

В более старшем возрасте надо учить детей видеть небылицы, чувствовать юмор: «Ваня, Ваня простота, купил лошадь без хвоста»…..Для развития мелкой моторики руки, к беседе о временах года можно привлечь заклички, приговорки ( « солнышко – донышко» ; «Весна- красна». Детские годы очень значимы в жизни ребёнка и пролетают очень быстро. По этому очень важно наполнить мир ребёнка добротой, мудрыми наставлениями, музыкальностью словосочетаний русского языка. Работая с детьми, особенно с маленькими нельзя забывать про фольклор.