Главная страница


«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках и во внеурочное время»



Скачать 68.96 Kb.
Название«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках и во внеурочное время»
Дата18.04.2016
Размер68.96 Kb.
ТипДокументы

Педагогический проект

«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках и во внеурочное время»

Валерия Семис-ооловна Дамба –учитель русского

языка и литературы МБОУ СОШ с Эрзин

В современном, быстроменяющемся мире меняются и задачи образования. Сегодня выпускнику школы требуются такие качества, как инициативность, гибкость мышления, быстрая реакция на происходящие изменения в жизни. Роль учителя меняется, а вместе с ней меняются и формы и методы проведения урока. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникативных технологий является одной из приоритетных целей образования.

На идею создания проекта и работу на осуществление его цели и задач натолкнули проблемы, встречающиеся в практике работы учителя русского языка и литературы в сельской школе. А они следующие:

  • невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы;

  • неумение выражать свои мысли и чувства, представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач;

  • учащиеся не проявляют интереса к изучению языка;

  • недостаточное внимание и уважение к своей родной культуре и истории.

Из этих проблем в свою очередь вытекают определенные противоречия:

-между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

-между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;

-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

Актуальность.

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая

стремится к максимальной реализации своих возможностей,

 открыта для восприятия нового опыта,

владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

 умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы.

Гипотеза.

Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им

значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,

 выражать свои чувства и представления о мире различными способами,

свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Цель проекта:

определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы

Задачи проекта:

определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

повысить результативность обучения;

включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах, и т. д.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроках и внеурочной деятельности

Методы исследования:

анализ проблемы исследования;

изучение психолого-педагогической, методической литературы;

проектирование педагогического эксперимента;

диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование)

обобщение полученных результатов;

подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Этапы реализации проекта:

-предпроектный –подготовительный , стартовый (январь-сентябрь 2009)

-этап реализации проекта (сентябрь 2009-май 2012 )

-рефлексивный (июнь-сентябрь 2012)

-послепроектный (октябрь-декабрь 2012)

Способы реализации.

В проект входят следующие формы работы учащихся:

1. На уроках русского языка и литературы

2.Занятия кружка «Юные исследователи»

3.Ведение учителем факультатива «Нравственные проблемы в произведениях русских писателей»

4.Подготовка учащихся к олимпиадам

5.Краеведение (изучение этнокультурных особенностей народа). Оно подразумевает еще и работу по определенным концептам –семья, род, священные обряды, обычаи и традиции.

При работе над проектом используются методы и приемы таких современных образовательных технологий, как технология развития критического мышления, информационные технологии, исследовательская деятельность, проектные технологии, технология решения изобретательских задач.

Осваиваемые элементы компетенции:

Лингвистическая составляющая

Правила правописания, словарный запас, грамматические явления. Правильное произношение, знание словообразования, владение терминологией в рамках выбранного профиля

Социолингвистическая составляющая

Умение использовать языковый материал в соответствии с контекстом. Умение представлять материал в виде, оптимальном для восприятия другими людьми.

Социокультурная

составляющая

Знание о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера общения. Умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев. Ролевая форма представления произведения

Дискурсивная составляющая

Умение организовать речь. Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос. Умение поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения

Стратегическая составляющая

Умение ставить задачи, добиваться цели. Умение устанавливать контакт с собеседником.

Социальная составляющая

Заполнение анкеты. Умение поставить себя на место другого, способность справиться со сложившейся ситуацией


В основном работа шла на уроках и занятиях кружка и факультатива –больше свободы, нет ограничений, широкий охват, возможность выбора интересующего объекта (темы, произведения, понятия).

За этот период вместе с ребятами старались поработать над задачами проекта. Сделана стартовая диагностика знаний учащихся по предмету, нравственные категории и отношении их друг к другу, проблемам рода, семьи, родного края. Промежуточные результаты проекта –доклады учащихся отмечены сертификатами участия, грамотами и дипломами. Радуют их выступления на кожуунных и республиканских научно-практических конференциях. Вот те, которые добились результата в мероприятиях республиканского и всероссийского уровней.

Лопчатмаа Начын выступил на XIV республиканской НПК «Шаг в будущее», Ооржак Оюу заняла III место в XV республиканской НПК «Шаг в будущее» по литературе («Нравственный выбор человека в рассказе В.Солоухина «Мститель»), Кадин Анай-Хаак участвовала во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио», стала лауреатом Всероссийского конкурса учебных проектов («История и развитие рода сойонов»), Кур Долума выступила с докладом «Антропонимы жителей Эрзинского кожууна» на IV республиканской олимпиаде по школьному краеведению в рамках XV Всероссийской олимпиады «Отечество».

Встречаются определенные трудности, но они преодолимы. К концу учебного года подводятся итоги –сравнить диагностику: знаний, интереса к русскому языку и литературе, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. И, конечно, делаются выводы, что получилось, а чего нет, оправдал ли проект своих целей и задач.

Использованная литература:

1. Сост.Цветкова Г.В. «Литература 5-11 классы: проектная деятельность учащихся»,Волгоград, Учитель, 2011.

  1. Журнал «Башкы», №4, 2004.

  2. Статья Кузина В.В., Никитюк Б.А. «Экология души»

  3. https://festival.1september.ru, свободный.