Главная страница


Формирование лексико-грамматических представлений у ребенка с онр общее недоразвитие речи



Скачать 44.54 Kb.
НазваниеФормирование лексико-грамматических представлений у ребенка с онр общее недоразвитие речи
Дата07.07.2016
Размер44.54 Kb.
ТипДокументы

Формирование лексико-грамматических представлений у ребенка с ОНР

Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Словарь пятилетнего ребенка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Именно чувство языка, или, как его еще называют, языковое чутье, подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, полно излагает свои мысли, легко строя сложные предложения, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогом , падежные, родовых окончаний, без труда пересказывает рассказы и сказки.

Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов – названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одно названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Вот как объясняют некоторые понятия дети с 3 уровнем речевого развития:

Лиственница – висит на ветках (смешение со словом «листва»)
Мясорубка – когда рубят топором (смешение по морфологическому признаку).

Такое смешение понятий не всегда бросается в глаза при живом речевом общении: дети пользуются обиходными названиями, осмысленно заменяют одно слово другим – знакомым и понятным. Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях, связанных со словообразованием, например: сливной компот (вместо сливовый), мясный бульон (вместо мясной), пришила юбку (вместо подшила), креселко (уменьшительное от кресло), березная роща (вместо березовая).

Характерно, что все эти ошибки зафиксированы у детей не до начала специального обучения, а в его процессе. Это свидетельствует о слабости лексического переноса, сниженном языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при словообразовании.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (кабина, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива и т.п.)

- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, всплыл, заплыл и т.п.)

- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.)

- относительных прилагательных (соломенный, глиняный, песчаный, металлический и т.п.)

- притяжательных прилагательных (лисий, медвежий, петушиный, коровий, волчий и т.п.)

В грамматическом оформлении речи распространены ошибки:

- в употреблении предлогов В, К, С(СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД (Карандаш вытащили из спины (вместо из-за спины));

- согласовании различных частей речи (особенно числительных и существительных);

- построении предложений.

У детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторять фразы более из четырех-пяти слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.

Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются. Например, на вопрос «Какое варенье варят из слив?» один ребенок отвечает «сливочное», а другой – «сливное». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).

Разумеется, во время пребывания ребенка в логопедической группе педагоги уделяют пристальное внимание вопросам формирования правильных лексико-грамматических представлений. Логопед на групповых занятиях отрабатывает с детьми лексико-грамматические категории родного языка в соответствии с собственным планом работы, выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях, руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. Если после очередного занятия он обнаруживает, что материал нужно закрепить, он делает отметку в Дневнике индивидуальных занятий, и воспитатель в тот же вечер выполняет с детьми отмеченное упражнение.

Но нельзя ограничивать работу по коррекции лексико-грамматических нарушений только временем пребывания ребенка в логопедической группе. Параллельно родители дома отрабатывают эту же тему в процессе специальных упражнений, отобранных логопедом для домашнего задания. Заниматься с ребенком следует до достижения указанных в каждом упражнении целей и до исчезновения в его речи соответствующих ошибок.

Кроме того повседневные задачи родителей - пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе непосредственного общения, систематически контролировать грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Разумеется, не требуется, чтобы дошкольники знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они практически улавливали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществлять перенос на самостоятельно смоделированное предложение. При выборе слов необходимо ориентироваться на постоянный подъем «лексической планки», то есть на усвоение семантики новых слов, тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.

Коррекционный процесс требует от ребенка полной сосредоточенности и отдачи. В значительной степени этому способствует эмоциональный настрой взрослого, занимающегося с малышом. Здесь недопустимы атмосфера страха, психологический нажим на ребенка, какими бы высокими целями они ни были обусловлены. С другой стороны, нельзя ждать успеха и при поверхностном, слишком легком и беззаботном отношении взрослого к занятию. Наилучших результатов удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к ребенку, собранность и восторженное поощрение даже самой маленькой удачи в непростом деле формирование лексико-грамматических представлений.