Главная страница


Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно научного цикла



Скачать 51.34 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно научного цикла
Усик Инна Владимировна
Дата18.04.2016
Размер51.34 Kb.
ТипДокументы

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Автор: Усик Инна Владимировна

Соавторы: Коннова Ольга Васильевна, Калмыкова Людмила Викторовна.

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Преподавание предметов естественно-научного цикла ведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Фрагментарность знаний традиционной структуры образования не ведет к формированию единой картины мира. А без целостности знаний нет целостности восприятия окружающей действительности. Однако эти науки неразрывны, так как изучают практически одни и те же явления природы, а интеграция предметов создает условия для формирования целостного представления об окружающем мире. Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия. Термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана, на наш взгляд, заметным снижением интереса учащихся к предметам естественного цикла, что во многом связано с большим объемом содержания учебных программ.

Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании географии, физики и химии, развивают потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий. Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена высокой профессиональной мобильностью; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

С практической точки зрения интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения. Интеграция предметов естественно-научного цикла в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании универсальных учебных действий на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. Богатое содержание курса географии и требования к метапредметным результатам обучения посредством географического знания предоставляет учителю широкие возможности для организации процесса интеграции и формирования универсальных учебных действий.

Проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями, особенно придает уроку своеобразный колорит. Но элементы интеграции можно использовать и каждому учителю. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной.

Совместно с учителем физики и химии были разработаны и проведены интегрированные бинарные уроки, в основу которых положены разные педагогические технологии:

  • «Физические и химические явления», природоведение 5 класс;

  • «Определение свойств горных пород, как эффективное условие применения натурального камня » 7 класс;

  • «Физические явления в пустынях Африки» 7 класс;

  • «Теория литосферных плит и ее практическое значение» 7 класс;

  • «Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» 8 класс; 9 класс;

  • "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 9 класс;

  • «Химическая промышленность» 9 класс;

  • «Сейсмические волны» 9 класс;

  • «Оптические явления в атмосфере Сибири» 8 класс.

Для проверки усвоения пройденного создали ряд проверочных материалов в виде практических работ, например, для 7 класса «Определение плотности различных видов натуральных камней», тестов и т.д.

Результаты тематического контроля по данным темам, показали эффективность интегрированных уроков в сравнении с уроками, проведенными в традиционной форме. Качество знаний усвоения по темам выросло с 44 % до 82 %.

Метапредметные (операциональные) результаты связаны с различными видами деятельности, и достижение этих результатов предусмотрено и на уроках по предметам естественного направления, и во внеурочной деятельности. Сейчас в базисном учебном плане в качестве обязательного компонента появилась внеурочная деятельность.

Очень действенным средством для получения мобильного, креативного человека, умеющего мыслить нестандартно и постоянно работать над своим образованием является метод проектов.

Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Для среднего или слабого ученика внеурочные проекты, конечно, являются дополнительной нагрузкой. И все же проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся.

Например, исследовательская работа «Выявление и разрешение социально-экологических проблем улицы Хиросимы» затрагивает области таких научных дисциплин как физика, география и химия. Работа заинтересовала ребят, вылилась в социальный проект и имела высокую оценку:

  • 1 место в НПК учебно- исследовательских работ им. В.И. Вернадского «Я и Земля» Центрального района 2009г;

-3 место в городской НПК учебно- исследовательских работ им. В.И. Вернадского «Я и Земля» 2009г;

  • лауреаты областного фестиваля социальных проектов 2009г.;

  • 2 место городского этапа регионального конкурса «Здоровье нации начинается с тебя» 2011г.;

  • 2 место в областном конкурсе « Где мысль работать не устала» 2009г;

  • 1 место городского конкурса «Молодежь в защиту природы» 2010г;

  • диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги» 2011г.

Основной задачей ученика становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. Деятельность в своём процессе рождает и внутренние побуждения школьников (мотивы), и отношение их к учению, к общению в коллективе, к учителю, отчего часто зависят и результаты обучения и учения.

Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Выбирая профессию учителя, мы обрекаем себя на постоянное обучение. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе.