Главная страница


Гжельская керамика, или просто Гжель пользуется необычайно широкой популярностью у нас в стране и за ее пределами. По характерному цветовому сочетанию белого фона и синего узора, своеобразным приемам росписи и формам изделий Гжель узнают повсюду.



НазваниеГжельская керамика, или просто Гжель пользуется необычайно широкой популярностью у нас в стране и за ее пределами. По характерному цветовому сочетанию белого фона и синего узора, своеобразным приемам росписи и формам изделий Гжель узнают повсюду.
Дата22.02.2016
Размер89.8 Kb.
ТипДокументы




Гжельская керамика, или просто Гжель пользуется необычайно широкой популярностью у нас в стране и за ее пределами. По характерному цветовому сочетанию белого фона и синего узора, своеобразным приемам росписи и формам изделий Гжель узнают повсюду. Но мало кто знает, что этот промысел, имеющий славную многовековую историю, был фактически воссоздан заново уже в советские времена.
История промысла
Сделать это было нелегко. После реформы 1861 года, когда мануфактурный строй промышленности сменился фабрично-заводским, наметился упадок Гжельских производств. Нити традиций, передаваемых от мастера к мастеру, оборвались в Гжели уже в конце XIX века. Они щ:азались совершенно забытыми ко времени первой мировой войны. Разруха, царившая в стране после гражданской войны, еще более усугубила запустение в гончарном районе. Однако искусство старой Гжели, которым владели многие поколения мастеров, не могло исчезнуть бесследно. Следует отметить, что молодое советское государство не оставило без внимания народные промыслы. Уже в 1919 году в специальной программе намечались меры по поддержке кустарной промышленности. Но подлинное возрождение Гжели началось лишь в 1944-1945 годах, когда в работу ВКЛЮЧИЛИСЬ искусствоведы, художники, технологи научно-исследовательского института художественной промышленности, местные мастера.

А начиналось все в стародавние времена, когда точно и не знает никто. Впервые же упоминается Гжель в 1328 году в Духовной грамоте - завещании московского князя Ивана Калиты, оставлявшего своему старшему сыну земли, в том числе и Гжель. С тех пор Гжель стала входить в состав дворцовых земель.

Край этот необычайно богат гончарными глинами. Уже в XYII веке царь Алексей Михайлович указал: «Во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов применять глины, которая глина сгодится к аптекарским сосудам». М. В. Ломоносов свидетельствовал: «Если есть земля самая чистая и без примешивания где на свете, кою химики девственною называют, разве между глинами для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская...» Не удивительно поэтому, что едва ли не все население почти трех десятков окpeстныx деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. В одном из документов конца XYIII века, так описывалась Гжельская волость: «Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов...» Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Благодаря творческому характеру гжельского крестьянина гончара, постоянному поиску новых керамических материалов, иных форм и выразительных средств, на протяжении очень короткого времени, менее полувека, в Гжели было создано четыре самостоятельных отрасли художественной керамики - майолика, полу фаянс, фаянс и фарфор.
Майолика

Слава крупного гончарного района, специализирующийся на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII веке, когда её мастера усвоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли ценной. Гжельская волость именовалась в документах того времени «весьма славной», а гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Расцвет Гжельской майолики приходится на 70-80-е годы XVIII века, а в 90-х годах уже начался ее упадок.
Полуфаянс

В это время в России уже познакомились с фаянсом, изобретенным в Англии и экспортировавшимся оттуда. Он пленял воображение тонкостью и сравнительной белизной черепка, изяществом формы, необычными печатными рисунками и прочностью. Однако цены на фаянс, не говоря уже о «Короле керамики» - многокрасочном фарфоре, были так высоки по сравнению с майоликой, что приобрести столь дорогие изделия могли лишь немногие. Узнать, разработать рецепт фарфора или фаянса - вот та заветная цель, к которой стремились гжельские гончары. После многочисленных экспериментов на местной глине в самом начале XIX века гжельские мастера, добавив в глину известь, получили довольно белый керамический материал, названный полуфаянсом, или простым фаянсом.

Полуфаянс - такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Изделия из него имели все еще толстый черепок, но расписывали их по обожженному черепку, а не по эмалевому покрытию, что значительно облегчало работу мастеров.

Сочетание белого фона черепка и синей росписи становится характерным признаком гжельского полуфаянса. Если в росписях на ранних полуфаянсовых изделиях еще встречаются коричневая и зеленая краски, то в период расцвета (20-30-е годы) и вплоть до 60-х годов XIX века торжествует синий цвет. Собранные вместе, полуфаянсовые гжельские изделия представляются единым «синим семейством». Гжельский полуфаянс стал самобытным явлением не только русского, но мирового керамического искусства.
Фаянс

С изобретением полуфаянса гжельцы не прекратили поиска рецепта тонкого фаянса. Ведущая роль в экспериментах принадлежала крестьянину Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике братьев Тереховых в деревне Речицы, а впоследствии стал их компаньоном. А. Л. Киселев потратил почти десять лет, чтобы создать и усовершенствовать тонкий фаянс,. который своими техническими качествами не уступал фаянсу лучших российских фабрик - казенной Киево-Межигорской и купеческой Ауэрбаха. Из всех заведений Гжели завод Тереховых и Киселева был единственным, чьи изделия допускались к участию во Всероссийских Промышленных выставках, а владельцы, в связи со своими достижениями, удостаивались наград. После участия в первой выставке в 1831 году по распоряжению императора Тереховы и Киселев получили «нарядные». Награда давалась им «за усовершенствование выделки фаянсовой посуды и в поощрение прочих удельных крестьян гжельского приказа к распространению фаянсовой сей посуды в улучшенном виде».

Гжельская художественная фаянсовая продукция составляла значительную долю в фаянсовом производстве страны. Это означало, что подавляющая часть населения познакомилась с фаянсовой посудой благодаря гжельцам. «...Фаянсовая посуда не есть предмет роскоши: она идет во вседневное употребление...» - писал современник в начале 1830 годов. Действительно, за исключением заказных сервизов, посуда из фаянса считалась обычной, расхожей. Гжель в XIX веке стала одним из главных поставщиков трактирной посуды.

К концу века гжельский фаянс перестал существовать как явление декоративно-прикладного искусства.
Фарфор

Фарфор является высшим достижением керамического искусства. Просвечиваемый, белоснежный, легкий, прочный, способный принять тончайшую живопись, фарфор многие столетия пленял воображение гончаров всех стран.

В России его появление относится к середине XVIII столетия. Два крупных фарфоровых предприятия того времени - Императорский фарфоровый завод (под Петербургом) и завод купца Гарднера (под Дмитровом) могли удовлетворить спрос лишь аристократических слоев населения страны. Изделия их отличались высокими художественными достоинствами и стоили очень дорого. Остальное население России познакомилось с фарфором только в XIX веке. Заслуга в этом принадлежит главным образом заводам Гжели, где была сосредоточена большая ИХ часть.

Фарфор Гжели - самобытное художественное явление. Так же как и тонкий фаянс, фарфор этого района соединяет в себе западноевропейские черты с русскими.

Первые попытки создания фарфора в Гжели теряются еще в конце XVIII века. Легенда гласит, что первым создателем настоящего фарфора в Гжели был Павел Куличков, который основал завод в деревне Володино в 1802 году. Ранее он работал на фарфоровом заводе Отто под Москвой, откуда и привез секрет изготовления фарфора. Через некоторое время после смерти Куличков а гжельский крестьянин Иван Копейкин пробрался на завод Куличкова и подсмотрел устройство фарфорового горна. Открытие секрета сделало возможным изготовление фарфора еще в нескольких заведениях, а во втором десятилетии XIX века уже многие в Гжели выпускали фарфор.

Фарфоровые заводы в Гжели существовали наряду с фаянсовыми и полуфаянсовыми, но большая их часть выпускала одновременно и фарфор и фаянс.
Краткие методические рекомендации

Простейшие приемы традиционной гжельской росписи вполне доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данное пособие поможет педагогу построить учебный процесс, сообразуясь с возрастом и уровнем подготовки детей.

Мы надеемся, что приведенная здесь информация о промысле, позволит педагогу интересно рассказать детям о Сказочной Гжели, сопровождая рассказ показам изделий, плакатов. Показывая гжельские изделия или плакаты с их изображением, нужно обращать внимание детей на удивительной сочетание белоснежного фарфора и сине-голубой росписи, на соответствие узора и формы предмета, на типовые сюжеты в росписи.

Дети младшего возраста учатся азам гжельской росписи на бумаге. Аля работы нужна гуашь или акварель синего цвета и кисти разных размеров.

В пособии даны трафареты гжельских изделий с той целью, чтобы педагог мог их размножить и раздать каждому ребенку для росписи. Контурное изображение можно вырезать, тогда будет более полная имитация «готового изделия».

Большую помощь в обучении окажет рабочая тетрадь «Сказочная Гжель» издательства «Мозаика-Синтез», где дана система занятий по начальному ознакомлению с гжельской росписью, приведены упражнения на повтор элементов росписи и упражнения на импровизацию по росписи готовых изделий.
ЭЛЕМЕНТ «КАПЕЛЬКА». Простейший элемент растительного орнамента - это «капелька».

Она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки, может иметь прямую или наклонную форму. Трудно отыскать работу, в которой не было бы этого элемента; бордюры, розетки, цветочный орнамент - везде органично присутствует «капелька». Для выполнения «капельки» берется круглая беличья кисть N 5-7. Кисть смачивают водой, набирают краску, и затем аккуратно касаются бумаги и ведут кисть вниз, немного приподнимая ее и проворачивая по оси так, чтобы начало мазка было полукруглым, а к концу- след утончался. При этом бумагу нужно повернуть так, чтобы рисовать капельку сверху вниз.
Мазок с тенями. Мазок с тенями это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного оттенка синего к светлому, почти белому. Мазок выполняется одним движением кисти. Секрет мастерства в следующем: краску набирают на одну сторону кисти, так что с одного краю краски много, а другой край - почти без краски. Кисть кладут плоско на поверхность бумаги и ведут, поворачивая. Получается живописный мазок с постепенным переходом от темного к светлому. Мазок с тенями рисуется как в одну, так и в другую сторону.
Бордюры и сеточки. В гжельской росписи широко используются орнаментальные полосы, бордюры, выполненные с использованием тонких, широких, прямых и волнистых линий, точек, сеточек .
Гжельская роза. Один из мотивов гжельского фарфора - роза. Выполняется роспись, начиная с середины цветка. Мазки кладутся симметричными парами.
Простые растительные узоры. На таблице представлены элементы растительного орнамента - веточки, листочки, усики, цветочки. Эти элементы позволяют хорошо увязать орнамент с формой предмета, гармонично завершить композицию. В нижней половине таблицы представлены некоторые формы цветов, которые используются в росписи наряду с гжельской розой.
Образ птицы. Птица - излюбленный мотив гжельских мастеров. Умение выполнять простейшие элементы гжельской росписи, такие как мазок с тенями, капелька, сеточки, точки, усики, завитки и т.д., поможет детям повторить за мастером, а затем и выполнить самостоятельно очень популярный в народном творчестве мотив птицы.
Декоративно-сюжетные композиции. Несколько выделяются из общего ряда сюжетная и портретная росписи фарфоровых изделий. Бурная историческая жизнь России приводила к созданию новых сюжетов. Все более популярными становились исторические мотивы, сюжеты на военные и патриотические темы. Всегда были популярны сказочные сюжеты и архитектурные мотивы.

Жанровая композиция . С особой любовью во все времена писались жанровые сцены из повседневной жизни и пейзажи, особенно зимние.

Изделия современных мастеров.Мастера и художники Гжели с большой любовью сохраняют традиционные формы изделий: квасники, кумганы (высокие сосуды для напитков), чашки, тарелки, масленки. Неизменна и старинная образная система и характер декоративных средств. Однако, как любое живое дело, промысел все время развивается. Современное искусство Гжели впитало художественный опыт и технологию обработки материала, выработанное не одним поколением мастеров. Ассортимент изделий составляет более пятисот наименований - это вазы, шкатулки, подсвечники, различные наборы посуды и многое другое.
Мелкая пластика и игрушка.Особый интерес представляет гжельская скульптура малых форм - фигурки сказочных персонажей и на современную тематику. Забавные животные и сценки крестьянского быта очень выразительны и вызывают живой отклик в душе детей и взрослых.
Советуем прочитать:

1. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. - М., Народное образование, 1996.

2. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. - М., Агар, 1998 3. Аулькина Т. И. и др. Гжель. Фотоальбом. - М., Планета, 1989.

4. Логинов В. М., Скальский Ю. П. Эта звонкая сказка Гжель. - М., Сварог, 1994.

5. Сказочная Гжель.. Рабочая тетрадь. - М., Мозаика-Синтез, 2002.

Материал подготовлен воспитателем МАДОУ д/с №75, Гизатуллиной Л.Х.