Главная страница


Грамматическая основа предложения



Скачать 89.67 Kb.
НазваниеГрамматическая основа предложения
Дата14.04.2016
Размер89.67 Kb.
ТипДокументы


Учитель: Бриурош С.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема «Грамматическая основа предложения»
Цели:
Образовательные:
- знакомство с понятием «грамматический центр предложения»;

- формирование умения находить грамматическую основу предложения;

- построение алгоритма нахождения грамматической основы;
Развивающие:
- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;

- развитие внимания, мышления, памяти и речи;

- развитие орфографической зоркости;
Воспитательные:
- развитие чувства языка;

- формирование навыков сотрудничества;

- воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.
Тип урока: открытие новых знаний

Технология: проблемный диалог
Оборудование:
- план урока в виде спирали;

- модель транспортного средства;

- оценочные знаки;

- алгоритм;

- материал для групповой работы;

- схемы предложений;

- «солнышко» для творческого задания;

- тренажёры для физкультминуток



Ход урока

Задачи

1

Организационный момент
- Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?

- Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?

- Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?

- Отправная точка рефлексия, транспортное средство – автобус под флагом наших знаний.

- Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?

- С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.

- Готовы? В путь!



Анализ схемы

Определение типа урока
Определение структуры урока

2

Рефлексия на старте
- Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?

- Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)

- В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.

- Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка».

- Положите перед собой оценочные знаки: от – до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?

1) Предложение – это …

2) Словосочетание – это …

3) Я знаю три части речи – это …

4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …

5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …

- Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.

- Можем отправляться в экспедицию



Определение 1-го этапа урока. Мотивация

Прогноз

Самооценка опорных знаний

3

Актуализация опорных знаний:

Работа с предложением
- Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )

- На каком материале можно это сделать? (Чистописание)

- Для чего нужна минутка чистописания на уроке?

- Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)

- Для чего она нужна?

- Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.

- Сегодня в материале чистописания соединения –оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)

- Назовите эти словарные слова.

- Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме

- Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.

- Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы?
- Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?

- Давайте запишем одно предложение:

Маленький воробей купался в луже.

- Оцените нашу работу на этом этапе.




Определение следующего этапа
Мотивация этапа
Мотивация разминки
Самомассаж
Повторение словарных слов

Повторение правил посадки при письме
Самооценка

Прогноз

Самооценка




Работа со словосочетанием
- Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)

- Что такое словосочетание?

- Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?

- Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?

- Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь?
ёж…к р…ч…ной

окун… к…лючий

л…са л…сная

ч…щ… пуш…стая

ишка в…сёлый
- А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?

- Какое слово в словосочетании является центром?

- Оцените свою работу на этом этапе урока.



Определение следующего этапа
Прогноз
Мотивация


Развитие орфографической зоркости

Прогноз
Самооценка




Физкультминутка для осанки
-Для чего нужна физкультминутка для осанки?

- Почему она важна именно в начальной школе?




Мотивация

4

Открытие знаний

Воспроизведение знаний о частях речи
- Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)

- Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь?
(Группы получают материал для составления схемы)

- Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь.
ЧАСТИ РЕЧИ
Имя сущ. Имя прил. Глагол

Кто? Что? Какой? Что делать?

предмет признак действие
- Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)

- Оцените свою работу на этом этапе.




Определение этапа
Прогноз


Работа в группах

Отчёт групп
Самооценка




Постановка проблемы
- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.

- Определите все части речи.
прил сущ гл пр сущ

Маленький воробей купался в луже.
- Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)

- Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы?
Гипотезы:

1) слово

2) несколько слов
- Давайте проверим эти гипотезы.




Определение частей речи

Столкновение с проблемой

Выдвижение гипотез




Решение проблемы
- Проверим первую гипотезу. Назовите её.

- Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.

- Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.

- Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)

- Проверим вторую гипотезу. Назовите её.

- Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)

- Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)

Центр предложения – это два слова.

- Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи»

И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)

- Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?

- Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?

- Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?

- Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.

- Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике.

- Оцените нашу работу на этом этапе урока.




Проверка гипотез

Выводы

Самооценка




Физкультминутка по мед. показаниям
- Для чего нужна такая физкультминутка?

- Разделитесь на группы: ЛОР – заболевания – ароматерапия;

зрение – тренажёр для глаз;

ортопед. – тренажёр для ног

(дети в группах самостоятельно выполняют упражнения)




Мотивация
Выполнение упражнений на профилактику индивид

заболеваний

5

Закрепление знаний
- Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание».

- Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием?

- Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое – зависимое)
-Найдите словосочетания в нашем предложении.

- Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово.

*

Маленький воробей

*

Купался в луже
- А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово.

* *

Воробей купался
- Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр – это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.)
- Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен?
1) читаю предложение

2) о ком или о чём говорится в предложении

3) найти действие

4) подчеркнуть главные члены
- Давайте проверим его работу на материале учебника:
(упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях)
- Оцените нашу работу на этом этапе урока

Прогноз

Выводы

Мотивация

Построение алгоритма

Проверка работы алгоритма

Самооценка

6

Творческое задание

- Двигаемся дальше. Станция «Предложение».

- Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой /солнце спешит/. Справитесь?
(На доске солнышко. В центре – грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены:

весеннее согреть землю

ласковое разбудить малыша

холодное спрятаться за тучу

уставшее окунуться в океан
- Оцените свою работу на данном этапе урока.


Прогноз


Выполнение творческого задания

Самооценка

7

Рефлексия

- Мы вернулись на исходную позицию.

- Мы изменились за время путешествия. Как?

- Каково наше главное приобретение?

- Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали?

- Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали?



Подведение итогов
Озвучивание темы урока
Итоговая самооценка