Главная страница


«Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ»



Скачать 76.49 Kb.
Название«Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ»
Лисаченко Ю.С
Дата15.03.2016
Размер76.49 Kb.
ТипУрок


Тема урока: « Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ»

Тип урока: Открытие новых знаний

Авторы: Лисаченко Ю.С.

Основные цели урока:

1) Познакомить учащихся с признаками и условиями протекания химических реакций

2) Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы вещества

3) Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул

4) Начать формирование навыков составления химических уравнений
Демонстрационный материал и оборудование: весы, химические стаканы, реактивы ( растворы CuSO4, NaOH, HCl , СаСО3, фенолфталеин, Ва Сl2 , Н2SO4), компьютер, проектор,экран, презентация)

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности:

Цель:

- создать мотивацию к учебной деятельности посредством актуализации внутренних мотивов (могу и хочу)

- определить с учащимися содержательные рамки урока

Организация учебного процесса на этапе 1

  • Как нам уже известно, химия — это наука о веществах. Что мы уже знаем о веществах? Достаточно ли нам этих знаний, чтобы ответить на все интересующие нас вопросы? Можем ли мы ответить на вопрос как происходят превращения веществ? По каким законам протекают химические реакции? Подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок?

  • Верно! Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир химических превращений ! А помогут нам в этом полученные ранее на уроках химии знания.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Цель:

- повторить материал, пройденный на прошлом уроке

- организовать самостоятельное выполнение пробного действия и зафиксировать возникшие затруднения

Организация учебного процесса на этапе 2

  • Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы. Какие это группы? Давайте вспомним с вами чем одни явления отличаются от других и приведем примеры (слайд)

Один ученик у доски выполняет задание. Игра «Крестики — нолики». Следует указать выигрышный путь, который составляют только химические явления ( слайд).

- Как еще можно назвать химические явления? (Химические реакции)

- А все ли мы знаем с вами о химических реакциях? (Нет)

  • Сегодня на уроке мы продолжим изучать химические реакции. Предлагаю начинать наше путешествие в мир химических превращений.

  • Как вы абсолютно верно заметили, отличительным признаком протекания химической реакции является образование нового вещества — продукта реакции — обладающего другими свойствами, которыми не обладали исходные вещества.

  • Чем всегда сопровождается образование нового вещества? ( Признаками химической реакции)

  • Сейчас нам снова понадобятся полученные ранее знания. Давайте вспомним, какие признаки протекания химически реакций нам уже известны и попробуем их продемонстрировать.

Совместно с учениками учитель показывает опыты в пробирках. Ученики называют наблюдаемые признаки, которые одновременно появляются на слайде.

- образование осадка ( CuSO4 и NaOH)

- растворение осадка ( Cu(OH)2 и HCl)

- изменение окраски (NaOH и фенолфталеин)

- выделение газа ( CaCO3 и H2SO4)

- выделение тепла, света (реакция горения)

  • Какой вывод мы можем сделать из увиденного? ( О протекании химической реакции можно судить по появлению внешних признаков).

  • Предлагаю вам отразить на листе бумаги одну из приведенных химических реакций. Опишите происходящее в пробирке с помощью химических формул и математических знаков.

  • Давайте посмотрим на ваши записи, рассмотрим полученные варианты. Почему получились разные варианты?


3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель:

  • соотнести пробное действие с имеющимися знаниями, умениями и навыками учащихся

  • согласовать тему и индивидуальные цели урока

Организация учебного процесса на этапе 3

  • 1) Давайте разберемся, почему не всем удалось составить запись химической реакции? Чем это задание отличалось от тех, что вы выполняли ранее?

  • 2) Итак, Какие цели урока мы сегодня поставим?

  • А знаете ли вы как называется запись, отражающая суть химической реакции?

  • Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?


4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  • создать условия для осознанного выбора учениками нового способа получения знаний посредством проведения эксперимента

Организация учебного процесса на этапе 4

  • Итак, описать химическую реакцию с помощью химических формул и знаков мы сможем в том случае, если будем знать механизм превращения одних веществ в другие. Для решения данной задачи предлагаю совершить научное открытие! А для этого мы отправимся в далекий 18- й век, в лабораторию великого русского ученого М.В. Ломоносова ( слайд), который как и мы с вами был озадачен тем же вопросом: « Как одни вещества превращаются в другие и что при этом происходит с массой веществ? Будет ли масса исходных веществ равна массе продуктов реакции?»

  • Скажите, как мы получали ранее новые знания?( Использовали учебник, таблицы, презентации и т.д.)

  • А можно ли провести эксперимент для получения новых знаний? (Да)


5. Реализация построенного проекта

Цель:

- провести эксперимент для открытия новых знаний

-обобщить наблюдения и сделать предварительные выводы

Организация учебного процесса на этапе 5

  • Предлагаю провести эксперимент: ( учитель приглашает ученика к лабораторному столу)

  • На платформу весов поставим два стаканчика — один с раствором BaCl2 , другой с раствором H2SO4. Отметим положение стрелки весов маркером. Сливаем растворы в один стаканчик, а пустой ставим рядом.

  • Прошла ли реакция при сливании двух растворов? (Да)

  • Что свидетельствует об этом? (Образование белого осадка)

  • Изменились ли показания стрелки прибора при этом? (Нет)

  • Какой вывод мы можем сделать? Отличается ли масса полученных продуктов реакции от массы исходных веществ? ( Нет)

  • К такому выводу пришел и Ломоносов, который с 1748 по 1756 год проделал огромную работу и экспериментальным путем доказал что масса веществ до и после реакции остается неизменной . В основе его экспериментов лежала реакция взаимодействия металлов с кислородом из воздуха при прокаливании. Сейчас мы просмотрим видеоролик, иллюстрирующий подобный эксперимент. ( слайд — ролик)

- Ребята, какой вывод мы можем теперь сделать? ( Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции)

- Данное утверждение является законом сохранения массы веществ. (Формулировка на слайде). Теперь мы можем уточнить, как полностью будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ)

Обратимся к учебнику ( с.139) и зачитаем формулировку закона сохранения массы веществ.

- Что же происходит с веществами в ходе химической реакции? Образуются ли новые атомы химических элементов? ( Нет, не образуются. Происходит лишь их перегруппировка!)

- А если число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса тоже неизменна. Убедимся в справедливости данного заключения посмотрев видеоролик (слайд-анимация)

- Теперь, зная закон сохранения массы веществ,мы с вами можем отражать суть химических реакций с помощью химических формул соединений.

- Ребята, как принято называть условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков? ( Химическим уравнением) (слайд)

- Давайте попробуем описать просмотренный в видеоролике опыт с прокаливанием меди. (ученик у доски записывает уравнение реакции).

- В левой части уравнения мы записываем исходные вещества ( формулы веществ , вступивших в реакцию). Какие вещества вступали во взаимодействие? ( Медь и кислород). Как мы помним союз «И» в математике заменяют знаком «плюс» (соединяем исходные вещества знаком «плюс») В правой части мы записываем продукты реакции. ( Оксид меди II). Между частями ставим стрелку:

Cu + O2 = СuO

- Вот как просто и красиво. но... неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ. Соблюдается ли он в данном случае? (Нет!) Равны ли массы веществ до и после реакции? (Нет ).

Сколько атомов кислорода в левой части? (2) , а в правой? (1). Поэтому перед формулой оксида меди мы должны поставить 2! - уравнять кислород.

- Но.. Теперь нарушено равенство для меди. Очевидно, что перед формулой меди тоже надо поставить 2.

- Мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях? (Да!)

- Получили равенство? (Да)

Как называют такую запись? (Химическим уравнением)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель:

-создать условия для фиксации изученного материала во внешней речи

Организация учебного процесса на этапе 6

- Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и попробуем составить алгоритм действий. ( ученик у доски составляет уравнение химической реакции)

  • Напишем реакцию образования аммиака из молекулы водорода и азота.

Н2 + N2

  • В правой части ( после стрелки) записываем формулы веществ, образующихся в результате реакции ( продуктов).

Н2 + N2 → NH3

  • Уравнение реакции составляем на основе закона сохранения масс.

  • Определяем, у какого элемента число атомов меняется? находим наименьшее общее кратное (НОК), делим НОК на индексы — получаем коэффициенты.

  • Проставляем коэффициенты перед формулами соединений.

  • Пересчитываем количество атомов, при необходимости действия повторяем.

2 + N2 → 2NH3
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Цель:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действий с самопроверкой.

- организовать самооценку детьми правильности выполнения задания ( при необходимости — коррекцию возможных ошибок)

Организация учебного процесса на этапе 6

  • Готовы попробовать свои силы? Тогда составьте самостоятельно уравнение химической реакции образования воды, расставив в уравнении недостающие коэффициенты

(слайд-анимация) — пример образования воды.

(на экране отображены исходные вещества — молекула водорода и молекула кислорода, затем появляется продукт реакции — молекула воды)

- Проверьте ( на экране появляются недостающие коэффициенты в уравнении реакции)

- У кого возникли затруднения? Что осталось непонятным?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- зафиксировать в речи новые термины ( химическая реакция, химическое уравнение) и формулировку закона сохранения масс

- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности

- оценить собственную активность на уроке

- согласовать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 7

- Чему был посвящен сегодняшний урок? Как звучала тема урока? Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?

- Где мы сможем применить полученные сегодня знания?

- Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть?Что осталось непонятным?

- Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?

- Домашнее задание:

п. 27, упр. 1, 2. Упражнения на карточках ( на следующем занятии ученики делают самопроверку по слайду-эталону на экране).