Главная страница


«Игровые самомассажи, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми»



Скачать 41.37 Kb.
Название«Игровые самомассажи, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми»
Дата14.04.2016
Размер41.37 Kb.
ТипДокументы

«Игровые самомассажи,

как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми».

(из опыта работы)

В последние годы современные формы обучения детей, рост психо-эмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния семей и усиление внутрисемейной напряжённости способствуют нарастанию нервно-психических отклонений и ухудшению здоровья детей, которые, в свою очередь, при отсутствии соответствующей профилактики и лечения могут развиться в хронические формы заболеваний. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей.

В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги используют приёмы самомассажа, цель которого поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

Однако, при анализе оздоровительного потенциала самомассажей выясняется, что в данном направлении существует ещё ряд вопросов, например, как адаптировать их к детям дошкольного возраста и сделать данную процедуру наиболее привлекательной и менее утомительной. На мой взгляд, такая недоработанность даёт возможность творческого поиска. Так, в своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны мной неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А.А. Бирюков, В.И. Васичкин и др.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Игровые самомассажи проводились мной индивидуально и с группой детей на занятиях, в повседневной деятельности и использовались многократно в течение дня в различных режимных моментах.

С целью повышения интереса детей к выполнению, использовала сюжетно-игровые формы организации, например, «не боимся мы мороза», «весёлые хозяюшки», «салон красоты» и др. и разнообразные атрибуты: массажёры из пробок, мятая бумага, песок, рукавички, ребристые карандаши, массажные мячики и др.

В основу я положила не только обучение детей конкретной технике самомассажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Особое внимание детей обращала на правила выполнения самомассажа:

- руки и тело должны быть чистыми,

- мышцы должны быть максимально расслаблены,

-массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи проводились с учётом психо – эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

Используемые приёмы игрового самомассажа.

1.Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.p1080487.jpg

2.Точечный (по А.Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.p1090495.jpg

3.Самомассажи стоп ,кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.p1080448.jpg

p1080424.jpg

4.Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.

5.С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.p1080457.jpg

6.Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок. как природный материал даёт заряд положительной энергией.p1070863.jpg

7.Мыльный – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.p1090507.jpg

p1080435.jpg p1080431.jpg p1090499.jpg

8.С пробковыми массажёрами – массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.

9.Бумажный – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.p1080446.jpg

10. Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.p1090502.jpg

11. Рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток. p1080401.jpg

Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.