Главная страница


Имя числительное



Скачать 311.05 Kb.
НазваниеИмя числительное
Дата14.04.2016
Размер311.05 Kb.
ТипУрок

Урок по русскому языку в 4-м классе

Тема «Имя числительное»

Оборудование: Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель:

Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями «простое» и «сложное» числительное, учить правильному написанию числительных.

Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Ход урока:

I. Организация класса.

- Тринадцатое марта.

Классная работа.

- Какое слово относится к изучаемой нами теме?

- К какой части речи относится это слово?

2. Минутка чистописания.

П П Пер Па Пя Пу Т Т Тя Тщ То Те трудолюбие

Приобрёл я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло завязал,

Чтоб в мороз не замерзал.

- Какое числительное встретилось в стихотворении?

Какое это числительное?

3. Словарная работа

Восемь, одиннадцать, двенадцать

- К какой части речи они относятся? К какой группе относятся? (порядковые или количественные)

- Составьте предложения с этими числительными.

4. Актуализация опорных знаний.

- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Что общего у всех имён существительных?

- Задача сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать всё, что вы знаете о числительном, проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.

- Расскажите об имени числительном как части речи.

(Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.)

- Какие бывают по значению имена числительные?

(По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.)

(Слайд № 3)

- На какие вопросы отвечают порядковые числительные? Приведите примеры.

( Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).)

- На какие вопросы отвечают количественные имена числительные? Приведите примеры.

( Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).)

2. Морфологические признаки числительных.

(Слайд № 4)

- Как могут изменяться количественные числительные?

(Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют.)

- Как могут изменяться порядковые числительные?

( Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.)

5. Простые, сложные и составные числительные.

(Слайд № 7)

- Какие бывают числительные по особенностям строения?

( По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.)

- Какие числительные простые? Приведите примеры.

( Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.)

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.)

6. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

(слайд № 8)

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.

- В каких числительных мягкий знак пишется на конце слов? Приведите примеры.

( В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.)

- В каких числительных мягкий знак пишется в середине слов? Приведите примеры.

( В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.)

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.

(слайды № 9, 10)

5. Работа в парах (2 человека работают у доски).

- 1 вариант просклонять по падежам числительное – восемьсот.

- 2 вариант просклонять по падежам числительное – пятьдесят.

Взаимопроверка.

6. Физминутка: Если в числительном есть Ь в середине – сделать хлопок над головой, если на конце слова – присесть.

- 17, 50, 600, 15, 800, 80, 19, 900, 16, 500.

7. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения № 1.

- Запишите числительные в 2 столбика: 1) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного; 2) с разделительным мягким знаком.

2. Выполнение упражнения № 2.

- Письменно ответь на вопросы, используя имена числительные.

8. Работа по таблице.

- Записать имена числительные, распределяя их по орфограммам:

(СЛАЙД

700, 11, 16, 800, 17, 15, 20, 50, 80.

9. Работа с ребусами.

А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

У про100й 100ножки

100тоит по100ять

И у той 100ножки

Опыт перенять!!!

10. Работа в группах.

(СЛАЙД

Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А.

(Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.)

11. Закрепление знаний по правописанию числительных. (задание на листочках)

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

Проверка.

12. Упражнение в правописании имён числительных.

В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью.

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

13. Проверка изученного материала. Тест.

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? Подчеркните это числительное.

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 102

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

3. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

4. Установи стрелочкой соответствия:

Шестнадцать а) Простое

Семьсот

Один б) Сложное

пятьдесят

5. Подчеркни, в записи каких числительных пишется ь знак.

а) 60

б) 16

в) 5

6. Выбери числительное:

А) пятница В) воскресный С) повторить D) четыре

14. Итог урока.

Оценка результатов работы.

15. Рефлексия.

Обобщение знаний об именах числительных.

- Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

Тест Имя числительное.

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное? Подчеркните это числительное.

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Цифрами записаны количественные числительные. Подчеркни строчку, в которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 102

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

3. Подчеркни строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

4. Установи соответствия:

Шестнадцать а) Простое

семьсот

Один б) Сложное

пятьдесят

5. Подчеркни, в записи каких числительных пишется ь знак.

а) 60

б) 16

в) 5

6. Подчеркни числительное:

А) пятница В) воскресный С) повторить D) четыре

1 Тема. Имя числительное как часть речи

Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных

План урока

  1. Морфологические признаки числительных.

  2. Синтаксические признаки числительных.

  3. Виды количественных числительных.

  4. Простые, сложные и составные числительные.

  5. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

  6. Выводы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Слово учителя.

1. Имя числительное как часть речи.

В пятом и шестом классах на уроках изучается только пять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. На этом уроке вы переходите к следующей части речи – имени числительному.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

(Слайд № 3)

Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).

Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).

2. Морфологические признаки числительных.

(Слайд № 4)

Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

3. Синтаксические признаки числительных

( слайд № 5)

В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.

4. Виды количественных числительных.

(Слайд № 6)

Первая часть урока была посвящена отличиям двух разрядов числительных. Один из них – количественные числительные – в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два.

Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.

Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.

5. Простые, сложные и составные числительные.

(Слайд № 7)

По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.

Третий вид числе – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.

  1. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

(слайд № 8)

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.

3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (слайды № 9, 10)

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

7. Выводы.

(Слайд № 11)

  • По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

  • Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

  • По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

  • В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.

Выполните тест (слайд № 12).

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

3. Укажите неверное утверждение.

а) Сорок восемь – это целое число.

б) Одна треть – дробное числительное.

в) Сто – собирательное числительное

г) трое – собирательное числительное.

4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.

III. Домашнее задание.

Выучить правило. Упражнение 328.

2 Урок по русскому языку в 4-м классе

Тема «Имя числительное»

Оборудование: Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель:

Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями «простое» и «сложное» числительное, учить правильному написанию числительных.

Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Семнадцатое января.

Классная работа.

Назовите слово, которое относится к изученной вчера части речи.

– Что это за часть речи?( имя числительное)

– Расскажите об этом слове (числит., порядковое, простое, словарное).

II. Словарная работа.

СЛАЙД 1.

Вспомните словарные слова, над которыми мы работаем на этой неделе.(числительные)

Комментируем и записываем.

– К какой части речи они относятся?

– Какое слово «лишнее»? Почему?(все составные, а оно нет)

– К какой группе относятся? (количественные)

Составьте предложения с числительными или вспомните из сказок, рассказов, которые читали.

МОЛОДЦЫ! ХОРОШО.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Мини-пересказ.

УПР. 342, стр. 10

Прочитай историю известного слова. ЧИТАЮТ.

– К какой группе каждое имя числительное относится? (порядковые, количественные)

– Какое забавное название известным шапкам дал художник?

– Как художник образовал это слово? (три + ухо)

Числит. Сущ.

– Как он объяснил значение этого слова?

– Что произошло? (чередование)

Прочитайте еще раз эту историю.

Сейчас вы будете писать рассказ о шапке-ушанке. Какое местоимение вы напишите после предлога у ? – Почему? (ж.р.)

Найдите основную мысль истории. Это и будет названием рассказа, который напишите вы.

Проверка мини-рассказа.

Назовите однокоренные слова, выделите в них корень (треух, три, третье, треух, уха, уши)

– Что произошло в корне эти слов? (чередование Ха – Ша)

Колич. Колич. Порядк.

Назовите имена числительные. (три, два, третье )

Сколько? Сколько? Который?

ИТОГ: Назовите имена числительные. К какой группе каждое относится?

V. Физминутка.

VI. Составление словосочетаний.

СЛАЙД 2

Составьте словосочетания числительное + существительное.

И запишите их в два столбика: 1-й – с числительными ед.ч.; 2-й – с числительными мн. ч. – При составлении каких словосочетаний возникли затруднения?

– Какое имя числительное вы писали в словосочетаниях?

– Как вы изменили имя числительное в 1-м столбике? Почему?(приняло род им. сущ.)

– Какой секрет имен числительных вы узнали?

СЛАЙД № 3. ВЫВОД. Числительное один вынуждено принимать форму множественного числа, принимать род имени существительного, с которым оно связано.

VII. Работа по учебнику.

УПР. № 345, стр. 12. (письменно)

Прочитайте задание.

Спишите, подберите проверочные слова, подчеркните главные члены в 1 и 2 предложениях.

ПРОВЕРКА.

– О ком говорится в 3 предложении? (о баранах)

Подлежащее отвечает на вопрос кто? Что? И. п. – барана. – Может так быть? (нет)

– Сколько их ? (два)

Посмотрите подсказку.

СЛАЙД № 4. Имя числительное вместе с именем существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения.

– Что теперь должны знать? ( ЧИСЛИТ. + СУЩ.)

– Какое же в этом предложении подлежащее? (два барана)

– А сказуемое где?

СЛАЙД № 5. УПР. 347, стр. 12.

ПОМНИТЕ?! – Героев какого м/фильма вы видите? (38 попугаев. Удава измеряли сначала попугаями, а потом – слонятами. Но удаву понравился размер больше в попугаях ) – Почему? (больше число) – А что можно сказать о размере удава?

Длину удава измерили (38) попугайчиками и (2) слонами.

(два, двумя, тридцатью, восьми, восьмью, тридцати)

Прочитайте предложение. Запишите его используя не цифры, а слова.

Прочитайте какое предложение вы записали.

Вот видите, как сложно склонять имена числительные. – А числительное 38 какое? (составн.) – Как же склоняются составные числительные? (обе части)

Запишите словами: 11, 15, 28, 60, 700.

Т.п. одиннадцатью, пятнадцатью, двадцатью, восьмью, шестнадцатью, семьюстами.

VIII. Д/з.

СТР. 12, УПР. № 347 (задание №1)

IX. ИТОГ.

СЛАЙД № 6.

повторим, что вы должны знать об имени числительном:

Какими бывают имена числительные? (поряд., колич.; простые, сложные)

Как изменяются имена числительные? (по падеж. – у сложных измен. обе части)

Какие числительные измен. по родам? (числит. один и два измен. по родам)

Что можете сказать о числительном ОДИН? (принимает форму множествен. числа)

Какой новый секрет имен числительных вы узнали? (числительное вместе с существительным, к которому оно относится, составляет один член предложения)

4 КЛАСС

3 ТЕМА: «Правописание числительных».

ЦЕЛИ:

Способствовать уточнению представления о числительном, как части речи, обобщить знания о простых и сложных, порядковых и количественных числительных, их правописании;

Содействовать воспитанию умения работать в группе, уважительному отношению друг к другу;

создать условия для развития коммуникативных навыков, умения высказывать и доказывать сои суждения.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Приветствие. Взявшись за руки, передать друг другу тепло и хорошее настроение, пожелать успеха в работе.

Мотивационный этап.

На доске написаны слова:

Казахстан, город, родина, пятнадцать.

- Посмотрите внимательно на доску и исключите лишнее слово (пятнадцать). К какой части речи относится это слово?

Что вы знаете о числительном, обсудите в паре, расскажите в группе.

Мозговая атака.

В виде схемы выбрасывается на доску материал о числительном:

Часть речи

Сколько? Который?

Порядковые

Количественные

Простые

Сложные

Правописание ь знака

- Что бы вы хотели узнать еще о числительном? Сформулируйте цель урока.

Сегодня мы будем работать в центрах активности. Их у нас 4. Правила работы висят на доске (стене).

Центр «Русского языка».

Центр «Математики».

Центр «Открытий».

Центр «ИЗО»

Операционный этап.

ЦЕНТР «Русского языка».

1. Открой учебник на стр. 77. Выполни № 275.

*2. Где число, а где предмет? Выпиши имена числительные:

Два, двойка, пара, десять, пятак, пять, семерка, четыре,

трёшка, сто.

Проверь себя по ключу. Оцени

Ключ.

№ 275.

1.Самая высокая башня Кремля – Троицкая. Её высота составляет двадцать плюс шестьдесят метров. 2. В Москве три главных собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский.

* 2. Два, десять, пять, четыре, сто.

ЦЕНТР «Математики».

В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью. Проверь себя по ключу. Оцени.

1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________

центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?

Ответ: ____________________центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 ___________ часа?

Ответ: ____________________километров.

Ключ.

Большая перемена кончилась в 10 десять часов 30 тридцать

минут, а продолжалась она 20 двадцать минут.

Ответ: в десять часов десять минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400 четыреста

центнеров картофеля. Это на 100 сто центнеров меньше, чем во 2 –ой второй день.

Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 два дня?

Ответ: девятьсот центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 шестьдесят км/ч. Какое

расстояние она проехала за 2 два часа?

Ответ: сто двадцать километров.

ЦЕНТР «Открытий».

Внимательно прочитай, найди соответствия, соединив правый и левый столбик. Ответы прописью запиши в маршрутный лист. Проверь себя по ключу. Оцени.

Знаешь ли ты, что Казахстан по площади занимает … место в мире.

По запасам меди Казахстан занимает … место в мире

В этом году праздник Наурыз отметил … лет со Дня рождения.

В декабре Казахстан отмечает … лет своей независимости.

Эл – Фараби знал … языков.

Ключ.

Казахстан по площади занимает девятое место в мире.

По запасам меди Казахстан занимает третье место в мире.

В этом году праздник Наурыз отметил восемнадцать лет со Дня рождения.

В декабре Казахстан отмечает пятнадцать лет своей независимости.

Эл – Фараби знал семьдесят языков

ЦЕНТР «ИЗО».

Посчитай примеры и раскрась подарочную упаковку так:

Красным цветом – если в ответе – простые числительные.

Синим цветом – если ответ – сложные числительные.

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

ТеСТ.

1. Имя числительное – это __________________________________________

__________________________________________________________________

2. Простыми числительными называются такие,_____________________

__________________________________________________________________

3. Сложными числительными называются такие, _____________________

__________________________________________________________________

4. Установи соответствия:

Шестнадцать а) Простое

Второй

Один б) Сложное

двадцать

5. Укажи, в записи каких числительных пишется ь знак.

а) 60

б) 16

в) 5

- Приведите примеры простых числительных, сложных. Как они пишутся?

- В каком центре было работать легко? Трудно?

Домашнее задание:

стр. 77. № 276

Подбери пословицы, загадки в которых есть числительные.

Составь 5 вопросов к сказкам Андерсена так, чтобы в ответом были числительные. Урок русского языка в 4 классе

4 Тема: Правописание числительных.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель:

Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями «простое» и «сложное» числительное, учить правильному написанию числительных.

Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

План урока:

1. Орг.момент/оформление тетради

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент/ оформление тетради.

2. Актуализация знаний

А) Словарно –орфографическая работа.

- Отгадайте ребусы, запишите новые словарные слова (директор, триста)

- Соедините слова в словосочетание (триста директоров). Составьте предложение.

- Какое из новых словарных слов является числительным? Докажите. Какое это числительное: количественное или порядковое? Почему?

Б) Повторение.

– Что такое числительное?

Выпишите из предложенных слов числительные, определите количественное оно или порядковое:

Высокий, шестой, пятёрка, пять, одиннадцать.

(фронтальная проверка)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем больше о такой части речи, как числительное и познакомимся с правилами написания числительных.

- Разберите слова по составу. В каком слове затруднялись?

4. Работа над темой:

А) Понятия «простое» и «сложное» числительное.

Затруднялись потому, что слово имеет два корня.

Числительные бывают простые и сложные. Попробуйте определить, какие из числительных к какой группе относятся. Проверьте свои предположения (правило с.71)

Б) Постановка проблемного вопроса.

Прочитайте числительные. Определите простые они или сложные.

(шестнадцать шестьдесят

семнадцать семьдесят

восемнадцать восемьсот)

- Сравните числительные каждой строчки. Чем отличается их написание?

- Сравните числительные первого столбика, определите, что в них общего, попытайтесь сформулировать правило. (Работа в парах)

- Проверьте правило по учебнику. (с. 71)

4. Закрепление знаний.

А) Работа в группах.

Выписать из предложенного текста словосочетания числительное + существительное, записывая числительное прописью. Самый интересный факт о предложенном животном озвучить. (спикер)

1 группа: Слоны- самые большие наземные животные в мире. Азиатские слоны могут весить 8 тонн. Слоны – травоядные животные и могут кушать по 18 часов подряд, пережевывая 200 килограммов травы, листьев и фруктов. Слоны могут выпить 160 литров воды.

(по материалам журнала «Открой мир с Волли»)

2 группа: Тигры – самые крупные представители семейства кошачьих, ведь они могут весить 250 килограммов (столько весят 4 человека). Тигры - плотоядные животные, в среднем в день они съедают 18 килограммов сырого мяса, это 80 гамбургеров. Их излюбленная цель – олени, на которых они охотятся, постепенно приближаясь к добыче, пока между ними не останется 15- 16 метров. Тогда тигр стремительно бросается вперед и прыгает, как и обычная кошка.

(по материалам журнала «Открой мир с Волли»)

3 группа:

Черная мамба- одна из наиболее опасных и ядовитых змей длиной 2-3 метра. Она обитает в Африке. Мамба- самая быстроходная змея, обитающая на суше. Она может ползать со скоростью 16 – 19 километров в час. А если ее испугать, она также молниеносно передвигается и по веткам дерева. Яд этой змеи очень опасен, доза в 15-20 миллиграммов может стать смертельной для человека, а Черная мамба способна выпустить за один укус 150 – 400 миллиграммов яда.

(по материалам журнала «Открой мир с Волли»)

Проверка:

1. Выступление спикеров.

2. Проверка правописания: группы передают свою работу друг другу по кругу ( 1-2, 2-3, 3-1), озвучивают – какие числительные написаны правильно, какие –нет.

ФИЗМИНУТКА: если в числительном есть ь в середине– сделать хлопок над головой, если нет – присесть:

Семнадцать, пятьдесят, шестьсот, пятнадцать, восемьсот, восемьдесят, девятнадцать, девятьсот, шестнадцатый, пятьсот.

Б) Самостоятельная работа.

Упражнение 254. (фронтальная проверка)

5. Итог урока.

- Проверьте себя, выполнив этот мини-тест:

1. Выбери числительное:

А) пятница В) воскресный С) повторить D) четыре

2. Выбери верное утверждение:

А) Слово пятый – количественное числительное.

В) Слово пятый – порядковое числительное.

С) Слово пятый – имя прилагательное.

D) Слово пятый – имя существительное.

3. В какой группе все числительные сложные:

А) один, семь, шестнадцать

В) восемь, десять, двадцать

С) пятнадцать, восемьдесят, семнадцатый.

D) первый, второй, пятый.

4. В каком числительном пишется мягкий знак?

А) сем..надцать В) сем…сот С) сем…надцатый D) шест…надцать

5. В каком числительном не пишется мягкий знак?

А) девят…надцать В) пят…десят С) сем…сот D) девят…сот

6. Укажи, где сложное числительное записано правильно.

А) пятьнадцать В) семсот С) восемдесят D) шестьдесят

- Что узнали о числительном? Как пишутся сложные числительные?

6. Д/З Упражнение 255, выучить новые словарные слова и правило.

7. Рефлексия.

- Прошу вас поставить свою отметку к предложению, которое вам наиболее подходит:

Я хорошо понял тему.

Мне требуется дополнительное объяснение.

Я вообще не понял тему.

Урок русского языка в 4-м классе "Правописание числительных"

Цель: обобщить имеющиеся знания о числительном, продолжить обучение правильному написанию числительных

Задачи:

Образовательные:

Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени числительном как части речи.

Учить правильному написанию числительных, различению количественных и порядковых числительных, определению морфологических признаков этой части речи

Развивающая:

Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.

Воспитательные:

Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: Урок – обобщение по теме “Правописание числительных ”

Оборудование: печатные листы для групповой работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организациионный момент

Создание эмоционального фона урока

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Приветствие

II

1.

Актуализация знаний учащихся

Словарно-орфографическая работа

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока

- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь.

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Что общее у всех имён существительных?

Записывают слова, находят лишнее (тысяча), объясняют (тысяча – имя числительное, остальные слова – имена существительные).

Все имена существительные женского рода, 3-го склонения, единственного числа. На конце этих слов пишется мягкий знак.

2.

Систематизация и обобщение знаний учащихся.

Систематизировать языковые понятия

Тема урока “Правописание числительных”

- Поставьте цели на урок.

Сегодня у нас урок по теме “Имя числительное”. Наша задача – обобщить и систематизировать все, что вы знаете о числительном, а также проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

Сегодня мы отправимся путешествовать в Страну Чисел, где живут уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так-то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь!

Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретические знания по изученной теме. С этой целью я предлагаю вам тестовые задания.

Тест для проверки осознанности знаний определений и правил.

(Приложение)

1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:

б) количество предметов, число, порядок предметов при счете

2. Имена числительные делятся на:

в) количественные и порядковые.

3. Составные числительные – это числительные, состоящие из:

б) двух или более слов.

4. Мягкий знак пишется:

б) на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать;

в) в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.

5. Порядковые числительные обозначают:

б) порядок предметов при счете

6. Порядковые числительные изменяются:

а) по падежам, родам и числам.

III

Работа в парах.

Работа над правильным написанием числительных

Выполните в парах упр.1 с. 73 в парах

а) семьдесят, восемьсот, пятьдесят, тринадцать.

б) двенадцатью, восемнадцатью, десятью, девятью.

IV

Физминутка

Эмоциональная разгрузка.

Различение количественных и порядковых числительных.

Количественное числительное – присесть, порядковое – руки вверх и потянуться.

Восемь, третий, десять, пятнадцатый, двадцать второй, восемнадцать, один, пятьдесят сорок шестой, одиннадцать, сотый, тридцать три.

V

Самостоятельная работа.

Выполнение уровневого задания

Работа над правильным написанием числительных

Упр. 3 стр. 74 по уровням

1 уровень - спиши

2 уровень - спиши, выпиши числительные, рядом запиши порядковые

3 уровень - спиши, выпиши числительные, рядом запиши порядковые. Составь словосочетания с порядковыми числительными.

(Приложение)

1 уровень

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Всё, что его интересует:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки –

Всё нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

2 уровень

десять - десятый

семь - седьмой

пять – пятый

3 уровень

десятый день

седьмой месяц

пятый вагон

VI

Работа в группах.

Работа с ребусами

Развитие мышления

А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

У про100й 100ножки

100тоит по100ять

И у той 100ножки

Опыт перенять!!!

- А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем “расшиф-ровать” подобную запись.

Работа в группах.

Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А.

(Приложение) Числительное сто “ спряталось в этом стихотворении”.

Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.

VII

Самостоятельная работа.

Выполнение уровневого задания

Работа над правильным написанием числительных.

Формирование умения правильно употреблять слова в речи.

1. 1 уровень. Упражнение 4 с.74

2 уровень. Спишите фразеологизмы, вставляя вместо пропусков нужные слова.

1) Заблудиться в … соснах. 2) … за всех и все за … . 3) Как в телеге … колесо. 4) Лить слёзы в … ручья. 5) Знать как свои … пальцев. 6) … лишний. 7) … сапога пара. 8) от горшка .. вершка. 9) На все … стороны. 10) За .. вёрст киселя хлебать.

3 уровень. Задача:

В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б . Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух.

Задание:

Запишите числительные, которые читал мальчик, словами.

Посчитайте, сколько раз была написана вами буква ь.

Сколько сложных числительных он назвал?

(Приложение)

1) Заблудиться в трёх соснах. 2) Один за всех и все за одного . 3) Как в телеге пятое колесо. 4) Лить слёзы в три ручья. 5) Знать как свои пять пальцев. 6) Третий лишний. 7) Два сапога пара. 8) От горшка два вершка. 9) На все четыре стороны. 10) За семь вёрст киселя хлебать.

Восемьсот девяносто, семьсот восемьдесят, шестьсот семьдесят, пятьсот шестьдесят, четыреста пятьдесят, триста сорок, двести тридцать, сто двадцать, десять.

11 раз.

8 сложных числительных.

X

Итог урока.

Оценка результатов работы.

Рефлексия.

Обобщение знаний об именах числительных.

- Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите магниты к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя числитель-ное”.

Тема усвоена полностью.

Требуется повторить.

Тема не усвоена.

(Предложения записаны на доске)