Главная страница


«Инновационная модель управления педагогическим процессом в условиях модернизации образования»



Скачать 100.84 Kb.
Название«Инновационная модель управления педагогическим процессом в условиях модернизации образования»
Дата14.04.2016
Размер100.84 Kb.
ТипДокументы

« Инновационная модель управления педагогическим процессом в условиях модернизации образования»
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район
Дошкольное образование наряду с другими ступенями активно включилось в процессы модернизации отечественного образования, которая предполагает его обновление на организационном, содержательном и процессуальном уровнях.

Основной парадигмой модернизации стала гуманизация образования. Гуманизация дошкольного образования не только утверждает самоценность Детства, но и указывает пути технологического сопровождения уникального процесса развития личности ребенка.

Демократизация процесса воспитания и развития ребенка в условия образовательного учреждения нормативно и концептуально закреплена рядом документов Концепции дошкольного воспитания (научный редактор – В.В. Давыдов; руководитель группы – В.А. Петровский; авторский коллектив: А.Г. Асмолов, Е.В. Бодрова, А.М. Виноградова и др.), Концепция развивающей среды (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина и др.) немаловажную роль в становлении демократических принципов дошкольного воспитания сыграл и Федеральный Закон «Об образовании» (1992).

Результатом модернизации предполагалось повышение качества дошкольного образования, которое рассматривается в контексте компетентностного, а не знаниевого образования.

В то же время анализ современной ситуации в области научно-теоретических аспектов и практических поисков говорит о том, что угроза качеству дошкольного образования существует на всех уровнях:

1. Со стороны авторов образовательных программ, которые, декларативно провозглашая необходимость индивидуального развития дошкольников, не конкретизируют понятия «развитие» и продолжают оценивать качество по уровню освоения содержания программы, т.е. по количеству усвоенных ребенком знаний.

2. Со стороны начальной школы, которая вопреки всем имеющимся документам продолжает требовать от поступающих в школу детей умения читать, считать, а иногда и писать.

3. Со стороны родителей, которые, несмотря на серьезную педагогическую пропаганду идей гуманистического образования, продолжают требовать от педагогов ДОУ формирования у детей традиционных учебных навыков. И если детский сад не удовлетворяет их запросы в этом направлении, ребенка начинают водить на дополнительные занятия в школу, систему дополнительного образования и т.д.

4. Со стороны органов государственного управления образованием, которые в процессе аттестации образовательного учреждения и аттестации педагогических кадров продолжают оценивать качество деятельности учреждения или педагога по знаниям детей.

5. И, наконец, со стороны руководителей дошкольного образовательного учреждения, что является наиболее тормозящим для процессов модернизации фактором. Современная дошкольная педагогика и психология (Е.Г.Юдина, Т.Н.Доронова, Д.И. Воробьева, А.И.Буренина) утверждают, что для развития ребенка важно не содержание или конечный результат деятельности (детский рисунок, поделка, решенная задача, придуманный рассказ), а течение деятельности, когда происходит активизация всех психических процессов и формируются их качественные характеристики. Но в арсенале современных руководителей ДОУ нет форм и методов руководства и контроля, позволяющих оценить процесс. Поэтому, оценивая качество работы педагога, они продолжают оценивать результат. В результате рядовые воспитатели, которые готовы и на теоретическом уровне и практически осваивать и внедрять развивающие педагогические технологии, в основе которых лежат ситуации познавательного и художественного поиска, в реальной жизни встречают сопротивление руководителей, не умеющих правильно оценить их педагогическую деятельность.

Отсюда налицо противоречие между потребностью общества в демократизации дошкольного образования, в достижении такого уровня, когда образование не только дает ребенку знания, но и «учит жить» и реально существующей практикой управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении, препятствующей позитивным результатам.

В сложившейся ситуации необходимо кардинальное изменение имеющихся в арсенале современных руководителей форм и методов управления педагогическим процессом ДОУ.

МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» является муниципальной экспериментальной площадкой, занимается исследованием и разработкой новых форм и методов управления педагогическим процессом в ДОУ в контексте гуманизации и демократизации Отечественного образования.

На современном этапе реформирования системы дошкольного образования, существующие формы и методы управления педагогическим процессом ДОУ являются фактором, препятствующим реализации принципов гуманизации в практической деятельности.

Мы предположили, что разработка инновационной модели управления педагогическим процессом в условиях модернизации образования будет способствовать повышению качества воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.

Творческая группа детского сада разрабатывает модель управления педагогическим процессом ДОУ, состоящий из форм и методов руководства и контроля за деятельностью педагогов, максимально отвечающих принципам модернизации образования, определяет перспективные линии развития менеджмента в дошкольном образовании.

В результате изучения научно-методической литературы по проблеме менеджмента в дошкольном образовании сделаны следующие аналитические выводы:

- традиционно педагогическая наука рассматривает 4 основных функции управления: планирование, организация, регулирование-координация и контроль. При этом выполнение каждой из них требует дополнительных управленческих решений, связанных с педагогическим анализом, прогнозированием, целеполаганием, информированием. Данные решения трансформируются в определенные организационные формы и реализуются через конкретные методы управления.

- формы и методы управления педагогическим процессом зависят от множества факторов: типа и вида образовательного учреждения, организационно-правовой формы функционирования, финансово-экономических механизмов хозяйствования и др.

- качество дошкольного образования как результат функционирования ДОУ зависит от системы управления педагогическим процессом, показателями которой являются показатели освоения воспитанниками ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

На основании сделанных выводов о том, что критериями определения качества управления педагогическим процессом являются показатели реализации основной общеобразовательной программы, на первом этапе экспериментальной деятельности были использованы показатели ООП МАДОУ «ЦРР-д/с № 2», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы» и определены методы диагностики данных показателей.

В период реализации первого этапа экспериментальной деятельности произошли изменения в организационно-правовой форме функционирования ДОУ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2» получил статус Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район (Постановление главы администрации муниципального образования Славянский район от 13.12.2010 № 3121).

В связи с этим изменились механизмы финансово-экономической деятельности, и, как результат, появилась потребность в новых методах и формах управления педагогическим процессом.

Поэтому произошли уточнения в разработанной ранее инновационной модели:

  1. При определении инновационного аспекта функции планирования предполагается уйти от традиционных ежедневных планов воспитательно-образовательной работы и разработать прозрачную сетевую модель перспективно-календарного планирования, доступную к пользованию всем участникам образовательного процесса.

  2. Регулировочно-координационная функция предполагает смещение акцентов с методов универсального информирования-консультирования на самостоятельной мобильное получение педагогами актуальной информации и реализации ее в практической деятельности.

В опосредованных методах и формах функции регулирования и координации отдается предпочтение делегированию полномочий членам коллектива как активизация деятельности в режиме самоуправления.

Новый механизм финансово-хозяйственной (в режиме автономного учреждения) деятельности позволит определить приоритеты методов материального стимулирования по результатам деятельности.

  1. В организационной функции новая модель управления педагогическим процессом предполагает усиление приоритетов самоорганизации: формирования у педагогов собственной профессиональной позиции (умения принимать решения и быть ответственным за него)

  2. Функция контроля представлена в таблице и предполагает повышение роли родительского контроля за качеством образовательного процесса.




Виды контроля

Функция

Формы

Методы

Объект контроля (кого контролируют)

Субъект контроля (кто осущ-т контроль)

Предварительный (предупреждающий)

Дает информацию о работе управляющей системы по реализации ООП, позволяет оценить ситуацию, с которой начинается реализация программы

Изучение планирующей, оперативной документации, анализ состояния системы ДОУ, анализ развивающей среды, анализ системы взаимодействия с семьей

Проверка календарно-перспективных планов, наблюдение

Педагоги

Руководители первого уровня управляющей системы (заведующий, заместители зав)

Оперативный (текущий)

Анализ информации о ходе реализации программы, корректировка деятельности по разрешению возникающих проблем

Мониторинг,

тематический контроль, взаимоконтороль, родительский контроль

Диагностика, наблюдения, беседы, контрольные срезы, анализ продуктов детской деятельности, открытые формы педагогической деятельности, открытые мероприятия для родителей

Педагоги, воспитанники

Все руководители, педагоги, родители

Итоговый

Рассмотрение в качестве инструмента оценки качества реализации ООП интегральных показателей развития детей, педагогов, реализующих ООП, руководителей, обеспечивающих управление реализации ООП

Фронтальный контроль,

мониторинг

Диагностика, наблюдения, беседы, контрольные срезы,

анкетирование, тестирование педагогов, родителей, анализ продуктов детской деятельности, анализ результатов методической работы, участие в инновационной деят-ти, самоконтроль

Все элементы системы дошкольного учреждения (руководители, педагоги, дети, условия их взаимодействия, организация содержания педагогического процесса)

Внутренние и внешние управляющие субъекты, родители, педагоги


Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Сегодня в сфере образования внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

    1. управление учреждением;

    2. структура воспитательно-образовательного и процесса;

    3. содержание воспитательно-образовательного процесса.

Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения: положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Список литературы


  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151.

  2. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 2001

  3. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.

  4. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.

  5. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.

  6. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М.: АСТ, 1998.

  7. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.

  8. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27—36.

  9. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008

  10. Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы [Текст] / сост. Т.К. Воробьева. - М.: Наука, 2004. - 196 с.

  11. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский. - М.: Наука, 2003. - 139 с.

  12. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Академия, 2000. - 432 с.

  13. Фалюшина, Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект [Текст] / Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.

  14. Федорова, Л.А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению дошкольных образовательных учреждений.