Главная страница


Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока



Скачать 256.01 Kb.
НазваниеИспользование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока
Дата11.02.2016
Размер256.01 Kb.
ТипДокументы

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока
Современный этап развития российского образования по праву можно считать уникальным. Ведь если совсем недавно мы с сожалением говорили о преимущественно «меловом» подходе к преподаванию химии в большинстве образовательных учреждений страны, то сегодня мел всё чаще используется как химический реагент, а рядом с маркерными досками прочно обосновались интерактивные. [15]

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников ССУЗов. Особую роль в повышении качества образовательного процесса должно сыграть широкое внедрение в практику цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. [5]

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации педагогов. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями.

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Применять информационные технологии на уроках химии можно, используя компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий. При этом у преподавателя появляется возможность проявить творческий подход к организации урока, к разработке своих оригинальных дидактических материалов. Преподаватель может использовать как готовые образовательные ресурсы, так и созданные самостоятельно, например, на основе платформы «1С: Образование» или любой другой программы.

ЦОР – это достаточно простые в использовании и привычные ресурсы. Они созданы как дополнения к традиционным учебникам и учебным пособиям. Наборы ЦОРов безболезненно вписываются в традиционный классно-урочный учебный процесс, так как «привязаны» к хорошо знакомым учебникам. Вместе с тем, они дают самым широким слоям учительства возможность делать свои уроки ярче, динамичнее, современнее.

Урок как основная форма обучения химии предоставляет большие возможности для использования электронных учебных модулей. Содержание некоторых из них дает возможность преподавания химии, как на базовом уровне, так и на повышенном для общеобразовательных учреждений технического и естественнонаучного профилей. Как правило, каждый урок состоит из трёх модулей: информационного, практического (тренажёра), модуля диагностики и контроля.

Информационный и практический модули можно применять на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Контрольный модуль целесообразно использовать при повторении нового материала, а также при контроле знаний и умений на обобщающих уроках.

Помимо традиционных рисунков, видео и анимационных фрагментов, используемых в уже имеющихся электронных пособиях по химии, информационный модуль пособия включает интерактивные задания (динамические схемы, рисунки и электронные модели). Они позволяют схематично показывать развитие химических процессов, укрупнять изображение отдельных фрагментов. Особенно эффективны иллюстративные блоки, сочетающие фото- и видеофрагменты с различными схематическими изображениями.

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Компьютер необходим, во-первых, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения нового материала и контроля его усвоения. Моделирование химических процессов и явлений на компьютере нужно, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, выявить его закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала. Студент может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов), ученик может проследить за изменением объёма выделяющегося газа и т.д.

Второе направление использования компьютера в обучении химии – контроль и обработка данных химического эксперимента.

Третье направление использования ИКТ - программное поддержка курса. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала.

В настоящее время преподаватели активно осваивают Интернет. Очевидно, что в будущем степень проникновения материалов из Интернета в учебный процесс возрастет.

Компьютеризация учебного процесса не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом преподавателя. В то же время для преподавателя компьютер является мощным средством, облегчающим процесс создания.

Целью создания ЦОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ.

Все современные программно–педагогические средства можно классифицировать на:

1)           ЭОР - «И» - для получения информации;

2)           ЭОР - «П» - для поддержки практической деятельности учащихся;

3)           ЭОР - «К» - для аттестации и контроля знаний студентов (Табл. №1)



Название

Краткое описание

Теория


Мультимедиа – учебник с анимациями демонстрационного характера.

Описание объекта (процесса)

Видеофрагмент или интерактивная модель о законе природы, истории, научном эксперименте

Виртуальный мир

В качестве изучаемого объекта выступает социальный объект, объект макро или микромира. В процессе ответа на вопросы учащийся может вернуться к виртуальной установке для проведения дополнительного исследования.

Лабораторная работа

Установка для проведения эксперимента и автоматически проверяемые задания

Практикум по решению задач

Подборка расчётных заданий с подробно разобранными решениями, а также подсказки и рекомендации

Реферат

Проверка в Word вручную по критериям оценки

Тест

Различный уровень выполнения, с выставлением оценки и без оценивания

Исследовательский проект

Проверка вручную по требованиям и критериям оценки


Распределение ЭОР по уровням интерактивности (Табл. №2)




Уровень интерактивности

Описание

I

Условно-пассивный

Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука

II

Активный

Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

III

Деятельностный

Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями

IIII

Исследовательский

Работа с виртуальными лабораториями


Поскольку педагоги стремятся активно использовать ЦОР в практической деятельности, логично рассмотреть требования, предъявляемые к электронным ресурсам:

  1. Соответствие ЦОР федеральным образовательным стандартам.

  2. Высокий уровень мультимедийности ЦОР.

  3. Хранение и предоставление доступа к ЦОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.

  4. Активное использование ЦОР при реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования по предмету, в том числе:

  • создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучающемуся выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

  • возможность взаимодействия с моделями изучаемых объектов и процессов; с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений; возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;

  • более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности.

Обучающиеся могут использовать ЦОР:

1) во время урока по заданию преподавателя

2) вне уроков: дистанционные проекты и подготовка к аттестации;

3) дома: подготовка к урокам, олимпиадам и др. по предмету (самостоятельно).

Использование компьютерных технологий в обучении химии даёт возможность:

  • визуализировать изучаемые процессы, скрытые от непосредственного наблюдения, предоставляя одновременно с этим возможность многократного повторения;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

  • осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

  • осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку обучающихся;

  • способствовать проявлению творчества детей;

  • способствовать формированию основ информационной культуры будущих специалистов.

Следует отметить, что использование ЦОР предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого обучающегося; реального перехода от простого усвоения совокупности знаний к развивающему обучению и, как результат, формированию у обучающегося главного умения – умения самообучаться, учиться в течение всей жизни. [1]

Все это возможно при условии тщательного подбора ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в соответствии с целями и задачами урока и правильной организации работы на одном или нескольких компьютерах в классе и дома.

ЦОР способы выполнять все функции обучения: передачу информации, всевозможные тренинги, аттестацию, т.е. проверку знаний (схема 1).



В каждой конкретной ситуации необходимо тщательно выверять методику, которая у разных педагогов при работе с разным контингентом должна отличаться. Как и при традиционных занятиях, нельзя предложить что–либо универсальное и эффективное одновременно.

К сожалению, есть и предостережения со стороны преподавателей к использованию интерактивных пособий. Разработчики подобных пособий, в свою очередь, предупреждают учителей о нецелесообразности одновременной работы с информационным, контрольным и практическим модулями на каждом уроке.

Оптимальный вариант – это работа учащихся с модулями не только на уроке, но и дома, в процессе самоподготовки и повторения пройденного материала.

Говоря о достоинствах использования ЦОР, не стоит забывать и о некоторых недостатках. Так, нерациональное, необоснованное использование ЦОР может привести к тому, что:

  • Ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи.[1]

  • Происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся.

  • Ухудшается состояние здоровья школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером (По нормам, установленным СанПиН, к примеру, ученики 9 класса могут работать за компьютером не более 30 минут за весь учебный день).

Каждому преподавателю необходимо тщательно взвешивать: как, где и когда использовать компьютер при обучении. При условии целесообразного применения компьютерных обучающих программ необходима постоянная обратная связь обучающихся с преподавателем, в том числе устная (диалог) и письменная (тетрадь).

Благодаря проекту «Информатизации системы образования», тесно связанного с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации, компьютеры появились практически во всех учебных заведениях. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации в сети Интернет, нет необходимого количества компакт-дисков по предмету. Использование же учителем цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) делает реальным для студентов получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Качественных характеристик, выгодно отличающих образовательные электронные ресурсы от других средств обучения две: мультимедийность и интерактивность (приложение 5).

Таким образом, внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, основанными на использовании информационных технологий (приложение 4).

Важно отметить, что современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

Тем самым можно отметить инновационность подхода, обеспечивающего повышение мотивации обучающихся при использовании ЦОР в учебном процессе, их интереса не только к теоретическим основам химии, но и к практическим навыкам.

Использование компьютерных презентаций в изучении химии

Для результативного обучения на любом уровне образования большое значение имеют наглядные пособия разной степени сложности – от муляжей и плакатов до мультимедийных проектов. Это связано с превалирующей ролью образной памяти в процессе усвоения изучаемого материала. Образная память обеспечивает длительное хранение впечатлений и включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую и слуховую. Весьма эффективным для восприятия и запоминания является использование зрительных образов, так как у большинства людей лучше всего развит именно зрительный вид памяти. [5]

Античный философ Гераклий Эфессский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши»: более 80 % всей информации человек получает при помощи зрения.

При обучении детей и подростков, для которых зрительное восприятие материала имеет первостепенное значение, очень важно применять наглядные пособия.

Учитывая значимость овладения информационной культурой в современном мире, высокий интерес учащихся (особенно старших классов) к компьютерным технологиям и растущий уровень компьютеризации школ, для решения поставленных задач представляется целесообразным активное внедрение в учебный процесс мультимедийных программных продуктов.

Химия занимает центральное место среди наук о природе и обладает фантастической созидательной силой. Уникальность химии заключается в том, что она не только изучает то, что дано природой, но и сама создает для себя новые и новые объекты исследования, в этом отношении химии нет равных среди других наук.

Компьютерная презентация – это один из типов мультимедийных проектов. Она часто используется при выступлениях на конференциях и совещаниях, во время проведения различных выставок, в рекламе. [15]

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие осуществить показ презентации в классе. Практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации. Но положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Есть положительные и отрицательные стороны в применении презентаций в сравнении с имеющимися средствами обучения.

Кодоскоп явно проигрывает слайдам по красочности, трудоемкости нанесения информации.

Видеофильм равнозначно может быть использован и как самостоятельное средство обучения и как часть презентации. Вместе с тем, в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5 минут). Видеофильм продолжительностью в 20-30 минут лучше включить отдельно, как основную часть сценария видеоурока.

Таблицы и схемы в виде плакатов, если используются в единичном или в небольшом количестве, могут быть и предпочтительнее, т.к. внимание учащихся сконцентрировано на данном объекте. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и в этом случае предпочтение можно отдать презентации.

Многие учителя химии на уроках часто раздают карточки с заданиями. Такой предварительно заготовленный раздаточный материал однозначно лучше заданий, представленных на слайде, так как ученик, работая с индивидуальной карточкой, не напрягает зрение, переводя взгляд с тетради на экран, может лучше сосредоточиться и более качественно выполнить задание. Таким образом, проецировать условие нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично. При проведении тестового контроля знаний проецирование тестовых задании на экран интерактивной доски оправдан только в том случае, если предполагается использование обучающимися пульта для голосования. Во всех остальных случаях организуется индивидуальная работа с тестом на бумажном носителе или на экране монитора.

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное, останется надолго, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом, и учитель становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя, и при записи на доске, он тоже может выступать лишь констататором фактов, но при этом внешняя его позиция остается активной, он вынужден вести живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую «профессиональную лень» - учитель не импровизирует на уроке, не уточняет что-либо по ходу объяснения, боясь отступить от информации на слайде, учащиеся также не спешат делать записи по ходу объяснения, зная, что в любой момент можно скопировать презентацию, сделанную учителем.

Таким образом, применение на школьном комбинированном уроке презентации целесообразно лишь в оправданных случаях и далеко не на каждом уроке.

При создании учительской мультимиедийной необходимо придерживаться следующих принципов.

Весь урок, по мнению Платоновой Т.И., не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.

Необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классической доской.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

  • актуализация знаний;

  • сопровождение объяснения учителем нового материала;

  • первичное закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний.

На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться демонстрацией слайдов презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно, если их могут сделать сами учащиеся), и показ моделей. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной химической информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках химии, можно предложить рекомендации, которые могут предостеречь от ряда ошибок и неудач.

  • Анимация не должна быть слишком активной.

  • Стихи лучше декламировать, чем помещать на слайды презентации, в тоже время небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.

  • Уравнения химических реакций плохо смотрятся на презентации особенно при предъявлении нового материала. Предпочтительно при объяснении воспользоваться записями на обычной доске. При повторении и обобщении запись уравнений реакций вполне логична.

  • Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

  • Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно из какого источника идет звук и, наверное, в этом случае предпочтительнее магнитофон.

Составление электронных презентаций учащимися – один из видов домашнего задания

Учителя часто дают обучающимся задание написать реферат. Обучение написанию реферата не входит в обязательные задачи учителя химии. Этим занимаются, как правило, школьные научные общества, которые существуют далеко не в каждой школе. Чаще всего, обучающиеся сдают учителю некачественно выполненные рефераты большого объема – это или конспекты 1-2 книг, или взятые из Интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учениками. Такой реферат, а тем более несколько рефератов, сданных в одно и то же время учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с обучающимися, иногда, такие рефераты остаются непрочитанными, а только «просмотренными» учителем. Это ослабляет интерес детей к такому роду работы и уменьшает ее результативность.

Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. По заданию учителя ученики создают презентацию из 7-10 слайдов по конкретной теме с соответствующими комментариями к каждому слайду. При создании ученической презентации допускается отступление от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.

Работая над презентацией, учащиеся осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа обучающихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий – это помощь учителю. Активное привлечение детей к совместному творчеству по созданию презентаций обеспечивает и развивает их познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность. Такое сотворчество позволяет выйти на новый уровень межличностного взаимодействия в системе «учитель — ученик — родитель». Разнообразие в формах и методах использования компьютерной презентации способствует поддержанию устойчивого интереса школьников к химии, прочному и более полному усвоению учебного материала, успешной реализации межпредметных связей, развитию умения работать в коллективе.

Одним из положительных аспектов использования электронных презентаций является полноценность практически любого урока даже при «неожиданной замене». [12]

Электронная презентация — своеобразный конспект урока, обеспечивающий преподавателю возможность строго придерживаться темы и учебного плана. Слайды позволяют детям грамотно и четко оформлять свои записи в тетради. Постепенное появление различных объектов дает возможность анализировать схемы, уравнения, фиксировать внимание на каждом отдельном символе. Учебная презентация значительно сокращает время преподавателя на подготовку к уроку. Ее можно использовать для фронтальной, парной, групповой и индивидуальной работы. Если презентация создаётся не к отдельному уроку, а по теме в целом, то обеспечивается возможность быстрого просмотра необходимых слайдов при повторении материала, актуализации знаний, необходимых школьникам для изучения нового, обеспечивается комплексность изучения темы.

Примером такого урока может быть урок по теме «Коррозия металла», на котором используются различные виды ЦОР.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Пояснение: За 3 недели до урока были сформированы группы обучающихся. Каждая группа получила конкретное задание, итогом выполнения которого должно было служить выступление с использованием компьютера. Отбор материала и построение презентации проводилось под руководством учителей химии и информатики.

На уроке обучающиеся выступали в роли учителя, излагая материал о коррозии металлов. Причём допускались разные варианты изложения материала: одним представителем группы или всеми участниками по очереди, использование разных компьютерных программ.

Цель урока: сформировать понятия о коррозии и способах защиты от неё, рассмотреть классификацию видов коррозии, используя современные технологии обучения.

Оборудование: CD Мультимедийное учебное пособие нового образца, Химия, 9 класс, Просвещение, 2013, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Постановка познавательной задачи: «Может что-то существовать вечно?»

2.Изучение нового материала.

Выступление группы №1. «Врага надо знать в лицо». В чём сущность процесса коррозии? Рассказ с использованием компьютерных демонстраций на CD диске.

Задание классу: прослушайте выступление группы №1 и запишите определение

коррозии.

Выступление группы №2. Факторы, влияющие на скорость коррозии (исследование, оформленное в виде презентации).

Задание классу: прослушав выступление группы №2, запишите, какие факторы влияют на скорость коррозии.

Выступление группы №3. Классификация коррозионных процессов (рассказ сопровождается заполнением схемы на интерактивной доске).

Задание классу: прослушав выступление группы №3, составьте и заполните опорную схему «Виды коррозии»

Выступление группы №4. Способы защиты от коррозии. Рассказ с использованием компьютерных демонстраций на CD диске.

Задание классу: прослушайте выступление группы №4 и запишите способы защиты от коррозии.

Выступление группы №5. «Коротко о главном» (защита буклета)

3. Контроль знаний обучающихся

Класс делится на 2 группы:

  1. обучающиеся, уверенные в своих силах, выполняют тест на интерактивной доске с использованием системы голосования,

  2. обучающиеся, неуверенные в своих силах, работают на компьютерах, выполняя тренировочный тест и кроссворд на закрепление изученного материала (контроль их знаний может быть осуществлён на следующем уроке).

4.Домашнее задание:

продолжить изучение нового материала по записям в тетради и по учебнику.

По желанию: найти в дополнительной литературе материал о полезной ржавчине.
  Так как уровень подготовки обучающихся по химии и информатике разный, то и сложность работы будет разной. Для кого-то достаточно подготовить рассказ по готовым ЭОР с диска. Другие способны оформить к своему исследованию электронную презентацию. Третьи не только владеют техникой, но и самостоятельно могут подобрать материал к своему выступлению. Использование компьютерных презентаций и других видов цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе с учётом индивидуальных особенностей класса позволило не только активизировать процесс обучения, но и повысить его результативность. Подтверждением этого является диаграмма «Результаты урока», из которой видно, что отрицательных отметок за урок нет, а процент отметки «3» очень незначителен.

Результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. Поэтому важно создать на уроке благоприятный психологический фон, ситуацию успеха, использовать различные формы и методы работы.

В процессе объяснения материала учителем на уроке презентация является электронным пособием, созданным с помощью офисного приложения PowerPoint, позволяющей красиво оформить материал, «оживить» демонстрацию с помощью анимации и звука. Повышение эффективности объяснения происходит за счет возможности слушателям по ходу выступления учителя составлять конспекты в тетрадях или на компьютере. В дальнейшем обучающиеся могут перерабатывать эти конспекты, используя общедоступные источники информации.

В качестве эксперимента были проведены уроки по одной теме в разных группах 1-го курса, разработанные в двух вариантах: в одном - с применением ИКТ, в другом использовались традиционные методы обучения. Учёт результатов уроков осуществлялся на основе наблюдений за обучающимися и на основе анализа карт отслеживания эффективности урока. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже слабоподготовленные обучающиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Подтверждением этого являются диаграммы «Эффективность урока», из которых видно, что процент успешных работ при использовании цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе выше, чем при обычном способе изучения материала (81% и 68% соответственно).




урок «отличный»


урок «хороший»

Проведённое анкетирование студентов выявило, что большинство приветствует работу с компьютером (90%), хотя мотивы могут быть разными.

Выступление обучающегося в ходе урока с опорой на мультимедиа-презентацию улучшает контакт докладчика и аудитории и повышает эффективность выступления. Повышение эффективности выступления происходит за счет представления главных положений выступления на экране, использования наглядного видеоряда и звукового сопровождения. Поддержка выступления обучающегося тезисами, цитатами, изображениями и звуком позволяет лучше организовать речь и помочь обучающемуся, которому трудно выступать перед аудиторией. Поэтому всё чаще ученики свои сообщения к уроку готовят не в виде бумажных докладов, а создают презентации по заданной теме.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках химии усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Разнообразные формы работы можно организовать для обучающихся и во внеурочной деятельности. Формирование ключевых компетенций немыслимо без использования проектной деятельности.

На различных этапах проведения исследований обучающиеся работают в глобальной сети Интернет. Телекоммуникационные технологии рассматриваются не только как основной источник информации, но и как способ общения с единомышленниками, руководителями, а также инструмент участия в сетевых проектах. На завершающем этапе происходит презентации продукта.

Отдельно, хотелось бы выделить достоинства телекоммуникационных проектов, которые выполняются с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и WWW (сеть Интернет-сайтов). Такие проекты всегда носят надпредметный характер.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов такое, что их выполнение совершенно естественно требует привлечения средств компьютерной телекоммуникации.

Становится очевидным, что телекоммуникационные проекты это не только интересный динамичный проект, но и серьезный информационный ресурс для преподавателей и учащихся, который может оказать неоценимую помощь в работе с одаренными детьми.

Для подготовки к олимпиадам различного уровня применяются ресурсы медиатеки.

Наша работа по использованию компьютерных технологий началась с применения готовых мультимедийных пособий. В дальнейшем оснащение уроков расширилось за счёт различных типов педагогических программных средств, что привело к повышению мотивации студентов на учебную деятельность и положительно сказывается на динамике роста уровня учебных возможностей. Анализ научно-популярных статей и публикаций, опыт работы с информационно – коммуникативными технологиями позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью моде. К информационным технологиям надо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

В данной работе проанализирована лишь небольшая часть вариантов использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, которая была применена на практике и показала свои результаты с положительной стороны. Надеюсь, что методические рекомендации с примерами использования ЦОР в учебном процессе окажутся полезными для преподавателей. Возможностей для педагогического поиска и моделирования учебных ситуаций при этом множество, а главное, что все они легко интегрируются с традиционной схемой урока.

Под руководством преподавателя студенты могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а в последствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Электронная презентация является незаменимым средством усиления наглядности изложения учебного материала, позволяет сделать урок живым и увлекательным, собирать и представлять информацию из различных источников, моделировать всевозможные процессы.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, эффективное внедрение ЦОР в учебный процесс возможно при сочетании их с традиционными методами преподавания. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и учителя, помогает расширить кругозор, как педагогов, так и учеников, способствует обмену мнениями и опытом с коллегами.

Список литературы


  1. Андреева, И.Ю. Азизова, Н. А. Степанова, Электронное пособие как интерактивное средство обучения, //Журнал «Биология в школе». 2008. № 1стр. 48-49.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// «Вестник образования». № 6.­­­­ - М.: ПРО – Пресс. 2010, стр 11-40.

  3. Гузеев В.В, Дахин А.Н, Кульбеда Н. В, Новожилов Н.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. М., Центр «Педагогический поиск». 2014.

  4. Журавлёва С.В., Каусова И.Л. Использование компьютерных презентаций в изучении химии. [email protected], 24.09.2013

  5. Информационные технологии в деятельности учителя- предметника. Часть I. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2012, стр. 172.

  6. Информационные технологии в деятельности учителя- предметника. Часть II. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011, стр. 172.

  7. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения// Журнал «Химия в школе» №5, 2014, с.12-14

  8. Красновидова Е.В. Различные формы работы с компьютерными презентациями. aga[email protected] 01.10.2009

  9. Нечитайлова Е.В. Go to the white-board, или интерактивная доска на уроке химии// Журнал «Химия в школе» №6, 2013, с.33-38

  10. Нечитайлова Е.В. Об использовании WEB-квестов в процессе обучения химии// Журнал «Химия в школе» №6, 2011, с. 26-29

  11. Нечитайлова Е.В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника// Журнал «Химия в школе» №5, 2011, с. 47-49

  12. Панюкрова С. В, Байков А. С. Возможности использования интерактивной доски на уроках информатики// Журнал « Информатика и образование». 2008. № 1, стр. 76-78.

  13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. (Пособие для учителей и студентов педагогических вузов). М. 2010.

  14. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко. М. Издательство Проспект. 2012, 432 стр.

  15. Платонова Т.И. Об использовании электронной презентации на уроке// Журнал «Химия в школе» №9, 2011, с.25-29.