Главная страница


Использование информационных и коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.”



Скачать 201.17 Kb.
НазваниеИспользование информационных и коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.”
Дата18.04.2016
Размер201.17 Kb.
ТипРеферат



Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 7


Использование информационных и
коммуникативных технологий

в обучении иностранному языку.”
Гайда Лилия Викторовна,
учитель английского языка,
I квалификационная категория

г.Красный Сулин
2012 год

Содержание
Введение


  1. Применение информационных и коммуникативных технологий в процессе преподавания иностранному языку.


1.1 Значение использования новых информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку.
1.2 Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения иностранному языку.
1.3 Интеграция информационных и коммуникативных технологий в процесс обучения иностранному языку и в учебно-воспитательный процесс.
1.4 Формирование мотивации обучаемых к применению информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку.
1.5 Предпосылки использования информационных и коммуникативных технологий в процедурах оценивания знаний по иностранному языку.

2. Применение мультимедиа технологий на уроках иностранного языка.
2.1 Мультимедиа технологии: описание и основные возможности.
2.2 Использование интерактивной SMART– доски на уроках иностранного языка.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


ВВЕДЕНИЕ
В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, в

качестве материальной основы которой служит электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появляется новый вид технологий – информационные. К ним относятся процессы, где “исходным материалом” и “продукцией” является информация. Разумеется, перерабатываемая информация связана с определенными материальными носителями и, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и переработку энергии. Но последнее не имеет существенного значения для информационных технологий. Главную роль здесь играет информация, а не её носитель. С появлением понятия информационные технологии также стали вводиться понятия, такие как компьютерная грамотность и компетентность, информационно-коммуникационные технологии, информационная культура, информатизация образования.

Современные информационные компьютерные технологии все чаще стали использоваться во всех сферах деятельности человека. И конечно же, сфера образования не могла стать исключением. Более того, именно сфера образования характеризуется разнообразием направлений использования компьютерных технологий. Так же нужно отметить, что в настоящее время современные компьютерные технологии уже стали широко применяться на самых разных ступенях образовательной деятельности ( детские сады, школа I, II,III ступеней, центры детского творчества).

Использование информационных технологий на уроках иностранного языка осуществляется в следующих целях:

  • позволяет организовать мониторинговую и личностно-ориентированную самостоятельную деятельность учащихся;

  • дает возможность более доступного и наглядного преподнесения изучаемого материала;

  • реализует принцип разноуровности и дифференцированности упражнений;

  • позволяет оперативно проверить уровень усвоения учащимися программного материала;

  • является требованием современности и основным условием для воспитания и обучения многогранной, полноценной и грамотной личности.

  • Позволяет совершенствовать качество и расширять доступность образования.

Целью данной работы является рассказать о возможностях информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе и показать опыт

применения современных информационных технологий на уроках иностранного языка.

Основная цель учителя иностранного языка- научить школьника использовать все виды речевой деятельности с целью развития

коммуникативных умений и навыков, а также их дальнейшее использование в повседневной жизни.

Механизмом реализации поставленной педагогической цели является творческая деятельность учителя и его учеников, основанная на применении новых информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе.

1.Применение информационных и коммуникативных технологий в процессе преподавания иностранному языку.


    1. Значение использования новых информационных технологий (ИТО) в процессе обучения иностранному языку.


Вопрос о роли современных информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку и модернизации сложившийся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet, а также с повышением популяризации применения иностранного языка в различных сферах жизнедеятельности.

Но значение использования ИТО в процессе обучения иностранному языку заключается в обеспечении качества образования и расширении доступности подачи материала. Этому также способствует следующее:

  1. создание новых форм представления об информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диск.

  2. применение новых форм и технологий учебных занятий. Это использование дистанционного обучения, асинхронная, но в то же время совместная работа учеников и учителей.

  3. новые структуры образования. Современные структуры должны быть дополнены системами телекоммуникаций, мультимедийными системами, а знания учителя должны основываться не только на фундаментальных знаниях в избранной области, педагогике и психологии, но и на коммуникационной и информационной культуре.

Использование информационных и коммуникативных технологий предполагает: что с их помощью процесс обучения иностранным языкам можно сделать более доступным, увлекательным и качественным. А подлинное качество обучения невозможно без установки учащегося на активное отношение к учебе. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий стимулирует широкое использование активных методов обучения иностранному языку, таких как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные семинары,

объединяющих учащихся разных регионов и стран, использование электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих группах, создание презентаций на заданную тему.


    1. Классификация и характеристика программных средств

информационной технологии обучения иностранному языку.
Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же- конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
Но в современном понимании информационная технология- это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний( деятельности педагога),восприятия знаний( деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
Существует определенная классификация программных средств информационной технологии:

  • изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных информационных средств.

  • изучение на базе компьютера отличается от предыдущей технологии тем, что если там возможно применение самых разнообразных технологических средств( аудио-, видеозаписей и.т.д.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу учащихся.

  • обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому.

  • оценивание с помощью коммуникаций может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний.


  • Компьютерные коммуникации , обеспечивая процесс передачи знаний , и обратную связь, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий.

  • Программное обеспечение необходимо для ориентации и эффективного применения педагогом ИТО.


Программное обеспечение, использующееся в ИТО , можно разбить на следующие категории:

  • обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

  • системы для поиска информации,

  • инструментальные средства познавательного характера,

  • инструментальные средства универсального характера,

  • инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.


Современные же коммуникационные технологии позволяют активизировать и индивидуализировать процесс обучения иностранному языку даже в рамках группового сообщающего обучения, в основе которого лежит представление учителем учебного материала. Методы традиционного обучения иностранному языку получают с помощью коммуникационных технологий новое развитие. Так, лекции, содержащие материал, восприятие которого не требует дополнительных дискуссий, могут быть подготовлены в электронном виде, выставлены в локальной сети, в Internet. А индивидуальное обучение, как таковое реализуется в основном посредствам такой технологии, как электронная почта и обеспечивает общение обучаемого с учителем в спокойной, приватной форме.
1.3 Интеграция информационных технологий в процесс обучения иностранному языку и в учебно-воспитательный процесс.
При всей важности информационных технологий для развития личностных качеств обучаемых их внедрение следует реализовывать не только учебные увеличивая нагрузки , но и интегрируя ИТО в процессе обучения иностранному языку. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка обеспечивает интенсификацию и активизацию учебного процесса на основе решения таких основных задач:

  1. выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности путем применения различных информационных технологий , выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого,

  2. углубление в предмет иностранного языка за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний,



  1. активное участие обучаемого в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает




  1. личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения иностранному языку.

На своих уроках я уделяю много внимания проектированию, которое можно также осуществлять с помощью информационных технологий. Этот вид учебной деятельности развивает у учащихся самостоятельность и логическое мышление, а также позволяет спланировать более сложные проекты, например проект своего образования, личную программу учебной деятельности. Это помогает ученику реализовать себя в полной мере как в ходе получения образования, так и в будущей профессиональной деятельности. В процессе проектирования учащиеся могут обращаться за помощью к учителю и использовать определенные программы(Microsoft Word, Excel,PowerPoint).
На уроках иностранного языка я осуществляю следующие этапы интеграции ИТО:


  1. Инициирование-изучение проблемы, фиксация факта необходимости использования ИТО в учебном процессе и существование возможности для осуществления этого на практике.

  2. Анализ и оценка- изучение целей, анализ имеющихся исходных данных, определение конкретных направлений( циклов, модулей).Заметим, что все же целью применения ИТО является формирование информационной культуры обучающихся, не сводящейся лишь к умениям в области обработки информации,

а подразумевающей всестороннее развитие личности. Для анализа я формулирую свои цели обучения:

- развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера,

-развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр,

-формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложных ситуациях( в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами),

-достижение уровня компетенции в области информационных и коммуникативных технологий, необходимой для успешной социальной и профессиональной адаптации учащегося.

Не менее важное внимание я уделяю оценке характеристики обучаемых- это возраст, индивидуальные особенности, способности и навыки поисково- исследовательской работы, предшествующая подготовка в области информационных технологий.
3.Выбор ИТО- зависит от следующих факторов:1) каких целей я хотела бы достичь с помощью ИТО( развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты мышления);

2)какие из ИТО помогут добиться лучшего результата; 3) какие из ИТО будут наиболее интересны и доступны обучаемым.

4.Проектирование интеграции- планирование учебной деятельности, работы учащихся, проектирование контроля обучения и развития обучаемых.

5.Реализация проекта- подготовка необходимых материалов, программного обеспечения, инструктаж учащихся.

6.Мониторинг и адаптация- непрерывная интегративная оценка( мониторинг обучения при необходимости подскажет, каким образом нужно вмешаться в процесс обучения иностранному языку и направить в нужное русло, учитель должен знать, как ученик использует предложенные ему информационные средства обучения).

7.Оценка результатов- итоговая формальная и неформальная оценка.
1.4Формирование мотивации обучаемых к применению информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Успешности использования информационных и коммуникативных технологий во многом определяется мотивированностью обучаемых к применяемым технологиям. Иногда дети относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно, но я стараюсь заинтересовать их, и сделать для них использование ИТО органичным и необходимым.

Если говорить о развитии обучаемых в ходе процесса обучения иностранному языку, то, формируя мотивацию, исходить нужно из потребностей личности. Вот как об этом говорит американский психолог, разработчик гуманистического направления в теории личности А. Маслоу :” Внешнее научение- это просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для нас возможно,- другое дело. Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения- это пути, или способы, посредствам которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением…”.

А. Маслоу выделил четыре последовательных уровня потребностей, имеющих непосредственное отношение к развивающей познавательной деятельности с использованием ИТО, ее сущности и принципы организации.
1.Потребности безопасности выражаются в стремлении к стабильности, защищенности, организованности. Обучаемые предпочитают четкую структуру и регламентированность учебного процесса, настороженно относятся к нововведениям.

2. Потребность принадлежности, социальной общности( стремление к принятию в социальной группе). Доминирующая цель здесь- это групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества. Это поиск людей по интересам, стремление к обмену мнениями, сотрудничеству с другими, потребность в обмене результатами деятельности, в совместном решении различных проблем.

3. Потребности самоуважения( чувство собственной значимости, уважение соучеников и педагогов). Обучаемому необходимо ощущение того, что, во- первых, он может справиться с поставленными перед ним требованиями, а во- вторых, что его деятельность признается и оценивается значимыми для него членами социального окружения- педагогами, родителями, товарищами.

4. Потребности самоактуализации( стремление к раскрытию своих способностей, реализации потенциала личности). Наиболее ярко потребности самоактуализации проявляются в зрелом возрасте. Но компонент, а именно- познавательные потребности, определяя центральный мотив множества видов человеческой деятельности, формируются уже в детстве, впоследствии развиваясь или, наоборот, утрачиваясь под влиянием внешних условий.

Хотя мы и рассматриваем потребности, но надо учитывать, что в классе могут встречаться обучаемые и с ярко выраженными способностями, и фактически “выпавшими” из жизни коллектива. Поэтому к каждому необходимо использовать индивидуальный подход, признавать их достижения, сотрудничать с ними.

Готовясь к своим урокам я руководствуюсь следующим алгоритмом

формирования мотивации обучаемых к применению ИТО.

В первую очередь я собираю сведения о мотивах, которыми руководствуются обучаемые, принимая или отвергая использование предлагаемых мною технологий. Анализ их структуры, изучение личностных качеств учащихся позволяет определить то, какие потребности лежат в основе того или иного мотива. Далее я определяю виды ИТО, технологии, способствующие подкреплению потребностей и выбираю способы их применения, позволяющие достигнуть целей обучения и развития. А затем формирую мотивацию к применению ИТО, показав обучаемому, что применение данных технологий наряду с решением задач образовательного процесса в той или иной степени удовлетворить его внутренние потребности.

Для решения подобной задачи необходимо пользоваться не только педагогическим опытом, но также теоретическими знаниями , практическим опытом , интуицией и педагогическим творчеством.
1.5 Предпосылки использования информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку.
В процессе обучения иностранному языку можно и нужно привлекать средства информационных технологий в практику проведения процедур оценивания.

Информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях- от средства управления информацией об оценках, полученных традиционным способом, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекционный модули.

Так например, в первом случае можно обеспечить представление имеющийся информации в соответствии с потребностями разных лиц- учителя, учеников, администрации. При этом с помощью современных программных средств можно корректировать, улучшать внешние характеристики, данные. Используя диаграммы и графики ученики могут прослеживать тенденции изучения иностранного языка, сравнивать результаты за разные периоды времени.

Контроль качества обученности также можно осуществлять при помощи средств ИТО. Компьютаризация тестирования открывает ряд возможностей. Создание и развитие базы данных с вопросами позволяет постоянно совершенствовать контроль знаний.

Устный опрос, как метод оценивания достаточно универсален, однако он может быть выборочным и не дает учителю проверить знания всех учащихся. Тестовый контроль в такой ситуации имеет преимущества, позволяя без особых затрат времени опросить всех обучаемых по всем темам изучаемой дисциплины и способствует повышению рентабельности урока за счет экономии времени. Преимущество тестового метода еще и в том, что он является научно обоснованным методом эмпирического исследования и позволяет преодолеть субъективные оценки знаний обучаемых.

Современные системы тестирования отличает определенная гибкость, когда учащиеся могут выбрать индивидуальный график контрольного тестирования, конкретный режим: попытаться ответить на большее число вопросов за большее время или, наоборот, ограничить количество вопросов, но получить меньшее время; выбрать меньшее число трудных вопросов или большее число простых и. т. д. Системы тестирования часто предлагают испытуемому работу в режиме самоконтроля с заданиями, аналогичными тем, что будут предложены им впоследствии в качестве контрольных(например:репетиционные,предметные, автоматизированные

адаптивные тесты).
2.Применение мультимедиа технологий на уроках иностранного языка.
2.1 Мультимедиа технологии: описание и основные возможности.
Сегодня все чаще используются в информационной среде понятия : “мультимедиа”, “ медиакультура”, “мультимедиа технологии”. Что же такое мультимедиа и каковы его основные возможности ?

Дословно термин “ мультимедиа” означает- многие среды. Но во многих энциклопедиях мультимедиа определяется как электронный носитель информации, включающий несколько ее видов ( текст, анимация, изображение и.т.д.).

Вместе с тем мультимедиа- это особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную визуальную информацию( текст, графику), так и динамическую- речь, музыку, видеофильмы, анимацию.

Одна из возможностей мультимедиа- это обучение. Обучающиеся слышат и видят материал и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам.

Известно, что в процессе обучения учащимися осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедиа технологии позволяют в 2-3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращение к тем темам и разделам, которые наиболее трудные и требуют повторного рассмотрения и анализа.

По моему мнению использование компьютера в процессе обучения иностранному языку имеет только преимущества: кардинально расширяет выбор материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными, экономит время, необходимое для изучения конкретного материала.

Для учителя компьютер представляет собой следующее:

  • источник учебной информации,

  • наглядное пособие( качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций).

  • индивидуальное информационное пространство,

  • тренажер,

  • средство диагностики и контроля.


С помощью мультимедийных программ можно подготовить мультимедийную презентацию, проиллюстрировать сообщение и доклад.

В своей деятельности я применяю программу создания презентаций Microsoft Office PowerPoint 2007- это инструмент подготовки и представления презентаций, позволяющий хорошо иллюстрировать и знакомить учащихся со своими идеями и достижениями. Также эта использование этой программы способствует более наглядному представлению материала, а реализация цели усиления наглядности представления материала реализует следующие учебные цели:

  1. повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету,

  2. разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельного использования,

  3. стимулирование воображения школьников,

  4. способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий,

  5. повышение уровня усвоения материала.

Применяя программу Microsoft Office PowerPoint 2007 можно использовать разнообразные приемы:

  1. составление тематических презентаций по новому материалу,

  2. при подготовке к уроку,

  3. при составлении материала для мониторинга знаний учащихся,

  4. подготовка презентаций- опорных конспектов,

  5. моделирование различных предметных и учебных ситуаций,

  6. подготовка докладов, творческих работ, конференций,

  7. в работе класса,

  8. составление презентаций при работе с дополнительным материалом,

  9. моделирование изучаемых процессов,

  10. работа в группах при составлении отчетов, докладов, подготовке к конференции.

Программа открывает перед учителем большие возможности, она позволяет моделировать сложные составные процессы в изменяющейся среде:

    • внедрять разного рода объекты( рисунки, таблицы, диаграммы и.т.д.)

    • организовывать автоматический или ручной переход от одного слайда к другому,

    • применять эффекты при работе с текстом, что дает возможность акцентировать внимание на определенном текстовом материале,

    • применять эффекты для графических объектов,

    • создавать эффекты мультипликации и создавать динамические рисунки,

    • применять звуковые эффекты и работать со звукозаписями.

Использование возможностей этой программы помогают учителю повысить эффективность учебного процесса, разнообразить учебные приемы и методы, создать все условия для повышения уровня и качества обученности.
2.2 Использование интерактивной SMART- доски на уроках иностранного языка.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают человеку максимально раскрыть свои творческие способности, стать более успешным в учебе и работе. И современная школа тому не исключение. SMART- доска заменяет современному учителю мел, доску, ручку, тетрадь. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превышают возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

В нашем лицее проблема информатизации практически решена и во многих кабинетах уже есть электронные доски. Они помогают детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Изучение предмета становится более доступным, интересным за счет большой наглядности ( используя интерактивную доску можно : делать быстрые заметки, корректировать записи рукой на доске, производить запись в видеофайл, иллюстрировать их красочными рисунками и.т.д).

При работе с учебным материалом можно выбирать различные виды упражнений, соответствующих этапу урока, уровню знаний и виду деятельности.

Также на своих уроках я использую программу Notebook, которая расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Таким образом, объяснение материала с использованием SMART – технологий позволяет учителю сделать свой урок незабываемым, ярким и информативным. А наглядность электронной доски- это один из способов сосредоточения и удерживания внимания учащихся.

Но стоит отметить, что использование интерактивной доски требует серьезной подготовки, навыков работы с компьютером и большего времени для подготовки учителя к уроку.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы можем сделать вывод, что использование информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения это условие, продиктованное временем. А задачей современного образования является – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения.

Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на своих уроках я применяю разнообразные формы обучения- это нетрадиционные и интегрированные уроки: иностранный язык – информатика. Применение информационных технологий позволяет сделать урок интересным, ярким, запоминающимся. А задачей учителя на этих уроках является- сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти же уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания., отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учащихся, развивают самостоятельность.

Интегрированные уроки также позволяют ученикам владеть компьютером, свободно оперировать пакетом программ Microsoft Office, развивают память, внимание, логическое мышление, использовать речевые навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Издательство” Дрофа”, методический журнал Иностранные языки в школе, № 2,3,4/ 2003, №5/ 2005.
2.Педагогические основы современного образования: Учебное пособие для учителей./ Под ред. В. Г. Гульчевской.- Ростов н/ Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО. 2008.
3.Академия АЙТИ. Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе.
4.Данильчук Е. В. Информационные технологии в образовании- Волгоград: Перемена, 2002.
5.Селевко В. Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2010.
6.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие.- М.: Издательский центр “Академия”,2007.
7.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.:2004.