Главная страница


Использование информационных и компьютерных технологий участниками образовательного процесса базового учреждения стажировочной площадки (школа VIII вида)



Скачать 111.25 Kb.
НазваниеИспользование информационных и компьютерных технологий участниками образовательного процесса базового учреждения стажировочной площадки (школа VIII вида)
Дата18.04.2016
Размер111.25 Kb.
ТипДокументы

Ильясова Татьяна Геннадьевна,

учитель-дефектолог, ГБ(С)КОУ школа № 9

г. Новороссийск

Использование информационных и компьютерных технологий участниками образовательного процесса базового учреждения стажировочной площадки (школа VIII вида)

Содержание:

  1. Участники образовательного процесса — разнообразие уровней компьютерной грамотности.

  2. Процессы информатизации в ГБС(К)ОУ школе № 9 г. Новороссийска.

  3. Программы обучения основам компьютерной грамотности на факультативных занятиях (1-3 год).

  4. Мастер-классы для педагогов.

  5. Особенности коррекционных педагогических технологий в обучении основам компьютерной грамотности детей с различным уровнем познавательных способностей.

  6. Привлечение участников образовательного процесса к посещению официального школьного сайта.

Скоро останутся лишь две группы людей:

те, кто контролирует компьютеры,

и те, кого контролируют компьютеры.

Постарайтесь попасть в первую.

Дональд Нат.

1. Участники образовательного процесса — разнообразие уровней компьютерной грамотности.

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Всем участникам приходится в большей или меньшей степени сталкиваться с информатизацией учебного заведения.

Учащиеся пользуются интерактивными досками, проходят курс обучения на факультативных занятиях «Основы компьютерной грамотности», играют в обучающие игры.

Педагоги школы ведут документацию, делают презентации, тесты, подбирают иллюстрации к уроку, используют интерактивные технологии SMART и Mimio, используют Интернет для поиска и размещения информации, общения, некоторые создают персональные сайты или становятся членами сетевых сообществ по интересам.

Родители учащихся помогают оформлять стенды в классе, портфолио учеников, посещают официальный школьный сайт.

Стартовый уровень владения компьютерными технологиями может сильно отличаться, но направления развития Нашей Новой Школы требует включения в процесс информатизации и развития имеющихся навыков пользователя у всех участников образовательного процесса.

2. Процессы информатизации в ГБС(К)ОУ школе № 9 г. Новороссийска.

Кабинет ИКТ получен школой в 2008 году по программе "Дети – инвалиды". В комплект входят 13 компьютеров iMac (моноблок с мышью и клавиатурой, операционная система MacOS), 13 графических планшетов BAMPOO, проектор, система интерактивного обучения Mimio, система беспроводной сети Apple Time, многофункциональное устройство НР. Компьютеры соединены беспроводной сетью друг с другом и МФУ.

В школе две независимых линии скоростного Интернета. Для педагогических работников, секретаря, бухгалтерии, заместителей директора и библиотекаря Интернет доступен в полном объеме. Для школьников в библиотеке и кабинете ИКТ установлен фильтр.

В рамках программы всеобщей информатизации учебных заведений стажировочной площадкой с начала учебного года получено пять автоматизированных рабочих мест учителя (АРУ) с программой SMART. В комплект АРУ входит интерактивная доска, звуковые колонки, документ-камера и ноутбук (операционная система Windows-7). В два последних комплекта входят лазерные принтеры.

Актовый зал оборудован автоматическим экраном и мощным проектором. Для работы в актовом зале выделен отдельный ноутбук с операционной системой Linux.

Определенную сложность представляет широкий поток новой информации. Например, программу SMART педагогам пришлось осваивать самостоятельно, изучая предложенный диск и обмениваясь информацией друг с другом. Учитывая высокую учебную нагрузку учителей и постоянное присутствие учащихся в классе, можно предположить, что не все возможности обучающей интерактивной системы используются педагогами на уроках. Хотелось бы пройти курсы по обучению работе с интерактивными досками SMART.

На ноутбуки, входящие в комплекс АРУ изначально не установлен Оффис — самая востребованная у участников педагогического процесса программа. Системным администратором школы установлена программа LibreOffice 3,5 и Microsoft Word 10 (минимальная версия — только текстовые документы). На компьютерах Макинтош установлена программа OpenOffice. На остальных компьютерах учебного заведения Microsoft от 3 до 10 версии. Документы, созданные в различных операционных системах и в разных программах Оффис не всегда корректно отображаются на других компьютерах. Особенно много проблем возникает с презентациями и таблицами.

В процессе дальнейшей информатизации учебных заведений имело бы смысл привести системные требования школьных компьютеров к некоторому единообразию.


    1. Программы обучения основам компьютерной грамотности

на факультативных занятиях (1-3 год.)

Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы VIII вида, 5-10 класс, 1 час в неделю.

Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.

Задачи:

  1. Знакомство с возможностями компьютера.

  2. Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.

  3. Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5-7 класс Л. Л. Босовой, соответствующий 1-3 году обучения на факультативных занятиях по основам компьютерной грамотности. Использование программы 8 класса и выше для составления программы факультатива в специальной (коррекционной) школе VIII вида нецелесообразно, так как изучаемый на уроках информатики материал слишком сложен для подростков с нарушением интеллекта и не имеет практической направленности, востребованной в реальной жизни учащегося.

Изменения в программе Л. Л. Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.

Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows на сходство и различие с системой Mac OS X.

4. Мастер-классы для педагогов.

Распространение информационных и компьютерных технологий вовлекает все большее количество учителей в обучение основным пользовательским навыкам. Еще в 2009 году можно было встретить открытое неприятие самой идеи использовать компьютер для подготовки к урокам, составления календарно-тематического планирования, подготовки характеристики на учащегося.

Применение ИКТ педагогами

2009

2010

2011

2012

Оформление календарно-тематического планирования.

18

28

40

47

Характеристики на учащихся.

3

16

25

27

Использование флеш-накопителей для переноса и/или хранения информации.

5

23

39

47

Применение ИКТ при подготовке к урокам (таблицы, тесты и др.)

2

5

11

32

Применение ИКТ на уроках (презентации, интерактивные доски, учебные фильмы и др.)

2

7

7

28

Публикации в сети Интернет.

0

2

15

20

Участие в работе официального школьного сайта.

0

4

17

25

К 2011 году отношение к компьютеризации педагогов (даже пенсионного возраста) поменялось. Осталось научить. За основу программы мастер-классов была взята программа компьютерных курсов начального этапа и учтены наиболее часто встречающиес вопросы коллег.

1. Знакомство с текстовым редактором OpenOffis.

  • Символьные цифровые и алфавитные клавиши, табулятор, пробел.

  • Специальные клавиши Shift, Enter, Delet, BackSpace).

  • Размер букв.

  • Положение текста на странице.

2. Создание списков.

  • Маркированные списки.

  • Нумерованные списки.

  • Способы выделения заголовка.

3. Создание таблицы в текстовом документе.

  • Границы.

  • Заливка ячеек.

4. Сложные таблицы в текстовом документе.

  • Объединение и разбивка ячеек.

  • Добавление изображений в таблицу.

5. Знакомство с программой презентаций OpenOffis.

  • Создание слайда.

  • Выбор разметки слайда.

  • Дизайн слайда.

6. Применение мульмедийных эффектов в презентации OpenOffis.

  • Автоматическая смена слайда.

  • Эффекты.

  • Добавление аудио- и видеофайлов.

7. Internet. Создание адреса электронной почты.

8. Internet. Регистрация в системе UCOZ и на сайте школы.

9. Internet. Добавление материалов на сайт школы.

  • Добавление текстового материала.

  • Добавление изображений в фотоальбом.

  • Добавление презентаций и фильмов в каталог файлов.

Мастер-классы проводились 1 раз в месяц, с сентября по май, для всех желающих. Их целью было повысить практические навыки начинающих пользователей. Посещавшие мастер-классы учителя уверенно пользуются компьютером в повседневной педагогической деятельности.

5. Особенности коррекционных педагогических технологий в обучении основам компьютерной грамотности детей с различным уровнем познавательных способностей.

В ГБС(К)ОУ школе № 9 три типа классов:

  • “базовые”;

  • для детей со сложной структурой дефекта (ССД);

  • для учащихся с выраженным нарушением интеллекта (ГУО).

Учебным планом предусмотрено проведение факультативных занятий с “базовыми” классами и классами ССД. Учащиеся с выраженным отклонением интеллектуального развития не участвуют в занятиях факультатива. Программа обучения для всех классов одинаковая, но на каждом занятии широко применяется индивидуальный и дифференцированный подход. В классе ССД, учитывая его минимальную наполняемость, у педагога есть возможность уделить каждому воспитаннику достаточное количество внимания - фактически можно говорить об индивидуальном обучении. В “базовых” классах учащиеся делятся на 3 группы по уровню усвоения учебного материала, степени самостоятельности при выполнении практической работы и доступного объема задания.

Результат на занятии получается одинаковый – способы его достижения могут существенно отличаться. При завершении трехгодичного обучения основам компьютерной грамотности учащиеся владеют навыками создания и редактирования текстовых документов, создания таблиц, презентаций, рисунков. Степень уверенности и самостоятельности выпускников, прошедших полный курс факультатива также неоднородна.

Надо отметить, что сложная структура дефекта не может быть полностью компенсирована даже длительным коррекционным обучением. Например: Факультативное занятие с 10 классом (ССД), рисунок в режиме презентации “Колобок”. Надо нарисовать картинку (фон, домик, тропинку, несколько деревьев, колобка), выбрать траекторию движения колобка. Рисуют совместно с учителем – образец на интерактивной доске, индивидуальная помощь на каждом этапе. Результат – элементы картинки все воспроизвели, колобок у всех движется. Но! Есть ядовито-зеленый фон и красная тропинка. Есть фиолетовый колобок. Есть деревья вверх ногами.

То же самое занятие с “базовым” классом – адекватный выбор цветов и текстур, вопросы: “А можно сделать следующий слайд?”, “Как наложить звук?”

6. Привлечение участников образовательного процесса к посещению официального школьного сайта.

Информатизация учебного процесса невозможна без использования ресурсов сети Интернет, в частности, официального школьного сайта. Наверное, должно пройти достаточно времени, чтоб все участники образовательного процесса осознали пользу и необходимость регулярного посещения и заполнения школьного сайта.

Из педагогов самыми уверенными пользователями становятся узкие специалисты. Именно педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи готовы размещать на сайте свои статьи и методические разработки. Далее по активности можно отметить учителей начальных классов с обилием фотографий, открытых уроков и сценариев внеклассных мероприятий.

Бывает, учителя отказываются регистрироваться на официальном школьном сайте и размещать на нем свои методические материалы, мотивируя отказ отсутствием непосредственной выгоды для себя или охраной интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности — право каждого человека, хотя современные тенденции развития общества ведут к совместному доступу к работы с документами: viki-пространство, Яндекс- и Гугл-диски, размещение методических материалов в сетевых сообществах. Приходится вести большую разъяснительную работу. Очевидная польза от Социальной сети работников образования nsportal.ru, где всегда можно найти интересный урок, презентацию, учебный фильм, не забыв поблагодарить его автора — такого же учителя.

Ученики регистрируются охотно, для многих это первый выход в Интернет. Работа по созданию электронной почты и регистрации на официальном школьном сайте учеников ведется строго индивидуально с учащимися выпускных классов. Адреса и пароли записываются педагогом для ученика и себе в блокнот. Учитывая, что учащиеся специальной школы VIII вида не изучают иностранные языки и имеют нарушения памяти и внимания, такой тайный блокнот — хороший выход для всех. После первого восторга наступает разочарование: «А что тут делать?» Ведущая деятельность подростков — общение — в современном мире проявляется в бесконечном и бессмысленном существовании в социальных сетях. Задачей педагога, отвечающего за информатизацию школы является в том числе и обучение грамотным и безопасным пользованием Интернетом. А для привлечения учащихся на школьный сайт можно использовать забавные игры — как браузерные, так и форумные. Выпускников ориентируют на посещение школьного сайта после завершения обучения, как способа навестить родную школу, узнать новости.

Родители учащихся – самый пассивный элемент с точки зрения посещения официального школьного сайта. Их не интересуют ни методические разработки педагогов, ни форумные игры их детей. Но любому родителю будет приятно увидеть фотографию своего сына или дочки (для доступа в фотоальбом необходима регистрация на сайте и получение статуса “Учитель”, “Родители”, “Ученик”), кого-то заинтересуют статьи о воспитании, но особенно привлекательны видеоролики. Это может быть социальная реклама, запись с концерта, поздравительный видеоклип. Правильно относящиеся к Интернету родители могут стать большими помощниками во включении детей и подростков с нарушением интеллектуального развития в безопасное и продуктивное пользование сетевыми ресурсами.