Главная страница


Использование мнемотехники (коллажей) при ознакомление дошкольников с основами географии



Скачать 45.08 Kb.
НазваниеИспользование мнемотехники (коллажей) при ознакомление дошкольников с основами географии
Дата14.04.2016
Размер45.08 Kb.
ТипДокументы

Использование мнемотехники (коллажей) при ознакомление дошкольников с основами географии.
Мышова А.А.

МКДОУ «Елочка»
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».  

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Вот уже год я в своей группе веду кружок «Вокруг света»

В своей работе по ознакомлению дошкольников с основами географии для большей эффективности запоминания изучаемого материала я широко применяю метод мнемотехники, ведь он  способствует развитию у детей универсальных учебных действий. Еще этот метод хорош для стеснительных детей, и для детей с недостаточно развитой памятью и вниманием, помогает удержать нужную информацию, способствует быстрому запоминанию, помогает при составлении рассказов, обогащает словарный запас, расширяет кругозор детей. Особенно пользуется популярностью у детей коллаж. Детей очень привлекают яркие плакаты с изображением разных картинок, которые можно рассматривать.

Коллаж - это учебное пособие, задача которого связать все картинки между собой. Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.  

Цели использования коллажей:

Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Задачи работы педагога:

Позновательные:

  • Формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире.

  • Освоить в практической деятельности умение работать по коллажам.

Развивающие:

  • Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания информации.

  • Совершенствовать монологическую речь: Умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

  • Развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы.

  • Развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Воспитательные

  • Воспитывать навыки самостоятельности.

  • Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом.

Этапы работы

На первом этапе мы с детьми рассматриваем, что изображено на коллаже, какие животные, растения, вспоминаем их особенности. Рассматриваем изображенные достопримечательности. Затем дети должны догадаться для какого материка составлен этот коллаж.

На втором этапе подбираем прилагательные, антонимы, синонимы которые помогут украсить наш рассказ. (например белый медведь – большой, пушистый; Антарктида – холодная, вьюжная, ледяная, снежная) итак далее.

И на третьем этапе ребенок составляет рассказ либо используя все картинки , либо по одному объекту, например про какое то животное или только о растениях, или сразу про материк

Примерные рассказы детей про материки.

(Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды – это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое  животное жираф.) Коллаж.  Рассказ детей о материке Северная Америка. (Северная Америка, самый контрастный материк. На материке Северная Америка очень много небоскребов. Еще там бываю торнадо, ураганы и тайфуны. Там есть каньоны. В Северной Америке живут  броненосцы, паук тарантул и ядовитые лягушки. Еще там есть водопад, который меняет свое направление. Еще там живут медведь гризли, ленивцы и дикобраз.) Рассказ детей о материке южная Америка.  Рассказ детей о материке Австралия (Австралия, самый маленький материк. В Австралии растут эвкалипты. Там живут сумчатые животные такие как, коала, кенгуру, сумчатый волк, сумчатый муравьед. В Австралии очень много кроликов, живет утконос и собака Динго.)

Когда я начала использовать коллажи в своей работе, я наклеила на них картинки в определенной последовательности, то есть сначала там были изображены коренные жители затем растения, животные и достопримечательности. При использовании такого коллажа детям было легко составить рассказ так как все наклеено по порядку. Но потом я подумала, что может быть дети захотят начать не с жителей а с животных или они расскажут только о достопримечательностях, а может быть придумают рассказ в своей последовательности. И я изготовила коллажи на которых картинки расположены в разноброс, это позволило детям составлять более разнообразные рассказы, такие коллажи дали детям больше возможности и разнообразия в составление рассказов.

Результаты использования коллажей

При использовании коллажей у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Все это способствует развитию у детей универсальных учебных действий. 

Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

В дальнейшем я планирую использовать коллаж не только в ознакомление детей с основами географии, но и в другой непосредственной деятельности, так как детям очень нравиться, и это действительно приносит хороший результат.