Главная страница


Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе



Скачать 99.77 Kb.
НазваниеИспользование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Дата18.04.2016
Размер99.77 Kb.
ТипДокументы

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
В основе преподавания английского языка, я использую педагогическую технологию «Метод проектов». Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Навыки работы с материалами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объёма знаний и навыков;

  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых и заканчивая более сложными;

  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов);

  • постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;

  • возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

Помощь учащемуся, неустанное деятельное руководство в выборе проектов, посильных школьнику, реально выполнимых с учётом реально существующих материальных и других ресурсов и, вместе с тем, наиболее многообещающих с точки зрения расширения опыта, кругозора, знаний и умений учащихся, всей тяжестью ложится на плечи учителя иностранного языка.

За этими первыми функциями помощи детям в свободном выборе проекта следует ряд других: помощь в планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов.

Учитель должен помочь школьникам:

  • получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т. п.;

  • обсудить способы преодоления трудностей путём косвенных, наводящих вопросов;

  • одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;

  • научить кратко записывать результаты своей деятельности;

  • дать краткий анализ выполненного проекта.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают материалы необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются.

Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, как и сами проекты. Самое главное – чтобы план отвечал проекту, а не наоборот.

В чем же преимущество метода проектов?

  1. Все ученики видят конкретный результат своего труда.

  2. Учащиеся работают и в группах, и индивидуально.

  3. Учащиеся получают возможность сами выбирать тему проекта и

пользоваться английским языком за пределами класса.

  1. Позволяет учесть возрастные, индивидуальные особенности учащихся,

каждый вносит посильный вклад.

  1. Дает возможность интегрировать умения в слушанье, говорении, чтении,

письме.

Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы

(например, исследование истории возникновения различных праздников англо-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);

  1. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов

(например, совместный выпуск газеты, программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка, участка, обустройство квартиры и т.д.);

  1. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

учащихся на уроке или во внеурочное время;

  1. структурирование содержательной части проекта (с указанием

поэтических результатов и распределением ролей);

  1. использование исследовательских методов: определение проблемы,

вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения: обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.

Приведу один из примеров последовательности работы над проектом.

  1. Стимулирование, т.е. я провоцирую учащихся на проектную работу: I

have got a new flat. Would you like to learn something about it? Ask me questions! And what about you? Perhaps you will do a project about your flat (слушание говорение). Активизируем.

  1. Choose the topic of the project.. На этапе идет работа со всем классом,

дети высказывают пожелания, спорят, предлагают (форм ведения дискуссии).

  1. Practicing Language skills. Учитель помогает учащимся с подбором

лексики (постановка вопросов, косвенная речь).

  1. Designing the written material. Учащиеся работают в группах, составляя

вопросники, surveys для охвата темы проекта (письмо, говорение).

  1. Сбор информации анкетированием, интервьюированием (говорение \

письмо + чтение \ слушание).

  1. Коллажирование информации. При этом учащиеся могут работать

индивидуально и в группах, рисуя диаграммы, схемы, суммируют полученную информацию.

  1. Организация и дисплей материала: объединение всего материла в единое

целое и получение конечного продукта. А это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), книга – раскладушка, небольшая презентация, конференция, журнал и т.д..
Проект

по теме «The History of London»

(История Лондона)

9 класс

Ситуация: русские школьники собираются посетить достопримечательности Лондона (музеи, соборы, галереи), перед ними ставится задача узнать какие-либо факты из истории Лондона, чтобы составить культурную программу посещения. Проект предусматривает исследовательский и поисковый методы работы. Проект межпредметный, т.к. учащиеся должны использовать свои знания по географии, истории, литературе.


1 этап: Предлагаю ситуацию на первом уроке работы над темой «London – the capital of Great Britain». После того, как учащиеся увидели картинки, фотографии и слайды достопримечательностей Лондона, начинаем обсуждение (фронтально, со всем классом), какие достопримечательности дети хотели бы посетить в первую очередь. На данном этапе урока я ставлю перед учащимися проблему:«Why do you want to visit this (or that) place?» «What do you know about the history of this (or that) place?» «Why are you interested in history of London?»

Обсуждение проводится не в форме вопросов и ответов, а в виде естественного обсуждения. Инициатива исходит от учащегося. В результате такого обсуждения определяются те места, которые ребята хотели бы посетить и историей возникновения которых они заинтересовались.

2 этап : Второй урок по теме «The sights of London». Знакомлю учащегося с новой лексикой, на доске записываю даты, которые необходимы для обсуждения и дальнейшей работы. После знакомства с лексикой урока каждая группа (3-4 группы) готовит сообщение «Reasons for travelling to London». Предусматриваются возможные варианты: to visit the Tower, to get acquainted with tradition and customs, to study history of the Tower (другого музея), to know smth. about the Royal Family. (Попутно идет работа над грамматическим материалом (Пассивный залог (Passive Voice))).

Каждая группа получает домашнее задание: подготовить информацию об истории той или иной достопримечательности.

3 этап: Каждая группа подготовила краткое сообщение об истории Тауэра, собора Св. Павла, галереи Тейта (возможны другие варианты). Учащиеся других групп задают вопросы, касающиеся истории достопримечательностей. В заключении я организую общее обсуждение, чтобы нарисовать, так сказать, историю города Лондона. На этом этапе я предлагаю учащимся прослушать дополнительный материал (например, «Великий пожар 1666 г. в Лондоне») и учащиеся узнают, что 80 % города было уничтожено пожаром. Даты и события фиксируются на доске, и я подвожу итог.

4 этап: (воображаемое путешествие)

Я делю учащихся на две группы, одна из которых (3-4 человека англичане – экскурсовод, английский школьник, житель Лондона и т.д.); другая – русские школьники, приехавшие в Лондон. Учащиеся разыгрывают диалоги, обмениваясь информацией об истории Лондона, о его достопримечательностях (например, Westminster, Trafalgar Square, the Royal Palaces). Учащиеся стараются «оживить» свои диалоги посредством таких конструкций: I’d like to recommend… You’d better visit… I’d prefer to see… You don’t have to… You need not …

Итак, каждая группа создает свой проект посещения Лондона с учетом своих интересов к историческим событиям, а в качестве домашнего задания для учащихся я предлагаю подготовить творческие работы по теме «Из истории Лондона» (рефераты, альбомы, презентации).

Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-исследовательской цепочке – от идеи до её реализации, интегрировать знания из различных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи. Применение метода проектов как ведущего в обучении школьников иноязычной коммуникации способствует реализации дидактических функций.

Применение информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности

С увеличением количества компьютеров в школах возрастает и их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по иностранному языку. Применение компьютеров позволяет повысить интеллектуальный уровень.

Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации и др. Для проектов, тематика которых не связана непосредственно с информационными технологиями, использование компьютерной техники значительно облегчает работу и делает её эффективнее.

Оформление пояснительной записки к проекту выполняется в текстовом редакторе, проведение экономических расчётов – в электронных таблицах. Для рекламы можно использовать текстовые и графические редакторы, электронные таблицы. Разработка электронной рекламы в виде web – страницы для Интернета может производиться в редакторе Front Page.

При защите проектов можно использовать доступные школьникам программы подготовки презентаций, в частности, программу Power Point.

Определение темы проекта требует анализа больших объёмов информации. Быстрее и проще получить необходимую информацию с помощью компьютерных программных средств, к которым относятся системы поиска Интернета, электронные информационные справочные системы, электронные учебные пособия.

Таким образом, использование современных информационных технологий в моей педагогической деятельности обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

  • многоаспектное развитие школьников;

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации;

  • активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно - ориентированного обучения.

Я думаю, что информатизация образовательного процесса – долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Использование в учебном процессе

информационно – коммуникативных технологий.

Предмет

Процент использования

Результат использования информационно – коммуникативных технологий.


Английский язык

75%

  1. Электронный учебник «Витаминный английский. 6 класс»

  2. Электронные разработки уроков английского языка в программе «Power Point»

  • Hobby.

  • Home, sweet home.

  • If you have flu, you should…

  • It’s my favourite shop.

  • Political System of the USA.

  • Shops and Shopping.

  • My house (2 урока).

  • Animals.

  • Past Simple.

  • Inventions that shook the world.

  • Holidays.

  • Healthy way of life.

  • Количественные местоимения.

  • Праздник алфавита.

  • Телемост “Moscow – London”.

  • Употребление оборотов “There is, there are”(2 урока)

  • “Who is your role model?”

  • “W.Shakespeare - black and white”

  • Grammar Lesson

  • Travelling.

  • Sport in our life.

  • «О словах разнообразных: одинаковых, но разных»

  1. Электронные разработки тестовых заданий в программах «Power Point» и «Microsoft Office Excel»

  • Present Simple.

  • Present Progressive.

  • Present Perfect.

  • Past Simple.

  • Past Progressive.

  • Past Simple and Past Progressive.

  • Present Perfect Progressive.

  • Questions.

  • There is / are.

  • Passive Voice.

  • What do you know about the UK?

  • The verbs.

  • The Adjective.

  • Had to.

  1. Электронные разработки внеклассных мероприятий по английскому языку в программе «Power Point»

  • «Star’s Hour»

  • «The Tudors»

  • «TV Bridge»

  1. Электронные разработки занятий элективного курса «Развитие Британской монархии» в программе «Power Point».

  2. Презентации участников программы «Шаг в будущее».

  • «Метафора в английских экономических текстах»

  • «Факторы проникновения иностранных слов и словообразующих элементов в английский язык и их влияние на развитие языка»

  1. Созданы проекты учащимися 8 – 11 классов по темам:

  • Holidays in different countries.

  • Our health.

  • Different subcultures.

  • The world’s inventions.

  • English in the World.

  • Famous People of different countries.

  • The most famous museums.

  • The problems of ecology.

  • Different times, different styles.

  • Great Britain.

  • The USA.

  • Canada.

  • Australia.

  • New Zealand.

  • Russia.

  • Sport in our life.

  • Music in our life.

  1. Для создания проектов, постеров, оформления портфолио, рефератов используются такие программы как «Power Point», «Movie Maker», «Publisher».

  2. Использование Media проигрывателя для просмотра DVD дисков:

  • фильмы по страноведению;

  • тематические фильмы.

  1. Используется электронный словарь «Translate it!»

  2. Накоплен тестовый материал по всем грамматическим и лексическим темам 5-11 классов в программе «Word».

  3. Поиск информации через сеть Интернет для:

  • научно-исследовательских работ;

  • подготовки докладов по темам самообразования;

  • подготовки к олимпиаде по английскому языку;

  • подготовки к ЕГЭ;

  • подготовки проектов и презентаций.

  1. Включение материалов сети в содержание уроков.

  2. Применение интерактивной доски.

  3. Подготовлены презентации для работы классного руководителя:

  • Правильное питание в современном обществе. Жертвы диет.

  • Вредные привычки.

  • Как выглядит тот, кто осиливает гору?

  • Как сформировать положительную мотивацию к обучению?

  • Зачем человеку общение?

  • Что значит быть общительным?

  • Как ум, воля, характер управляют поступками человека?

  • Преступность в России. Закон и порядок.

  1. Отчет о неделе иностранных языков «English Speaking Week». (программа «Power Point»)