Главная страница


К юбилею Антона Павловича Чехова



Скачать 95.39 Kb.
НазваниеК юбилею Антона Павловича Чехова
Дата27.08.2016
Размер95.39 Kb.
ТипУрок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 159

с углублённым изучением математики, физики »


Каким человеком был доктор Чехов?


К юбилею

Антона Павловича Чехова

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Банникова Н.А.
Новосибирск

2010


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 159

с углублённым изучением математики, физики »
Банникова Наталья Анатольевна

Номинация: урок с использованием интерактивной доски

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Номер урока в теме: первый

Тема урока: Каким человеком был доктор Чехов? К 150-летию А.П.Чехова

Цель: углубление знаний учеников о личной биографии Чехова

Задачи:

1. обучающие:

- ознакомление учащихся с фактами биографии доктора и писателя А.П.Чехова

- расширить представление о личности А.П.Чехова

- научить видеть нравственную позицию писателя

2. развивающие:

- развитие умения слушать, анализировать

- развитие познавательного интереса учащихся к жизни писателя

- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта

3. воспитывающие:

- воспитывать интерес к жизни и творчеству писателя

- воспитание на примере жизни выдающегося человека

- воспитывать интерес к предмету

Тип урока: урок с мультимедийной поддержкой;

по основному способу проведения:

биографический урок-лекция

Оборудование:

  • техническая составляющая:

компьютер, интерактивная доска: SmartBoard,

  • дидактическая составляющая:

тест с возможностью самоконтроля
УМК: Школа России

Дополнительная литература: Масанов И. Ф. — Чеховиана: Систематический указатель литературы о Чехове и его творчестве. Ресурсы Интернет.

Основные понятия: жизненный цикл, псевдоним, каторга

План урока (с указанием времени):

  1. Вводная часть: оргмомент, сообщение темы и цели урока (4 мин)

  2. Ознакомление с биографией А.П.Чехова (18 мин)

  3. Физкультминутка (2 мин)

  4. Продолжение ознакомления с биографией писателя (6 мин)

  5. Проверка усвоенных знаний, выполнение теста (8 мин)

6. Проверка понимания учащимися воспринятого материала, задание на дом (7 мин)
Время урока: 45 минут.


Ход урока


Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств (с указанием времени)

Учитель

Ученики

1.Организационный


Приветствие, представление, организация внимания школьников.

Слушают учителя




2.Мотивационный



Мотивирует деятельность учащихся на уроке через игровой момент и фразу:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

Подводит учащихся к определению цели урока.


Слушают учителя, участвуют в формулировании цели урока.

Учащиеся записывают тему в тетради

Начинается компьютерная презентация на интерактивной доске SmartBoard.

Слайд №1.

(3 мин.)

3.Усвоения новых знаний.

Ознакомление с биографией А.П.Чехова


Создаёт новую образовательную среду.

Презентует слайды с фотографиями из жизни писателя.

Объясняет основные понятия,

контролирует выполнение записей в тетради

Учащиеся включаются в деятельность.

Просматривают слайды, записывают в тетрадь основные понятия.

Просмотр компьютерной презентации.

Слайд №2 – слайд №17.

(24 мин.)

4. Проверка усвоенных знаний.



Предлагает проверить,

насколько усвоен материал, выполнив тест на карточке. Проверить себя по интерактивной доске.

Выполнение теста. Сверяются с доской.

Последний слайд учительской презентации с вопросами и ответами на тест.

(4 мин)

5. Рефлексия, задание на дом.



Задаёт вопросы о необходимости подобных уроков, чем интересны такие уроки, что нового узнали дети.

Поясняет домашнее задание.

Отвечают,

высказывая собственные суждения.

Записывают домашнее задание в дневники и тетрадь





Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, уважаемые ребята! Представьте себе, что в этом году изобрели машину времени и мы с вами первые, кто сможет совершить путешествие в прошлое и увидеть, как жили великие люди в 19-20 веках. Сегодня на уроке мы «встретимся» с величайшим человеком последних столетий. Это доктор, писатель, драматург и просто весёлый, общительный человек. А речь пойдёт об Антоне Павловиче Чехове. Итак, в путь. Если поторопимся, то попадём на день рождения писателя. Если бы он жил в наши дни, то мы поздравили доктора Чехова со 150-летием!

Наш сегодняшний урок, посвященный биографии А.П.Чехова, я назвала словами, принадлежащими самому писателю: «В человеке всё должно быть прекрасно…». Именно эти слова потрясающе мудрого человека точно характеризуют самого писателя, художника слова – Антона Павловича Чехова. А тема нашего урока: «Каким человеком был доктор Чехов?»

(Учащиеся записывают тему в тетради).

С некоторыми произведениями А.П. Чехова вы уже познакомились в прошлом году,

что-то ещё предстоит прочитать. А сегодня мы рассмотрим жизненный цикл А.П. Чехова.

(Слайд № 1) Что же такое жизненный цикл?

Учащиеся записывают в тетради:

Жизненный цикл – рождение, юность, зрелость и старость человека
2. Семья, воспитание, формирование личности. (Слайд № 2)

Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова.

Родился писатель на берегу Азовского моря, в Таганроге. Отец – купец, очень строгий и жёсткий человек рисовал, играл на скрипке, любил пение, руководил церковным хором. Семья была большой и дружной, все дети – одарёнными. Чтобы выбиться в люди, дать детям образование, отец торговал и постоянно отвлекал своих детей от занятий для того, чтобы они заменяли его, работая продавцами в лавке. Там царил леденящий холод, выполнять уроки в такой обстановке не было никакой возможности. Это все плохо сказывалось на здоровье и на итогах учебы. В начальных классах именно по этой причине будущий писатель числился в отстающих учениках. Лишь после отъезда отца в Москву Антон перешел в разряд прилежных учеников, а в 16 лет стал сам зарабатывать уроками.

Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери». Он всегда понимал, что «смысл жизни только в одном — в борьбе».

Учёба и начало творчества (слайды № 3, 4, 5).

Окончив гимназию в Таганроге, Антон присоединился к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже, будучи студентом, молодой Чехов подписывал свои произведения многочисленными псевдонимами:

Анче, Ант. Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов.

Запишем в тетради определение термина «псевдоним».

Псевдоним (от греч.) — вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

В Москве А.П.Чехов становится кормильцем и по существу главой семьи. После окончания университетского курса в звании врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. В эти же годы Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках” (слайды № 6) . Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый», «Ванька», «Мальчики», "Лошадиная фамилия" и другие он адресовал именно детям.

Поездка на Сахалин (слайды № 7, 8), покупка усадьбы в Мелихово,

строительство школ.

К концу 1880 года Чехов, уже, будучи больным человеком, решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин. Для себя задачами этой поездки он определяет - изучение жизни каторжных и перепись населения.

Запишите в тетради определение понятия «Каторга».

Каторга (от греч.) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками.

Наиболее важным он считает не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга. Чехов ясно представлял себе трудности предстоящего путешествия, но ясно видел свой человеческий долг в том, чтобы приковать к Сахалину общественное внимание. В июне 1890 года Чехов прибыл на Сахалин, где на протяжении трех месяцев вел напряженную работу, изучая жизнь каторжан и поселенцев, быт и нравы местного чиновничества. Он предпринял перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек. Весь путь занял почти три месяца и оказался невероятно трудным для больного писателя. Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова и ускорила покупку имения под Москвой.

В марте он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. (Слайды № 9, 10)

Антон Павлович начал серьезно размышлять о благоустройстве усадьбы – творческая деятельность (не только в искусстве) была его стихией. Писатель сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях. Почти 5 лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительству школ: изыскивал средства, придумывая лотереи, подписки, любительские спектакли, призывая на помощь друзей и знакомых. Он вкладывал свои деньги в постройку, ремонт и оборудование школ; сам чертил планы зданий, закупал материалы, следил за ходом строительных работ.

(Слайд № 11)

Чехов бесплатно работал в Мелихово участковым врачом, обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь, организовывал медицинские пункты.

В Мелихове Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг.

3. Физкультминутка.
4. Чехов и театр. (Слайд № 12) Женитьба писателя. Жизнь в Ялте.

В 1894 году в глубине сада был построен флигель, предназначенный для многочисленных гостей. В этом флигеле была создана «Чайка», пьеса, с которой началась чеховская драматургия.

В 1898 году был открыт Московский Художественно-общедоступный театр. В этом театре пьеса А.П.Чехова «Чайка» обрела свою сценическую жизнь, и чайка стала эмблемой театра. Чехов много времени проводил с актёрами театра при репетиции и постановке пьес, их связывала и настоящая дружба.

Чехов внимательно следил за работой над пьесой, приезжал в Москву знакомиться с артистами МХАТа. В один из приездов он впервые увидел Ольгу Леонардовну Книппер (слайды № 13, 14), которая впоследствии стала его женой. Однако в жизни писателя после женитьбы мало что изменилось. По совету врачей, он живёт в Ялте (слайд № 15), а жена - в Москве.

Зимой 1901- 02 года недалеко от Ялты, жил Л.Н.Толстой. Чехов часто бывал у него, много говорил с великим писателем (слайд № 16).
Последнее лето писателя.

К лету здоровье Чехова резко ухудшилось. В начале июня 1904 года он вместе с женой покидает Россию и уезжает на курорт в Баденвейлере на юге Германии.

15 июля 1904 во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронен Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве.
5. Проверка усвоенного материала, сверка с доской. Выполнение теста на заранее подготовленных карточках.
Тест

  • В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог.)

  • В какой семье родился А.П.Чехов? (В купеческой)

  • Какая профессия была у Чехова? (Врач)

  • Какие псевдонимы был у Чехова? ( Антоша Чехонте, Грач, Врач без пациентов)

  • Как называлось имение, купленное А. П. Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, вырастил сад? (Мелихово)

  • Куда совершил большое путешествие Чехов? (На Сахалин)

  • Назовите рассказ о собаке, который вошёл в круг детского чтения. (Каштанка)

  • Из какого рассказа это выражение: «Монтигомо Ястребиный Коготь»? (Мальчики)

  • По словам А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном - … » В чём? (В борьбе)



6. Итог урока.

А нам пора «возвращаться» на машине времени назад в будущее. Наше путешествие заканчивается, и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: «В человеке всё должно быть прекрасно…»(по страницам жизни А.П.Чехова). Но с доктором Чеховым мы увидимся ещё много раз, всегда открывая что-то новое в его жизни и творчестве. Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что сегодня мы открыли Чехова, глубоко переживающего за судьбы людей, страны. Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни

А что узнали вы нового, чем был интересен этот урок? (Дети отвечают)

А сейчас мне очень хочется поблагодарить всех, кто активно работал на этом уроке, отвечая на итоговые вопросы.
Домашнее задание.

Прочитать «Мальчики» А.П.Чехова, выписать крылатые выражения из произведения.