Главная страница


Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода



Скачать 56.44 Kb.
НазваниеКислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода
Дата25.02.2016
Размер56.44 Kb.
ТипДокументы

Тема: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.

Цель: знать: а) нахождение кислорода в природе, его роль в жизни организмов планеты; б) способы получения кислорода в лаборатории и промышленности; в) работу газометра; г) что такое катализаторы.

Уметь: а) давать характеристику кислорода как химического элемента и как простого вещества; б) уметь собирать кислород двумя способами, собирать прибор для получения газов.

Оборудование: газометр с кислородом, 2 прибора для получения газов, KMnO4крист., ватка, горелки, спички, кристаллизатор с водой, пустые стаканы с песком на дне, лучина, MnO2, ложечка, гидропирит, держатель, пробирки, круговая диаграмма «Распространение элементов в природе», «План характеристика химического элемента и вещества», портрет А. Лавуазье, перфокарты для самостоятельной работы.

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: беседа с демонстрацией, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами, ребята, начинаем знакомство с одним из самых замечательных химическим элементом – кислородом. Вы уже много можете сказать о нем сами, т. к. знакомились с кислородом в курсе природоведения, ботаники, есть о нем у вас сведения из повседневной жизни и из уроков химии. Что же вы знаете о кислороде? Давайте проведем химическую дуэль, чтобы определить эти знания.
Химическая дуэль: дуэлянты (2 ученика) по очереди называют известные им сведения о кислороде, секундант отмечает на доске правильность ответов.
Учитель: После химической дуэли сообщаю, что сведения о кислороде неполные, что обучающиеся должны уметь давать характеристику химическим элементам по определенному плану.

План характеристика элемента.

1. Химический знак.

2. Относительная атомная масса.

3. Валентность.

4. Распространение элемента в природе.

План характеристики простого вещества.

1. Химическая формула.

2. Относительная молекулярная масса.

3. Нахождение в природе.

4. Способы получения в лаборатории и промышленности.

5. Физические свойства.

6. Химические свойства.

7. Применение.

Изложение 1) Характеристика по плану (как элемент):

1. O; 2. Ar (O)=16;

II

3. О; 4. В природе 49% - круговая диаграмма

как элемент в сложных веществах
2)Как химического вещества:
1. О2; 2. Mr(O2)=16*2=32; Mr(O2)=32 г/моль

Не много тяжелее

воздуха

3. Нахождение в природе: как простое вещество в составе воздуха, растворенный в воде, в белках, жирах, углеводах.

Учитель: Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Как же его открыли? Послушайте сообщение.

Учитель: Таким образом, мы подошли к способам получения кислорода в лаборатории: Разложение оксида ртути осуществил в 1774 г Джозеф Пристли. С этой реакцией мы знакомились в теме: «молекулы и атомы»

  1. 2HgO-2Hg +O2

  2. 2HgO-2H2 +O2 – очень чистый кислород

При каких условиях идет эта химическая реакция?

- Постоянный электрический ток.

3. 2KMnO4-K2MnO4 +MnO2 +O2
Этот способ получения кислорода мы рассмотрим подробнее, именно так вы будите получать О2 на практической работе.

Вы видите прибор для получения газов, в большой пробирке – перманганат калия (в быту называют марганцовкой), на трубке - ватка, чтобы в газоотводную трубку не уносился перманганат. Греем. Кислород собираем в стакан методом вытеснения воздуха (это возможно потому, что О2 немного тяжелее воздуха.

Наличие О2проверяем тлеющей лучиной.

Способ –собирания О2методом вытеснения воды (демонстрация)

Кислород можно получить заранее и собрать в газометре (демонстрирую газометр, его устройство и работу).

MnO2

4. 2H2O2-------- 2H2O +O2; Реакция идет медленно. При добавлении MnO2 -,бурно.

Вопрос: В чем причина?

- Добавление оксида марганца (IV)

Учитель: При этом оксид Mn(IV) не расходуется. Если взвесить MnO4 до и после реакции, можно убедиться, что его масса не изменилась.

Вещества, ускоряющие химические реакции, а сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами.

Диоксид Mn – катализатор реакции разложения пероксида водорода.

t

5. 2KCEO3------2KCE +3O2

Хлорат К

Бертолетова соль (опасна в обращении)

Итак, мы будем знать 5 способов получения О2 в лаборатории.

Ознакомимся с получением О2 в промышленности.

В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196 С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса.

А сейчас, ребята, научимся составлять ОС – опорный сигнал. Всё, что мы узнали на уроке, можно подытожить и изобразить очень кратко:

f:\2014-04-02 рабочий стол\рабочий стол 014.jpg

Работа с текстом учебника с. 125. Значение кислорода в природе. Выполнения упр. 5-6 с. 129.

Учитель: Круговорот кислорода в природе

А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.

В-1

  1. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Речь идет о

А) кислороде – простом веществе;

Б) кислороде – химическом элементе;

2. Кислород был открыт:

А) М. В. Ломоносовым;

Б) Дж. Пристли;

В) Р. Бойлем;

3. Катализаторы – это вещества:

А) уменьшающие скорость реакции;

Б) увеличивающие скорость реакции;

В) не изменяющие скорость реакции.

4. В состав оксида фосфора входит кислород-

А) химический элемент;

Б) простое вещество..

5. Молекула кислорода состоит из:

А) двух атомов;

Б) одного атома.
В-2

  1. Как распознать кислород:

А) горящая лучина потухает;

Б) тлеющая лучина загорается.

2. В приведённой записи: 2О2 изображено:

А) 2 атома кислорода;

Б) 2 молекулы кислорода.

3. Какие вещества образует хим. Элемент кислород в природе:

А) простые и сложные вещества;

Б) сложные вещества;

В) простые вещества.

4. Дж. Пристли получил кислород разложением:

А) пероксида водорода;

Б) оксида ртути;

В) перманганата калия.

5. В воздухе содержится кислород:

А) простое вещество;

Б) химический элемент.

Д/З: 21 упр. 7-8