Главная страница


Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка Пясецкая Марина Юрьевна мбоу сош №7



Скачать 30.91 Kb.
НазваниеКомпетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка Пясецкая Марина Юрьевна мбоу сош №7
Дата18.04.2016
Размер30.91 Kb.
ТипДокументы

Компетентностно-ориентированный подход

как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка

Пясецкая Марина Юрьевна

МБОУ СОШ №7

Межкультурные контакты в современном обществе и стремление сделать эти контакты максимально эффективными открывают новые возможности для личностного развития учащихся. Иноязычная культура передается и развивается через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечивается взаимопонимание между его членами. Для повышения качества и действенности иноязычного общения требуются новые подходы. Наиболее эффективным является компетентностный подход, так как он способствует формированию ключевых компетенций, одной из основных целей обновления содержания образования. Формирование одной из важных компетенций при обучении иностранному языку – коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий и дискуссий. Что, прежде всего, необходимо для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся? Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, ее содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Именно мотивация – главный источник активности и источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, необходим еще и объект, который, отвечая потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы определенную направленность, то есть необходим мотив. Итак, первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету «иностранный язык» является формирование мотивации – мотивации коммуникативной. Какими средствами этого можно достигнуть? Основным средством формирования компетенций выступают современные образовательные технологии, эффективные формы и методы обучения, то есть компетентностно-ориентированное обучение. Компетентностно-ориентированное обучение является перспективным, потому что при таком подходе деятельность приобретает исследовательский и проектно-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Перечень компетентностных средств зависит от позиции учителя, а формирование компетенций от активности учащихся. Наиболее эффективными технологиями выступают личностно-ориентированные: метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, интерактивное обучение в парах или в малых группах. Личностно-ориентированные технологии прививают учащимся трудолюбие, формируют ответственность за работу, у них развиваются творческие способности, повышается мотивация к дальнейшей работе над проектами и во внеурочной деятельности. Эффективные формы и методы компетентностно-ориентированного обучения иностранному языку способствуют формированию умений и навыков, непосредственно сопряженных с опытом их применения в жизненных ситуациях, то есть компетенций. Эффективности обучения способствует использование дополнительных учебных пособий, аудио-визуальных и мультимедийных средств обучения. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) являются одним из важнейших компонентов компетентностного подхода к обучению немецкого языка. ИКТ используется учителем для поиска, систематизации и визуализации информации из сети Интернет, обработки данных конкурсов, олимпиад, мониторинга результатов в учебной деятельности обучающихся. В режиме on-line проводятся игровые занятия, виртуальные экскурсии по городам страны изучаемого языка. С применением ИКТ повышается уровень внутренней мотивации к предмету (познавательный, самообразования), повышается качество обучености, увеличивается число участников предметных олимпиад, расширяется кругозор учащихся, учащиеся совершенствуют навыки работы на компьютере. При обучении иностранному языку выбор эффективных образовательных технологий имеет свою специфику и отвечает некоторым требованиям: соответствовать целям обучения, развивать межкультурную коммуникацию на основе принципа диалога культур, учитывать перспективное применение изучаемого языка в будущей профессиональной деятельности, обеспечивать результативность применения технологий с учетом особенностей и способностей учащихся.

Примечания

  1. Блинова В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М: АРКТИ, 2007.

  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии – 2009.