Главная страница


Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] с использованием мультимедийно методического пособия



Скачать 72.91 Kb.
НазваниеКонспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] с использованием мультимедийно методического пособия
Дата14.04.2016
Размер72.91 Kb.
ТипКонспект

Прогимназия «Остафьево»

КОНСПЕКТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р]
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МУЛЬТИМЕДИЙНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Составила и провела:

учитель-логопед

Смирнова А.А.

2012г.

Цели: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, в словах, фразах, предложениях/

Задачи:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

  • Закреплять умение определять позицию звука [Р] в слове, выделять слова со звуком [Р].

  • Упражнять в согласовании существительного с числительными, в согласовании прилагательных с существительными в роде.

  • Закреплять зрительный образ буквы Р.

  • Продолжать развивать координацию дыхания, голоса, развивать артикуляционный праксис, интонационную выразительность.

  • Продолжать развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование:

компьютер, мультимедийно – методическое пособие «Как Карыч разучился каркать», пособие «Звуковой поезд», карточки для артикуляционной гимнастики, карточки для определения характеристики и артикуляционного уклада звуков, пособие «Посчитай слова», пособие «Поддувалочки», мягкие игрушки смешарики Копатыч, Нюша, Карыч, Крош, Бараш, Пин; коврик – травка для пальчиковой игры «Полянка», набор для выкладывания букв, карандаш, рабочие листы заданий, предметные картинки, зеркало.

ХОД

1. Организационный момент

- Посмотри, кто пришел к нам в гости сегодня! Кто это? (Карыч) Он рассказал мне одну историю, которая с ним приключилась. Сегодня я расскажу тебе эту историю.

Логопед предлагает ребенку «заглянуть» к смешарикам в гости с помощью компьютера.

2. Пальчиковая игра «Полянка»

- Однажды Кар-карыч простудился, у него так сильно болело горло. Слайд 2. Ему было очень грустно. Он не мог каркать, так как, от сильной простуды у него пропал звук [Р]. Его друзья - смешарики отправились в гости к Кар-карычу, чтобы помочь ему заново научиться произносить звук [Р]. Они отправились все вместе. Давай посмотрим, кто пошел к гости к Карычу. Слайд 3.

- Смешарики весело бежали по дорожке. Остановились на полянке и стали прыгать на травке. У нас с тобой тоже есть «полянка». Давай мы тоже, как смешарики, поиграем на полянке.

Логопед с ребенком играют в пальчиковую игру «Полянка».

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею – медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно.

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А.

А последней букву Ы

Написали дружно мы.

Всё! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

Прыгаем всеми пальцами по коврику.
Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев.

«Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик.

Ладони по очереди ползут как змеи.
Ладони попеременно гладят коврик.
«Переступаем» ребром ладони – как косолапый мишка.

2-е и 3-и пальцы «идут».
Кисти раскрываются как книжки, ладонями вверх.

Пишем пальцем на коврике соответствующие буквы, другая рука лежит ладонью на коврике, придерживая его.

Соединяем ладони, будто «закрывая» книгу. «Бежим» 2-ми и 3-ми пальцами.


3. Игра на дыхание «Поддувалочка».

- Пришли смешарики к Кар-карычу. Стали поить Кар-карыча чаем. Но чай был очень горячий. Давай остудим чай каждому гостю – подуем на него. Нюша хотела подать Карычу конфетку к чаю, но не могла дотянуться. Давай ей поможем. Подуй на конфетку, подвинь ее к Нюше. Крош хотел принести Карычу мороженое. Но по дороге на мороженое слетелись осы. Сдуй ос от Кроша. Бараш сказал Крошу, что Карычу нельзя мороженого. Как ты думаешь, почему? А бараш хотел наловить Карычу бабочек. Но те все время прятались на цветах. Сдуй бабочек с цветов.

Ребенку предлагаются поочередно листы пособия «поддувалочка»: подуть на чай, «подвинуть» конфетку Нюше и т.д.

4. Артикуляционная гимнастика для звука [Р], артикуляционный уклад, характеристика звука.

- Смешарики стали думать, как помочь другу.

- Давай поможем Карычу вместе со смешариками. Прежде чем мы начнем учить Карыча, мы должны сами потренироваться красиво его произносить. Давай вспомним, что это за звук. Ребенок с помощью карточек определяет характеристику звука [Р].

- Бараш принес Кар-карычу картинки, они нам подойдут для гимнастики.

Ребенок выполняет упражнения артикуляционной гимнастики: чистим зубки, качели, вкусное варенье, лошадка, барабан, грибок (зонтик), моторчик. Затем логопед предлагает ребенку выбрать соответствующие карточки для определения артикуляционного уклада звука [Р]. Проговаривает позиции артикуляционных органов.

5. Произнесение звука изолированно.

- Пин приехал к Карычу на своем автомобиле. Давай заведем мотор машины Пина.

Ребенок, ведя по линиям пальцем, произносит звук [Р], имитируя звук мотора.

6. Произнесение в слогах.

- Нажми на мегафончик и послушай, как смешарики стали учить Кар-карыча произносить звук [Р]. Повтори за ними.

Ребенок кликает мышкой поочередно на мегафончики у каждого смешарика, слушает образец и повторяет слоги с различной интонацией : Слайд 4.

Нюша – ра-ра-РА (нежно), Копатыч – РЫ-РЫ-РЫ (громко, грозно), Бараш – рэ-РЭ-рэ (грустно), Ежик – РУ-ру-ру (тихо, боязливо), Крош - ро-ро-РО (весело). Затем обратные слоги по аналогии, Пин – РА-РО-РУ-РЫ.

Бараш – ЭР-ЭР – ЭР-ЭР-ЭР, Нюша – АР-АР – АР-АР-АР, Крош – ОР-ОР – ОР-ОР-ОР, Еж – РУ-РУ – РУ-РУ-РУ, Копатыч – ИР-ИР – ИР-ИР-ИР, Пин – АР-ОР-УР-ИР.Слайд5.

7. Произнесение в словах.

- Каждый из смешариков решил по-своему учить Карыча каркать. Копатыч решил искать для него слова, в которых есть звук [Р]. Помоги ему. Слайды 6-26.

На экране появляются поочередно картинки. Ребенок называет их, определяет наличие в слове звука [Р] и кликает мышкой на соответствующий смайлик.

8. Определение позиции звука в слове.

- Еж принес для Карыча «звуковой поезд» и попросил его определить, где «едет» звук [Р] в слове. Слайд 27. Помоги Карычу. Возьми «звуковой поезд», выложи его на столе.

На экране будут появляются картинки, ты назовешь картинку и покажешь ту часть поезда, в котором «едет» звук. С помощью мышки ты можешь проверить свой выбор. Гиперссылка для игры-презентации «Звуковой поезд звук [Р]».

9. Гимнастика для глаз.

- Давай выполним гимнастику для глаз, им тоже нужно отдыхать.

Ребенок вместе с логопедом выполняет гимнастику.

10. Динамическая пауза.

Логопед показывает ребенку мягкие игрушки смешариков: Копатыч, Нюша, Крош, Пин, Карыч, Бараш. Предлагает ребенку выделить звук [Р] в слове и разложить игрушки к соответствующим домикам, которые находится в разных иглах комнаты.

- Этих смешариков нужно расселить по домикам. Если в имени смешарика есть звук [Р], его нужно посадить к домику с буквой, которая обозначает этот звук. Если в имени смешарика нет звука [Р], то к другому домику.

Затем логопед меняет место положения домиков, ребенок в это время закрывает глаза.

11. Произнесение звука во фразе.

- Теперь Крош взялся за дело. Слайд 28.Он решил научить Карыча на собственном примере. Он предложил Карычу посчитать себя, т.е. кроликов. Возьми карточку для игры «Посчитай слова» и помоги Карычу. Слайд 29.

Ребенок кладет картинку с изображением Кроша на знак вопроса и, показывая на соответствующую цифру и картинку пальцем, проговаривает фразы (1 кролик, 2 кролика, 3 кролика и т.д.)

- Нюша очень любит красивые вещи. Слайд 30. Она принесла Карычу розовые бусы. Слайд 31. Но на бусах не видно рисунков. Если ты назовешь их правильно с нужным словом «красивый», «красивая», «красивый», на бусах появятся рисунки.

На экране появляются «бусы». Логопед предъявляет ребенку картинки, ребенок произносит фразы (красивая роза, красивый корабль, красивое ведро и т.д.) После правильного произнесения фразы ребенком логопед кликает на бусину. На бусине появляется аналогичная картинка.

12. Произнесение в предложениях.

- А Совунья принесла Кар-карычу интересные задания. Слайд 32. Помоги Карычу. Слайд 33. Проведи линии от каждого героя к его домику. Рассуждай так: Муравей живет в муравейнике.

Ребенок выполняет задание в рабочем листе «У каждого есть свой домик»: Муравей живет в муравейнике. Медведь живет в берлоге. Бобер живет в хатке. Скворец живет в скворешнике.

13. Буква Р.

- Крош даже нарисовал Карычу букву Р. Слайд 34. Давай мы ее тоже рассмотрим. На что похожа буква Р? Слайд 35. Сколько частей у буквы Р? Покажи руками букву. Слайд 36. Выложи букву Р (с помощью набора для выкладывания букв). Давай вспомним стихотворение о букве Р.

14. Итог.

- Посмотри! По-моему Карыч пробует каркать. Давай послушаем, может у него получится…Слайд 37. Включается звук.

- Получилось! Отлично! Молодец! Ты хорошо и красиво произносила звук Р. Ты вместе со смешариками помогла Карычу научиться снова каркать. Все смешарики так обрадывались, что даже устроили праздник. И теперь они каждый год отмечают день звука [Р].