Главная страница


Конспект занятия по развитию осязания и мелкой моторики в средней группе «Старичок-Лесовичок»



Скачать 69.25 Kb.
НазваниеКонспект занятия по развитию осязания и мелкой моторики в средней группе «Старичок-Лесовичок»
Дата14.04.2016
Размер69.25 Kb.
ТипКонспект

ГОУ детский сад компенсирующего вида № 724 ВОУО ДО г. Москвы
Адрес:111401, Москва, ул Металлургов, д. 16. Заведующая ГОУ д/с №724

тел.: 304 – 08 – 72 М. В. Кизбабаева

КОНСПЕКТ
занятия по развитию осязания и мелкой моторики

в средней группе
«Старичок-Лесовичок»


Составила и провела:

учитель-дефектолог

(тифлопедагог)

Смирнова И.А.

2011год

Тип занятия: развитие осязания и мелкой моторики.

Цель коррекционной работы: учить выполнять простейшие элементы самомассажа, используя деревянный цилиндр.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику и точность движений.

Развивать зрительно-осязательное восприятие предметов окружающей действительности. Закреплять с детьми умение различать деревья по форме листьев, коре, плодам.

Закреплять умение ориентироваться в помещении зала по зрительным ориентирам. Развивать фонематический слух и слуховую память.

Развитие эмпатии в процессе общения со сказочным персонажем.

Цель учебной деятельности: обучение различным действиям руками и отдельными пальцами при выполнении самомассажа деревянным цилиндром, сформирование представления о дереве; развитие умения отличать с помощью осязания и зрения различные материалы: дерево, камень, стекло, резина, шерсть и т.д., обогащение активного словаря детей; развитие зрительной и слуховой ориентировки.

Содержание коррекционной работы:

Коррекция психического развития: развитие зрительного восприятия: цвета и формы. Развитие внимания, памяти, речи, мышления. Активизация положительных эмоций.

Коррекция физического развития: развитие осязания, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. Развитие точности движений. Активизация зрительных функций.

Средства коррекции:

Демонстрационный: картина «В лесу», кора, листья и плоды деревьев; музыкальное сопровождение.

Раздаточный - карточки с изображением деревьев: дуб, ель, береза, клен; три подставки под книги, фоновые экраны для работы на столе: два зеленых и желтый; миски для работы на каждого ребенка; пара деревянных звучащих цилиндров для игры «Найди пару» и массажа каждому ребенку; набор тактильных шаров (7 пар); массажные мячи и шары на каждого ребенка.

Руководство познавательной деятельностью детей: формирование сенсорного опыта: зрительное обследование иллюстративного материала, осязательное обследование натуральных объектов, дидактическое упражнение «Узнай и назови», дидактическая игра «Найди такой же шарик»; развитие фонематического слуха и слуховой памяти, дидактическая игра «Найди пару».

Формирование приемов умственной деятельности: рассматривание и обследование, ориентировка по образцу, по показу взрослого и на слух, упражнения с цилиндром, физминутка, дидактическое упражнение «Узнай и назови».

Коррекционная направленность методов обучения: занятие подгрупповое с четырьмя детьми, в помещении физкультурного зала.

Ход занятия:
Дети (четыре человека) входят в физкультурный зал. Зал украшен осенними листьями, на стене, справа от окна висит картина «В лесу». Воспитатель подводит детей к картине. В зал входит сказочный персонаж Старичок-Лесовичок и говорит: «Здравствуйте, ребятки!». Дети отвечают ему на приветствие.

Дедушка: «Зовут меня Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу и охраняю его. Я очень рад, что и вы ко мне в лес пришли. Посмотрите, как здесь красиво (показывает на картину). Всем видно (помогает встать детям так, чтобы им было хорошо видно)?» Обращаясь по имени к детям, просит назвать, что они видят на картине. Дети называют: детей, деревья, мальчик залез на дерево. Взрослый подводит их к обобщающему понятию «лес». Называет его и просит детей повторить.

Затем Старичок-Лесовичок предлагает сесть детям за стол, на свои места, где для каждого в зависимости от его диагноза по зрению, разложен раздаточный материал: карточка с изображением одного дерева (дуб, ель, береза, клен), подставка под книгу, фоновые экраны для работы на столе.

Взрослый проводит с детьми дидактическое упражнение «Узнай и назови». Каждому ребенку в соответствии с его картинкой предлагаются натуральные объекты для определения вида дерева и правильного его называния, с помощью зрительно-осязательного восприятия. Это листья, плоды, кора или хвойная веточка.

После того, как все дети выполнили задание, дедушка показывает детям семена клена, уточняет, что они умеют летать, если их подбросить вверх, то они потом плавно опускаются на землю, постоянно крутясь, как «вертолетики». Раздает детям семена и предлагает детям попробовать подбросить их вверх. Дети выполняют упражнение «Вертолетики» и прослеживают взглядом за семенами, затем упражнение повторяется еще два раза.

Далее Старичок-Лесовичок предлагает детям поиграть на полянке и проводит с ними физминутку «Мы ногами топали…».

Дедушка показывает детям волшебную коробочку, в которой спрятались музыкальные человечки. Он раздает по одной игрушке (цилиндрик с синей шапочкой) каждому ребенку и просит сказать ему, из какого материала она сделана. Все дети должны ответить, что сделана она из дерева. Старичок-Лесовичок просит детей помочь ему, так как цилиндрики-мальчики (с синими шапочками) должны найти себе пару цилиндрика-девочку (с красной шапочкой), если правильно выбрали цилиндрик-девочку, то звучать они будут одинаково. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха и слуховой памяти «Найди пару» проводится два раза.

Затем взрослый просит детей взять один цилиндр с красной шапочкой и проводит с детьми массажные упражнения для пальцев рук с малым деревянным цилиндром «Семья». Дети овладевают простейшими навыками самомассажа и точности движений.

В конце занятия Старичок-Лесовичок раздает детям шарики одного размера, но изготовленные из разных материалов. Дети смотрят, нюхают и ощупывают каждый свой шарик, если узнают, то называют из чего он сделан: дерево, камень, резина, металл, стекло. Если ребенок затрудняется назвать, то взрослый сам называет материал и просит ребенка повторить: пробка, шерсть. Далее дедушка просит детей поискать по лесу такой же шарик, проводится дидактическая игра «Найди такой же шарик». Облегчают выполнение задания, зрительные ориентиры (картинки деревьев), рядом с которыми в специальных мисочках лежат шары, составляющие пару, к тем, которые розданы детям. Игра проводится два раза. В конце игры Старичок-Лесовичок просит детей собрать все шары парами в коробочку, а за то, что ребятки помоги старенькому дедушке, он приготовил им сюрприз.

Старичок-Лесовичок хвалит детей и раздает им малые массажные, чтобы они научили мам и пап, как правильно делать массаж рук с помощью мяча. Дедушка прощается с ребятами и просит их беречь деревья.

Тип занятия: развитие осязания и мелкой моторики.

Цель коррекционной работы: учить выполнять простейшие элементы самомассажа, используя деревянный цилиндр.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику и точность движений.

Развивать зрительно-осязательное восприятие предметов окружающей действительности. Закреплять с детьми умение различать деревья по форме листьев, коре, плодам.

Закреплять умение ориентироваться в помещении зала по зрительным ориентирам. Развивать фонематический слух и слуховую память.

Развитие эмпатии в процессе общения со сказочным персонажем.

Цель учебной деятельности: обучение различным действиям руками и отдельными пальцами при выполнении самомассажа деревянным цилиндром, сформирование представления о дереве; развитие умения отличать с помощью осязания и зрения различные материалы: дерево, камень, стекло, резина, шерсть и т.д., обогащение активного словаря детей; развитие зрительной и слуховой ориентировки.

Содержание коррекционной работы:

Коррекция психического развития: развитие зрительного восприятия: цвета и формы. Развитие внимания, памяти, речи, мышления. Активизация положительных эмоций.

Коррекция физического развития: развитие осязания, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. Развитие точности движений. Активизация зрительных функций.

Средства коррекции:

Демонстрационный: картина «В лесу», кора, листья и плоды деревьев; музыкальное сопровождение.

Раздаточный - карточки с изображением деревьев: дуб, ель, береза, клен; три подставки под книги, фоновые экраны для работы на столе: два зеленых и желтый; миски для работы на каждого ребенка; пара деревянных звучащих цилиндров для игры «Найди пару» и массажа каждому ребенку; набор тактильных шаров (7 пар); массажные мячи и шары на каждого ребенка.

Руководство познавательной деятельностью детей: формирование сенсорного опыта: зрительное обследование иллюстративного материала, осязательное обследование натуральных объектов, дидактическое упражнение «Узнай и назови», дидактическая игра «Найди такой же шарик»; развитие фонематического слуха и слуховой памяти, дидактическая игра «Найди пару».

Формирование приемов умственной деятельности: рассматривание и обследование, ориентировка по образцу, по показу взрослого и на слух, упражнения с цилиндром, физминутка, дидактическое упражнение «Узнай и назови».

Коррекционная направленность методов обучения: занятие подгрупповое с четырьмя детьми, в помещении физкультурного зала.