Главная страница


Консультация Как содействовать детской физкультуре



Скачать 90.98 Kb.
НазваниеКонсультация Как содействовать детской физкультуре
Дата18.04.2016
Размер90.98 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 111 г. Владивостока»

Консультация
«Как содействовать детской физкультуре
Составила: воспитатель

Бухтоярова Т.Н.

Владивосток

2013 год

ФИЗКУЛЬТУРА
Для того чтобы организм ребёнка правильно развивался и оставался здоровым, он нуждается не только в правильном питании и чистом воздухе, но и в движении, играх, физкультуре.

Речь идёт о тех движениях, которые ребёнок и сам любит делать. Воспитателю следует не мешать ребёнку, а наоборот, помогать ему и охранять от травм, т.е. смотреть за ним и обращать внимание на то чтобы ребёнок из-за неосторожности и малого опыта не повредил своему здоровью.

В возрасте от I до 3 лет ребёнок ходит вокруг мебели, хватает вещи и с большим удовольствием их бросает: валяется по земле, задирает ноги, лазит в вышину на стулья, перелазит со стула на стул, пробует становиться на табуретки и скамейки, пробует делать кувырки через голову и с бока на бок, переносить разные вещи - хозяйничает.

В возрасте от 3 до 6 лет - это возраст детских игр и проказ. Ребёнок уже бегает на дворе, в саду, кувыркается по поросшим травой склонам, в сене, соломе, лазит по лестницам, а иногда и на дерево, карабкается по крутому берегу и взбегает по его склонам, ищет в общества детей, бегает вместе с ними и подразнивает их, играет в мяч, бросает камешки, выдумывает разные игры. Ребёнок играет в разные профессии, носит и перевозит на своей тележке камни, строит из них фантастические замки, роет в земле подземные ходы, делает мельничку, у воды строит плотины и пруды.

КАК СОДЕЙСТВОВАТЬ ДЕТСКОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
Прежде всего, не мешайте ребёнку в движениях, которые он делает по собственному почину. Надо только следить за тем, чтобы вовремя оказать ребёнку помощь или отвести от него грозящую опасность.

Однако уже с первого года жизни ребёнка родители должны поза­ботится о том, чтобы ребёнок делал движения, которые полезны его здоровью и в тоже время доставляют ему огромную радость. Многие ро­дители не умеют, однако заниматься с детьми, часто не знают, что для детей и подходящее и что им могло бы принести вред. Этим родителям принесёт описание этих упражнений пользу.

В возрасте приблизительно одного года мы должны начать поднимать ребёнка в воздух, держа его под мышками. Ребёнка можно поднять даже выше головы, поставив затем на землю. Приятное ощущение в данном случае обуславливается изменение положения позвоночника. Детей более старшего возраста мы садим верхом на шею, держи их сперва за ручки, а позже только за ножки. Посадив его, на шею, мы ходим с ним, наклоняемся вправо, влево и вперёд, кружим туловищем: ребёнок при этом "ловит равновесие"; упражняя мышцы всего тела. Хорошим упражнением является также ношение на спине. При нём приходится вдоволь поработать руками ребёнка, которыми он держится за плечи. При подскакивании носящего ребёнок трясётся, что доставляет ему колоссальную радость. Почти такой же эффект доставляет и езда на большой телеге.

Надо стараться, чтобы во время игр ребёнок принимал в них деятельное участие. Это приносит организму максимальную пользу. Особенно подходящие для этого разные игры.

Качание и тряска доставляет ребёнку огромное наслаждение, а ритмические движения для него очень важны.

Более подробное описание: отцу следует сесть на низкую скамейку, чтобы ноги находились под прямым углом. Верхом на колени он сажает обращенного к нему лицом ребёнка (2-4года) и берёт его за руки. Ребёнок держит отца за большие пальцы, а отец остальными четырьмя пальцами обхватывает запястья ребёнка. Затем отец начинает поочерёдно (не одновременно двумя ногами) приподнимать ступни, поднимая, таким образом, ребёнка. При этом следует сперва произносить какую-нибудь фразу:

"Ах, чук, чук, чук,

Наловил дед щук

А бабуся карася,

Да заболталася."

( Ребёнка подбрасывают, как на лошади).

Затем, ускорив темп и усилив подбрасывание одновременно двумя ногами, декламировать какие-нибудь стишки:

"Чуки, чуки, чукалочки

Едет Миша на палочке,

А Таня на тележке,

щелкает орешки"-

постепенно ускоряя темп и ритм.

Это упражнение рекомендуют закончить следующим образом: неожиданно раздвинув колени, дать ребёнку немножко провалится, задерживая его за руки, так чтобы ребёнок висел, зацепившись ножками за наши колени, а ручками за наши руки. Эта перемена положения ребёнка забавляет.

Вторым видом упражнения является качание на подъёмах ног. Отец сидит на табурете так, чтобы мог без ограничений наклонится назад. Ребенок станет отцу на ноги, а отец, держа ребёнка за руки, качает его вверх и вниз, приговаривая:

"Едут девочки в санях

Руки в муфты прячут,

А мальчишки на конях

За санями скачут"

(С. Маршак, "Карусель"),

При последнем слове отец подбрасывает ребенка в воздух, раздвигает колени, а ребёнок опустится на землю. При этом отец придерживает ребенка за руки, чтобы приземление было мягким. Это упражнение можно делать с двухлетнего возраста.

Большую радость детям доставляет кувыркание в воздухе. Ножки ребёнка, лежащего на спине, обхватываем в щиколотках и поднимаем вверх, пока в воздухе не очутится и его голова, которую сам ребенок, выгибая позвоночник, запрокидывает к спине. Ручками он при этом опирается на подстилку, в то время как мы опускаем его ножки. Теперь ребенок лежит наоборот, на животе. Это упражнение можно делать на третьим году жизни, любят его и дети пятилетнего и более старшего возраста.

В возрасте 3 лет ребёнок уже умеет подниматься по ногам отца и садится ему на колени или на шею, а то и становится на плечи. Оттуда ребенок соскакивает на землю, причём во избежание толчка отец придерживает его за руки, смягчая при этом прыжок. У детей надо вообще избегать резких толчков.

Выгодным упражнением является подпрыгивание и перепрыгивания. Поставим ребёнка на стул и подадим ему свои руки, чтобы он мог ухватиться за наши большие пальцы, а сами четырьмя пальцами обхватим его запястья нам даёт возможность очень хорошо и прочно его держать. После этого позволим ребёнку прыгать со стола на землю, но опять таки смягчая приземление. Пока ребёнок находится в воздухе, мы, к большой радости ребенка, делаем несколько шагов, чем удлиняем прыжок. Эти

прыжки можно делать со стола на стул или на находящуюся, на расстоянии скамейку. Тот, кто ознакомлен с правилами защитных мероприятий, может позволить ребёнку прыгать в свои объятия, т. е. ещё в воздухе ловить его под мышками. Посадив ребёнка на колени можно проделывать с ним дыхательные упражнения, а так же упражнения для рук: подняв его руки вверх мы, подаем команду ребёнку глубоко вдохнуть носом, а затем опустить руки вниз и, прижав их к бокам ребёнка, приказывать ему сделать выдох. При этом мы поворачиваем свою голову вправо, а ребёнка влево, или наоборот (чтобы не дышать друг другу в рот). Как ни странно, но ребёнок даже трехлетний понимает, что от него хотят. Эти успокаивающие дыхательные упражнения надо делать в тех случаях, когда ребенок задыхается от прыжков или других упражнений.

Следующим видом полезных упражнений является сгибание в сидящем положении, при котором мы держим ребёнка за руки или за ноги, наклоны вперед, ребёнок делает сидя на одном колене, наклоны назад, сидя верхом на обоих коленях или на одной ноге боком к отцу (ребёнок подсунет свои ножки под вторую ногу отца или же мы ему ноги просто придержим).

Такое же значение имеют и наклоны назад, при которых ребёнок ложится вниз головой на спину отца, который при этом наклоняется вперёд, придерживая ноги ребёнка. Наклонятся, и выпрямляться при этом надо медленно. Сначала ребёнок боится, наклонятся назад: не заставляйте его, пока он сам у вас этого не попросит.

Наклоны назад можно сделать и следующим образом: расставьте ноги врозь, ребёнка возьмите на руки, чтобы он на них сидел верхом, держа вас вокруг шеи. Затем ребёнок перестаёт держаться за вашу шею и начинает наклоняться назад, пока не дотронется до земли руками. Пока вы спускаете ребенка вниз, чтобы предоставить ему свободу действия, он двигается,

перебирая руками вперёд, пока не подлезет под вашими ногами: теперь вы можете без всяких опасений опустить его ноги в низ.

С двух лет ребёнка можно поднимать вверх за руки, сперва он может висеть, а позже в этом положении с ним можно кружится. Начиная с 4 лет, можно кружится с ребёнком висящем на согнутых руках, с вытянутыми ногами, в положении так называемой коляски. Другим подходящим упражнением является следующее: ребёнок на согнутых руках висит на вытянутых вперёд руках отца, который одновременно подпирает сложенными вместе ладонями затылок ребёнка. Капризы детей второго- третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость) с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель).

Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как физическое облегчение это не приносит, то он плачет и капризничает.

Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привык к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.

Воспитатель должен разъяснить родителям, что мягкость обращения с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью предотвратят возможные капризы. У ребёнка могут быть капризы от перенасыщением впечатлений.

Но часто капризы и их причины заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачет, добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно, закрепляясь эта привычка становится чертой характера.

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство это так же отрицательная (черта) реакция на требования действия взрослых. У самых маленьких упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, полуторагодовалый малыш хочет завладеть привлёкшим его внимание предметом. Ни какие нельзя его не останавливают. Когда же предмет, скажем в ящик письменного стола, ребёнок пытается открыть его стучит кулачком по крышке стола и упорно повторяет "дай". Подобные сцены обычно заканчиваются слезами.

Чем младше ребёнок, тем неосознаннее его проявления, которые, как уже говорилось, часто заменяют ему неумение объяснить взрослым свое желание. По мере роста ребёнка и развития его сознания, капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.

Часто капризы и упрямства принимают за нервные проявления: ребёнок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит. Надо думать и то, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителя и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет. Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним угрозам.

Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребёнка любым требованиям взрослого.

Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребёнка, теряются перед не послушанием, с другой,- когда взрослые без конца одёргивают его. Здесь упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Некоторые родители отмечают: "До трех летнего возраста сын был послушен, покладист. А теперь с ним сладу нет, упрямится, не послушен... Что делать?" В чём-то они правы: к трём у ребёнка происходит скачек в развитии, он становится особенно активен в проявлении самостоятельности, в стремлении к самоутверждению, в самосознании собственного "Я". Вместе с тем родители упускают из вида другое психическое мужание личности малыша требует от них и соответствующей перестройки в отношении взрослых с ребёнком и на него по-прежнему смотрят как на несмышлёныша, как на существо беспомощное, не считаясь с возросшими качественными изменениями самосознания, то возникает так называемый "кризис трёх лет". Это период в психологии считается критическим.

Но упрямство - отрицательное проявление, и его следует искоренять, а настойчивость положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.

Папа и мама называют своего шестилетнего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать почитать ему книжку или ответить на волнующие его вопросы. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, не удовлетворенный объяснением, снова бежит к нему с вопросом. Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упрямство в достижении цели. Такие качества надо всячески развивать в ребенке.