Главная страница


Коррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия у детей с общим недоразвитием речи на уроках музыки



Скачать 70.35 Kb.
НазваниеКоррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия у детей с общим недоразвитием речи на уроках музыки
Дата18.04.2016
Размер70.35 Kb.
ТипДокументы

Коррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия у детей с общим недоразвитием речи на уроках музыки.
Вопрос о развитии слухоречевого восприятия особенно остро встаёт при обучении детей. Перед детьми с речевыми нарушениями (в частности с ОНР) постоянно ставят задачи звукового анализа, часто недоступную для понимания последними.

К моменту обучения в школе дети должны знать следующее:

  • первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;

  • в конце предложения ставится точка;

  • семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);

  • умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;

  • ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;

  • фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.

Вместе с тем, исследования показывают, что группой ошибок, обусловленных несформированностью слухоречевого восприятия является нарушение звуко-буквенного состава слов:

1. Смешение звуков:

  • звонких согласных с глухими (“6лакала”– плакала, “крафин”– графин);

  • твердых согласных с мягкими (“потерала”– потеряла, “ягоди”– ягоды, “синая” – синяя);

  • свистящих согласных с шипящими ( “чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели);

  • аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” красит, “кординка” – корзинка).

2. Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“латочка” – ласточка, “оманул” – обманул) .

3. Перестановка и включение отдельных звуков ( “наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “простнулась” – проснулась;.

4. Пропуски безударных частей слова (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”.

Проявление конкретных ошибок обусловливает коррекционную работу по развитию слухоречевого восприятия у детей с ОНР. Которую можно проводить и на уроках музыки. Выделяется два этапа в ее организации и содержании:

I этап – подготовительный;

II этап – основной.

Характеристика подготовительного этапа

Основной задачей данного этапа является развитие слухового внимания на неречевых звуках.

Важно научить детей различать неречевые звуки по силе, высоте, длительности звучания, тембровой окраске: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).

Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения и игры:

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,

  • “Кто услышит больше звуков?”,

  • “Назови звуки групповой комнаты”,

  • “Назови звуки улицы”,

  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,

  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

  • “Жмурки с колокольчиком”,

  • “Ладушки”,

  • “Морзянка”,

  • “Чей голос?”,

  • “Солнце или дождик”,

  • “Угадай по звуку, что делать?”,

  • Звучание музыкальных инструментов,

  • Песенки насекомых,

  • Голоса животных, птиц,

  • Звуки транспорта,

  • Звуки рабочих инструментов.

Формы организации детей для проведения данных упражнений и игр определяются педагогом в зависимости от цели упражнения, индивидуальных возможностей детей, уровня сформированности слухового восприятия, поэтому могут проводиться как на индивидуальных занятиях, так и во время групповых занятий. С целью решения вышеназванной задачи можно использовать и акустическую гимнастику: в этом случае учащимся предлагается послушать «звуки леса», «голоса птиц» и т.д. и назвать объект звучания.
Характеристика основного этапа

Целью основного этапа выступает формирование слухоречевого восприятия.

В соответствии с целью основными образовательными задачами будут выступать:

  • формирование у школьников системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;

  • обучение произношению слов различной слоговой сложности;

  • обучение переносу приобретенных навыков в самостоятельную речь.

Для удобства распределения обучающего материала, обеспечения постепенного его усложнения, систематичности выполнения заданий коррекционную работу по развитию слухоречевого восприятия предлагаем проводить в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Различение звука в слове.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух звуков в словах, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).

6. Называние слов на определённый звук.

Занимательная игровая ситуация в работе с детьми семи лет, создаваемая учителем музыки, создает благоприятные психологические условия овладения правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Опираясь на принцип постепенного усложнения игровых и учебных заданий сначала учим школьников слышать, различать и определять первый звук в одном слове (например, дидактическая игра (д/и) «Определи первый звук»), затем – первый, последний звуки и звук в середине слов (д/и «Цепочка слов»). Решение аналогичной учебной задачи предполагается в игре «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Далее переходят к определению любой позиции звука в слове: в начале, в конце или середине (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Упражнения на подбор слов с определенным звуком позволяют не просто развивать фонематическое восприятие, но и фонематические представления, тем самым способствуют активизации речемыслительной деятельности школьников. К таким упражнениям и играм можно отнести следующие: «Кто в домике живет?», «Собери букет», «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин». С цель развития дифференциации звуков по твердости - мягкости можно провести д/и «Два домика», «Четвертый (третий) лишний».

С целью дифференциации оппозиционных звуков можно использовать упражнение «Найди пару»: учащийся, передвигая стрелку по диску, подбирает слова близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п. Занимательные игры-головоломки типа «Построй пирамиду» способствуют упражнению школьников в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если правильно определишь количество слогов в его названии.

Учитывая психофизиологические особенности возраста, при проведении игр и упражнений широко используется наглядность в виде предметных картинок, схем и т.п. и кинестетические ощущения от различных манипуляций. К таким играм можно отнести следующие: «Поймай рыбку», «Звенит-жужжит», «Телеграф».

Дидактическая игра «Покорми горохового человечка» одновременно способствует становлению слухоречевого восприятия и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребенок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, учитель называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!» и с этими словами «отправляет в рот человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разные имена дают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

Учитывая теорию об этапах формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) большое значение при формировании слухоречевого анализа имеет зрительная опора, представляющая собой в графическую схему определенного слова, обеспечивающая усвоение детьми линейной последовательности речевых единиц (слогов, слов, предложений).

Следующая операция, усваиваемая детьми: деление слов на слоги. Дополнительным средством обучения школьников этой операции выступают различные кинестетические приемы:

  • отхлопывание ладонями,

  • контроль правой рукой за опускаемым подбородком,

  • шагослогометрия.

Закрепить умение делить слова на слоги можно игре типа «Украсим елку» (используются двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

С целью развития умения узнавать и различать речевые звуки, делить слова на слоги используются такие словесные игры, как: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам», «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши» и др.

Коррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия проводится в тесной связи с формированием правильного произношения.

На материале вновь сформированных звуков провидится коррекционная работа по их автоматизации и слухопроизносительной дифференциации на разном речевом материале (от произношения и дифференциации прямых слогов – до самостоятельной речи).

Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных упражнений и игр, создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, стимуляция интереса школьников с ОНР к выполнению заданий позволят осуществить коррекцию у них слухоречевого восприятия.

Развитое фонематическое восприятие является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика уровня слухоречевого восприятия и коррекция его недоразвития является необходимым условием организации подготовки к школе детей школьного возраста с ОНР.