Главная страница

Куликова Е. В. Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью умк opportunities



Скачать 61.66 Kb.
НазваниеКуликова Е. В. Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью умк opportunities
Дата18.04.2016
Размер61.66 Kb.
ТипДокументы

Куликова Е.В.

Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities



Рецептивными умениями считаются восприятие и понимание связного иноязычного текста при чтении и восприятии речи на слух, а также понимание своих собеседников при диалоге и групповом общении. Так, аудирование и чтение являются рецептивными видами речевой деятельности, говорение и письмо – продуктивными.

Каждый новый блок (Unit) УМК Opportunities начинается с развития одного из рецептивных и одного из продуктивных видов речевой деятельности, а именно говорения и аудирования. Именно в таком порядке: сначала говорения, а потом аудирования. Приступая к изучению нового блока учебника, учащиеся прежде всего стараются сформулировать, что им уже известно по данной теме. В качестве опоры служит богатый иллюстративный материал и специальная табличка, в которой содержатся ключевые слова по данной теме.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования навыков говорения:

  1. «сверху вниз»

  2. «снизу вверх»

В описанном выше случае предполагается второй путь, когда учащиеся опираются не на материал одного конкретного текста, а используют материал многих прочитанных ранее текстов, межпредметные связи, общее понимание вопроса, личный опыт.

Только после того, как учащиеся выскажутся сами, им предлагается прослушать запись (как правило, диалог), выполненную носителями языка. Следует отметить, что актеры говорят в практически естественном темпе, кроме того запись выполнена с фоновыми звуками, имитирующими фоновые шумы характерные для той или иной обстановки: кафе, улица города, вокзал и т.д., что помогает подготовить учащихся к восприятию речи в естественных условиях. Эту особенность следует подчеркнуть, т.к. далеко не все пособия предоставляют возможность слушать не просто диалог персонажей, выполненный в студийных условиях, но и вместе с тем адаптироваться к восприятию иноязычной речи в естественных условиях, для которых отнюдь не характерна абсолютная тишина.

Обычно предлагается два задания на аудирование с нарастающим уровнем сложности. Сначала требуется понять лишь самую общую информацию. Затем более детальную. После задания на аудирование учащимся вновь предлагается перейти к практике разговорной речи, но уже в форме диалога и с опорой на только что прослушанный материал. Например. В парах обсудить то, о чем говорилось в аудиофрагменте. Как достоинство данного УМК следует отметить большое количество заданий,. предназначенных для парной работы и работы в небольших группах. Это позволяет предоставить каждому учащемуся возможность говорить во время занятия как можно больше. Безусловно, такой способ проведения занятия имеет свои недостатки как, например, шум в аудитории и невозможность контролировать деятельность каждого, однако польза, как для повышения мотивации, так и развития коммуникативных навыков очевидна.

После вводного урока к тему в УМК «Opportunities» следует раздел посвященному работе с текстом, так или иначе связанным с заявленной темой. Перед текстом всегда предлагается pre-reading task, которые помогают мотивировать учащихся к внимательному прочтению данного текста, сделать предположения, основываясь лишь на заголовке, иллюстрациях и т.д. Помимо вышеперечисленных задач, также тренируется навык говорения. В учебнике предлагается ознакомиться с “reading strategies”, где объясняется, как лучше работать с текстом, на что следует обратить внимание. В книге для учителя можно найти интересный материал, связанный с тестом, его автором, проблематикой, культурно-историческим контекстом и т.д. После прочтения текста учащимся предлагается выполнить ряд упражнений на понимание текста. Как и большинстве аутентичных учебных пособий проверяется лишь способность нахождения запрашиваемой информации. Впрочем, ничто не мешает учителю при необходимости работать над чтением с полным пониманием. После упражнений на понимание прочитанного следуют упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков учащихся, и опять же предлагается работ в небольших группах и парах. Снова рецептивный вид речевой деятельности (чтение) сочетается с продуктивным (говорение). Как известно, правильная речь невозможна без отличного знания грамматики, поэтому в каждом блоке уделяется внимание тому или иному грамматическому явлению. Знакомство или повторение той или иной грамматической структуры начинается с предъявления текста, в котором данное грамматическое явление встречается достаточно часто, таким образом, учащиеся, прежде чем вспомнить или попытаться сформулировать правило, видят, как данное грамматическое явление употребляется в языке, и уже после этого самостоятельно или с помощью учителя систематизируют свои знания/наблюдения относительно данного грамматического материала. Данный метод предъявления грамматического материала давно и успешно используется как в зарубежной, так и в отечественной практике преподавания английского языка. Далее следует несколько упражнений на употребление данной грамматической структуры в учебнике и рабочей тетради. Следует отметить, что далеко не всегда этих упражнений хватает для отработки соответствующего навыка употреблении грамматической структуры и учителю нередко приходится находить дополнительный материал по теме для ряда учащихся или для всей учебной группы. Следует отметить, что в УМК представлено по крайней мере одно упражнение, позволяющее не просто отработать навык употребления той или иной грамматической структуры, но и ввести ее в разговорную речь учащихся. Большинство учителей сталкиваются в практике преподавания иностранного языка с тем, что ученики легко справляются с заданием поставить слово в нужную форму, но испытывают трудности и допускают большое количество ошибок, при употреблении той же грамматической структуры в разговорной речи. Решить эту проблему можно путем сомещения отработку грамматических навыков с разговорной практикой. Так, например, в парах учащимся может быть предложено, задать правильно вопрос партнеру «What is ____________ (beautiful) building in your country?» Партнер отвечает на вопрос, опять же используя отрабатываемую грамматическую структуру, и в свою очередь, также задает вопрос.

Такое совмещение грамматических упражнений с разговорной практикой позволяет, прежде всего, более целесообразно использовать время на занятии при этом учащиеся большее смогут именно говорить на иностранном языке, отрабатывая при этом то или иное грамматическое явление. В УМК Opportunities присутствуют задания такого типа, но их недостаточно для автоматизации навыка использования грамматических структур в разговорной речи.

Что касается формирования лексических навыков с помощью вышеуказанного УМК, следует отметить как положительные и отрицательные моменты. К положительным можно отнести работу с большим количеством идиоматических выражений, к отрицательным - недостаточное количество нового лексического материала в каждом разделе, большинство слов, предлагаемых для изучения, уже знакомы или и так понятны учащимся, т.е. расширение словарного запаса происходит недостаточно эффективно. Опять же следует отметить недостаточное количество упражнений, направленных на развитие лексических навыков учащихся.

В УМК значительное внимание правомерно уделяется развитию социокультурной компетенции учащихся. Работая с данным учебным пособием, можно не только получить представление, о культуре, обычаях и традициях других стран ( в каждом блоке присутствует раздел culture corner, знакомящий с культурой, историей, традициями, географией разных стран), но и научится выделять общее и культурно- специфическое в моделях поведения и особенностях коммуникации в разных странах. В качестве примера хочется привести одна задание: Why do you think the shop assistant call customers ‘love’, ‘madam’ or sir? Do shop assistants say similar things in Russia? What differences are there? Такого рода задания не только акцентируют внимание учащихся на особенностях коммуникативной культуры англоговорящих стран, готовя таким образом к правильному выбору стратегий речевого поведения в англоязычной среде, предвосхищая причины возможного недопонимания, но и учат пониманию и признанию права существования разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений.

В заключение следует отметить, что в УМК “Opportunities”, безусловно, является хорошим пособием, как для формирования социокультурной компетенции учащихся, так и для развития рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. Особенностью данного пособия является удачное сочетание в рамках одного урока упражнений на развитие двух видов речевой деятельности - продуктивного и рецептивного. Недостаточное, на наш взгляд, количество лексико-грамматических упражнений оставляет учителю поле для творческой деятельности. Существенным недостатком данного учебного пособия представляется недостаточная адресность. Авторы, очевидно, пытались создать курс одинаково подходящий взрослым и подросткам. На практике же оказалось, что большинство материалов не соответствуют интересам целевой аудитории, иными словами учебник часто оценивается учащимися старших классов школ как неинтересный. В настоящее время тот же авторский коллектив выпустил новый учебно- методический комплекс “Choices”, содержащий интегративный CD-room, видеофрагменты к каждому уроку и имеющий интернет поддержку. Кроме того, новый курс, как обещали его авторы на презентации, в гораздо большей степени учитывает интересы современных подростков. Вышесказанное позволяет надеяться, что в скором времени появится возможность работать по учебнику успешно сочетающему в себе замечательные методические находки из прежнего курса с необходимыми усовершенствованиями и инновациями.