Главная страница


Логические игры и упражнения как средство интеллектуального развития мальчиков и девочек



Скачать 112.42 Kb.
НазваниеЛогические игры и упражнения как средство интеллектуального развития мальчиков и девочек
Дата16.07.2016
Размер112.42 Kb.
ТипДокументы

Логические игры и упражнения как средство интеллектуального развития мальчиков и девочек.
В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики.

Гендерный подход является важнейшим условием повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе и разностороннего развития личности ребенка в целом.

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Мальчикам и девочкам дошкольного возраста свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны

Каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность. Мальчика и девочку нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят, видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют, переживают.

Интеллектуальное развитие мальчика или девочки не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств.

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».

Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, определяющая успешность выполнения любых задач.

Проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией - это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Личностные качества мальчика или девочки формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Играя, ребенок познаёт мир людей и развивается. В современной педагогике существует огромное количество логических игр и упражнений, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Понятие "интеллектуальное развитие " включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В. Ендовицкой). В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его "умственного инвентаря", который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения спрятанного в ней предмета-"секрета", схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т.п.). Однако, даже приобретая черты обобщённости, педагогам следует принимать во внимание положение отечественных психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления - специфически дошкольных форм мышления.

В дошкольные годы ребёнок должен быть подготовлен к ведущей младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у мальчиков и девочек соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование А.П. Усовой, обеспечивает ребёнку "высокий уровень обучаемости ". Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях. "Поэт, - писал Я. Корчак, - это такой человек, который сильно радуется и сильно горюет, легко чувствует, волнуется и сочувствует. И дети такие. А философ - это такой человек, который глубоко вдумывается и обязательно желает знать, как всё есть на самом деле. И опять дети такие….". Однако, есть и мальчики и девочки интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.

У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя словно - речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире.

Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного " языка " представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на интеллектуальное развитие детей. Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Логические игры и упражнения способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые задачи. Осваивая логические детские игры, ребенок делает большой шаг к пониманию основ математики, физики и других важных наук.

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр мальчики и девочки усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Разнообразны и задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале. В методологических пособиях по обучению и воспитанию детей приводится содержание разных видов игр-занятий, указывается последовательность усложнения познавательных задач. Так, игры, разработанные Л.М. Шведовой, направлены на формирование элементарной культуры мышления, способности переносить усвоенные умения на решение новых практических задач. Игры-занятия с образными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные логические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных логических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Учитывая рекомендации физиологов (М.М. Кольцова и др.) о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, например, "Пальчики". Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию.

На занятиях и в свободной деятельности дети играют в игры логического содержания: «Лишний предмет», «Преврати геометрическую фигуру в предмет», «На какую фигуру похож предмет», «Дорисуй предмет», «Отгадай загадку», «Ребусы», «Кроссворды», «Подбери пару», «Кому что», «Что из чего», «Назови соседей», Кто больше увидит и запомнит», «Да и нет» и другие.

Мальчики, как правило, мыслят нестандартно и интересно. Поэтому мальчики проявляют интерес к более сложным играм таким как: «Шашки», «Шахматы», «Морской бой», «Домино». А девочки любят словесные игры: «О чем можно сказать», «Цепочка слов», «Закончи слово», «Подбери прилагательное к предмету», «Назови действие», «Нелепицы».

В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

В настоящее время выходит много методической литературы, помогающей воспитателю в выборе логических игр и упражнений для занятий с детьми разного возраста. Так книга О. А. Михеевой "Умные ступеньки" содержит задания, предназначенные на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, пространственных представлений, а книга авторов: И. Ю. Клишина, А. Д. Береславская, Н. И. Блинова "Озорные дорожки" написана педагогами, работающими более 15 лет в сфере интеллектуального развития детей, и рассчитана на детей 1,5 - 3 лет. Задания, приведенные в данном пособии, научат «геометрически мыслить», также в книге приведены задания, направленные на развитие внимания, логического мышления, геометрического воображения. Книга "Современные игровые методики развития интеллекта» авторы: Л. Береславский А. Береславская

предназначена для развития познавательных процессов детей 1,5 - 6 лет.

В ней предлагается систематизированный материал, помогающий формированию геометрического мышления, активизации внимания, тренировки памяти, приобретению навыков умственной работы. Данные в пособии игры-упражнения прошли успешную апробацию в Школе раннего интеллектуального развития «Открытие» в течение 17 лет.

Книга Л.Я. Береславского "Детство интеллекта. Система игр и упражнений" предназначена родителям, воспитателям и педагогам. В ней рассматриваются проблемы интеллектуального воспитания детей, обучаемости в школе. Она знакомит с системой игр и упражнений для раннего интеллектуального развития детей от 1,5 лет и включает в себя оригинальные технические и методические средства, стимулирующие интеллектуальную деятельность ребенка. Она апробирована в дошкольных учреждениях и получила положительные отзывы известных педагогов и психологов.

Многие дети с раннего детства владеют компьютером и имеют возможность выхода в Интернет. Одни мальчики и девочки любят динамичные стрелялки и гонки, а других привлекают спокойные игры «для ума», в которых каждый шаг необходимо обдумать, предвидеть развитие событий. Именно для поклонников интеллектуального отдыха созданы логические игры. Сюжет их может быть абсолютно различным, от простого выкладывания предметов в определенном порядке до разгадывания сложных многоходовых ребусов и логических схем.

Сайт https://deti.mail.ru/forsmall/logik/ содержит большое количество логических игр, которые будут полезны для интеллектуального развития мальчиков: «Собери картинку машинки онлайн», «Собери картинку домик онлайн», «Собери картинку Леопард онлайн». А вот логические игры «Собери картинку цветы онлайн», «Заплатки онлайн», «Лишние предметы онлайн» и другие будут интересны девочкам дошкольного возраста.

На сайте https://era-igr.ru/games/logic/mathematical/ сгруппированы флеш-игры, мини-игры, онлайн-игры, которые помечены специальными значками для мальчиков и для девочек. Подборка игр включает в себя самые разные направления интеллектуального развития: математические головоломки, упражнения для мозга, математические совпадения, математические раскопки, судоку и многие другие.

Сайт https://shum2money.ru/1.php содержит флеш игры для мальчиков и для девочек: конструктор роботов - трансформеров, игры-переделки, игры приготовления еды и другие.

На сайте https://nashipenati.ru/system/mod_core/gamer82h/igra-dlya-razvitiya-logiki-17.html представлена подборка логических игр и упражнений, логические задачи, вопросы на развитие логики, развитие зрительной памяти, которые будут интересны и мальчикам и девочкам.

Так игра "Солнце и Луна" способствует развитию внимания и учит выстраивать логический ряд. Это игра, помогающая детям применить свой жизненный опыт и использовать логику.

На этих и других сайтах можно бесплатно играть в логические игры в онлайн режиме как в детском саду, так и дома.

Логические игры, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для развития мальчиков и девочек.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических игр и упражнений можно повысить эффективность интеллектуального развития дошкольника.

Литература:

1. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С.62 – 65.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

3. Зак А.С. Как развивать логическое мышление?: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.- М.: Аркти, 2001.-144с.

6. Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59

7.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. –М.: Аркти, 2008.-72с.

8. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников.- М: Академия, 2002-208с.

9. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-384с.

11.Сайт https://deti.mail.ru/forsmall/logik/,

12. Сайт https://era-igr.ru/games/logic/mathematical/

13. Сайт https://shum2money.ru/1.php.

14. Сайт https://nashipenati.ru/system/mod_core/gamer82h/igra-dlya-razvitiya-logiki-17.html