Главная страница


Лукьяновой Наталии Михайловны «Формирование здоровье сберегающих навыков у учащихся»



Скачать 166.89 Kb.
НазваниеЛукьяновой Наталии Михайловны «Формирование здоровье сберегающих навыков у учащихся»
Дата16.04.2016
Размер166.89 Kb.
ТипДокументы

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя физической культуры

МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»

Лукьяновой Наталии Михайловны

«Формирование здоровье сберегающих навыков у учащихся»

Цель: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Пути достижения поставленной цели:

- Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

- Укрепление здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

- Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

- Развитие двигательных качеств;

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;

- Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

- Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
 1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

       

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здоровье сберегающих навыков, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.    Не только сохранить здоровье учащихся, но и  привить основы здорового образа жизни –  главная задача учителя.  Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Концепция – это система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающие философские, психологические, дидактические и социально – педагогические обоснования достижения образовательных целей.

Новизна предусматривает:

- изменение подходов к преподаванию физической культуры в рамках образовательного учреждения;

- максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта по предмету;

- изменения статуса ученика как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;

- ориентация учителя на индивидуальные потребности учащихся;

- выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;

- контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;

Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества - это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и, представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а так же применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов физической культуры.

Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств. Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в больший по объему двигательный режим.


 

3. Наличие   теоретической базы опыта.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.

Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личностный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках большое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.

 

 4.Ведущая   педагогическая идея.

 За  годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У учащихся, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура»,   использую современные инновационные формы обучения: проектирование,  проблемные лекции, уроки с использованием ИКТ, элементы передовых педагогических технологий.

         Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей, потребности в здоровом образе жизни.

Сущность  технологии, по которой работаю,  заключается в личностно- ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей,  строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составила комплекс нестандартной разминки по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля, здоровье сберегающие навыки при  выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности  ввожу  разные  типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.  

Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам, особое внимание уделяю культуре здоровья.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке  провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II ступени образования – экзамен по теории физической культуры.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.

 

    Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях желание заниматься спортом – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей работе  применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки  с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания. 

С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении  ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни. ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.

С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

 С чего же начиналось применение ИКТ в моей практике применительно к урокам физической культуры? Вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались без непосредственного привлечения учеников: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создала базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов  при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся.

            Обучающиеся уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию делают их быстро.   Они намного эффективнее владеют многими компьютерными программами, чем мы. Пусть работа будет совместной! 

Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы.

Из всего многообразия современных педагогических технологий отдаю предпочтение:

-индивидуальной работе – своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать, культуру здоровья;

-личностно-ориентированному обучению – так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности каждого ребёнка;

-практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания и навыки.
        

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

- повысить качество знаний учащихся;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;

- сформировать потребность у учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровье сберегающие навыки.

 Результаты участия моих учащихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня за межаттестационный период 2008-2013 г.г.:

Командные:

1 место в соревнованиях по гиревому спорту среди школьников Ковылкинского муниципального района, 2008

2 место в соревнованиях по легкой атлетике среди школьников Ковылкинского муниципального района, 2008

1 место в соревнованиях по гиревому спорту среди школьников Ковылкинского муниципального района, 2009

1 место в турнире по мини-футболу памяти героя Советского Союза Н.А. Пшеничникова,2009

3 место в первенстве по боксу среди общеобразовательных школ, 2009

2 место в турнире по мини-футболу памяти героя Советского Союза Н.А. Пшеничникова,2010

1 место в муниципальном этапе «Всероссийских спортивных соревнованиях школьников» «Президентские состязания» 8 класс, 2012

2 место в кустовых соревнованиях по мини-футболу на призы В.Е. Кечина, 2012

2 место в муниципальном этапе «Всероссийских спортивных соревнованиях школьников» «Президентские состязания» 9 класс, 2012

3 место в командных соревнованиях по шашкам в рамках XXII Спартакиады учащихся Ковылкинского муниципального района, 2013

2 место в командных соревнованиях по настольному теннису в рамках XXII Спартакиады учащихся Ковылкинского муниципального района, 2013

2 место в кустовых соревнованиях по мини-футболу на призы В.Е. Кечина, 2013

Личные:

Вишняков Вадим:

Грамота за активное участие в жизни города и района, 2012

1 место в открытом Первенстве Ковылкинского муниципального района по боксу,2010

1 место в Первенстве по боксу среди общеобразовательных школ Ковылкинского муниципального района, 2009

1 место в турнире по боксу «Мемориал заслуженного тренера СССР Виталия Островерхова», г. Люберцы, 2009

2 место в VIII Всероссийском открытом первенстве по боксу на призы главы администрации Рузаевского муниципального района,2009

1 место в XIX Всероссийском турнире по боксу, посвященном памяти воинов павших в локальных войнах,2011

2 место в XVIII Всероссийском турнире по боксу, посвященном памяти воинов павших в локальных войнах,2010

3 место в Открытом Первенстве Республики Мордовия по боксу, 2011

2 место в открытом Первенстве ГУ ДОД «СДЮСШОР по боксу им. Олега Маскаева»,2011

2 место в Первенстве городского округа Саранск по боксу,2010

2 место в Чемпионате и Первенстве ГУ ДОД «СДЮСШОР по боксу им. Олега Маскаева»,2009

1 место в Первенстве РМ в соревнованиях по боксу среди общеобразовательных учреждений в зачет IV летней Спартакиады,2009

2 место в IV турнире по боксу г. Рузаевка,2010

1 место в открытом первенстве Дома спорта «Электрон» по боксу г. Нижний Ломов, 2008

1 место в открытом Первенстве Сердобского района по боксу,2009

1 место открытом Первенстве Зубово-Полянского района по боксу, 2010

1 место в открытом Первенстве ГУ ДОД «СДЮСШОР по боксу им. Олега Маскаева»,2010

Китов Павел:

1 место в I Республиканском турнире по боксу на призы выпускников клуба «Боевые перчатки» Ковылкинской ДЮСШ, 2013

Диплом ГБУ РМ ДОД «СДЮСШОР по босу им. Олега Маскаева» за активное участие в спортивных мероприятиях и высокие результаты в спорте, 2012

3 место в открытом Чемпионате и Первенстве г.о. Саранск по боксу, посвященные проведению Международного форума «Россия – спортивная держава»,2011

1 место в матчевой встрече между командами г. Нижний Ломов и г. Ковылкино, 2012

1 место в открытом турнире ДЮСШ Нижнеломовского района, 2011

2 место в открытом Первенстве города Пензы по боксу,2013

2 место в матчевой встрече по боксу г.Пенза – г.Саранск,2013

1 место в Республиканском турнире по боксу на призы ЛДПР, 2012

1 место в открытом Первенстве Республики Мордовия по боксу,2011

2 место в первенстве общества «Динамо» по боксу,2011

1 место в XX Всероссийском турнире по боксу, посвященном памяти воинов павших в локальных войнах,2012

3 место в турнире по боксу «Мемориал заслуженного тренера СССР Виталия Островерхова», г. Люберцы, 2011

1 место в XIX Всероссийском турнире по боксу, посвященном памяти воинов павших в локальных войнах,2011

2 место в Первенстве Республики Мордовия по боксу,2012

2 место в Первенстве Республики Мордовия по боксу среди школьников, 2012

1 место в открытом Первенстве Ковылкинского муниципального района по боксу, 2011

1 место в турнире по боксу, посвященном Дню защитника Отечества, 2012

2 место во II малых Олимпийских играх лагеря «Олимп», 2012

Грамота за высокие показатели в спорте в 2012 году

2 место во Всероссийском дне бега «Кросс наций» в Ковылкинском муниципальном районе,2011

3 место в Первенстве Ковылкинского муниципального района по легкой атлетике на дистанции 800 м, 2012

Диплом начальника Управления по социальной работе администрации Ковылкинского муниципального района за активное участие в спортивной жизни города и района, 2012

1 место в IV Республиканском турнире по боксу на призы ОАО «КЭМЗ», 2013

1 место в соревнованиях по боксу «Открытый ринг», 2013

1 место в традиционном новогоднем турнире по боксу, 2011

Водяков Сергей:

1 место в открытом Первенстве Ковылкинского муниципального района по боксу,2009

2 место в Республиканских соревнованиях по боксу в зачет III Летней Спартакиады учащихся Республики Мордовия,2007

2 место в конкурсной программе «Поверь в себя» среди участников лагеря «Школа выживания»

2 место по стрельбе из пистолета среди старших юношей,2008

1 место в Первенстве клуба «Боевые перчатки», 2008

Жалнов Павел:

Лучший игрок соревнований по мини-футболу «Мини-футбол в школу», 2008

Лучший игрок соревнований по мини-футболу памяти героя Советского Союза Н.А. Пшеничникова, 2008

2 место в осеннем легкоатлетическом кроссе на призы чемпиона России по марафонскому бегу В.П. Абаева

Спирина Ирина:

2 место в Первенстве Ковылкинского муниципального района по легкой атлетике на дистанции 400 м , 2012

2 место в кубке ГБУ ДО «ШВСМРМ» и открытом первенстве Ковылкинского муниципального района по л/а в прыжках в высоту,2012

2 место в кубке ГБУ ДО «ШВСМРМ» и открытом первенстве Ковылкинского муниципального района по л/а на дистанции 400м,2012

Горбатиков Александр:

3 место во Всероссийском дне бега «Кросс наций» в Ковылкинском муниципальном районе,2011

Муриков Сергей:

3 место во Всероссийском дне бега «Кросс наций» в Ковылкинском муниципальном районе,2011

Считаю, также стоит отметить, что мои выпускники успешно проходят службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации (за последние 5 лет отслужили и служат 11 юношей из 19 призывного возраста) и поступают в учебные заведения, где профилирующей является физическая подготовка (Университет ГПС МЧС г. Санкт-Петербург – Водяков Сергей, Университет ГПС МЧС г. Иваново – Вишняков Вадим, Вишняков Александр, Жалнов Павел), а также выбирают службу по контракту – Родькин Михаил, Ковайкин Василий.

 7. Возможность тиражирования.

Размещаю свой опыт на страницах сайта школы.

Для родителей обучающихся провожу беседы, групповые и индивидуальные консультации.

 Разработки уроков и внеклассных мероприятий на своем мини-сайте "https://nsportal.ru/lukyanova-nataliya-mihaylovna"