Главная страница


Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни



НазваниеМалые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни
Дата14.04.2016
Размер60.2 Kb.
ТипДокументы

Малые фольклорные жанры в формировании

речи у детей раннего возраста на занятиях

и в повседневной жизни.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

С помощью детского фольклора мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров.

С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве, колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками, прибаутками. Пестушка незаметно переходит в потешку.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например:

  • Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

  • Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Работая с детьми раннего возраста на протяжении 30 лет, прихожу к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, созданные русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»( вызывают у ребенка потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.

Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают.

  • Баю – бай, баю – бай,

Ты собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди.

  • Люли, люли, люли

Прилетели гули,

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша крепко спать.

Дети проснулись, впереди умывание и здесь на помощь приходят следующие потешки:

  • Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки.

Вот такие ладушки,

Ладушки – ладошки.

  • Водичка – водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели….

Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

  • У нас много ребят,

Все по стульчикам сидят,

Кашу масляну едят.

  • Люли, люли, люли

Прилетели гули,

Коровку подаили,

Молочком напоили.

Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело:

  • Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки,

Вот так хорошо!

  • Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька.

  • Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Оденем на ножки

Красные сапожки.

На прогулке наблюдаем за природными явлениями:

  • Ой ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

  • Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще.

  • Травка – муравка

Со сна поднялась.

  • Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освяти,обогрей,

Телят да егнят ,

Еще маленьких ребят.

Незаменим фольклор и при организации игр:

  • Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет весь хоровод.

Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:

  • Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

  • Большие ноги

Шли по дороге.

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

Топ-топ-топ-топ.

Топ-топ-топ-топ.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видом деятельности, на занятиях по физической культуре.

  • «Сорока-ворона»

  • «Петушок-петушок»

  • «Сидит белка на тележке»

  • «Наши уточки с утра»

  • «Лиса по лесу ходила»

Мы учим малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Среди сказок выделяются три разновидности:

  1. Бытовые («Курочка-Ряба», «Репка» );

  2. Волшебные (чудесные) «Лягушка царевна»-старшая группа;

  3. Сказки о животных: главные герои в них – звери и птицы, наделенные человеческими чертами и действуют как люди («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»);



Мы используем разные виды знакомства со сказкой: чтение книг, настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф. Дети с удовольствием принимают участие в рассказывании сказок.

Наша задача, как педагогов – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Через сказку, потешку, песенку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так «Репка», «Морковка», «Огуречик» не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию слов.

Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясяющие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных.

  • Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду,

А я дудочку нашла

Пастушку отдала.

Ранний возраст для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Родители были приятно удивлены, когда на совместном развлечении, их дети предстали перед ними в образе героев русской народной сказки. Совсем недавно они были маленькие, а здесь читали потешки, пели песенки и охотно демонстрировали свои подражательные способности. И все это благодаря народным сказкам, колыбельным, потешкам, которые погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир.