Главная страница


Методическая разработка по теме: «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся»



Скачать 139.74 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме: «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся»
Дата02.03.2016
Размер139.74 Kb.
ТипМетодическая разработка

БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум»

Минобразования Чувашии

Методическая разработка по теме:

«Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся»

Лариса Ивановна Еремеева

Преподаватель химии

2014 год

Аннотация.

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям в тестовой форме, виды тестов; раскрыты преимущества и недостатки тестового контроля знаний учащихся.. Данная методическая разработка может быть полезна преподавателю любого предмета при разработке урока с использованием тестового контроля знаний

Предисловие.

В процессе преподавания любого предмета важную роль играет контроль качества знаний. В настоящее время в системе контроля все большее место занимают тестовые задания. Контрольные измерительные материалы, которые используются при проведении Единого государственного экзамена по химии тому ясное подтверждение. Поэтому преподаватель должен освоить методику составления и применения подобных заданий, а учащиеся овладеть способами работы с такими заданиями; как в процессе изучения химии, так и в процессе контроля усвоения ими знаний.

Содержание.

  1. Введение

  2. Принципы отбора содержания тестовых заданий

  3. Требования к заданиям в тестовой форме

  4. Виды тестов

  5. Преимущества и недостатки тестового контроля знаний

учащихся

6.Литература

Введение.

Тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоенных знаний, умений учащихся.

Метод тестового контроля позволяет оперативно получить информацию о готовности слушателей к восприятию нового материала о специальных знаниях, которые они получили ранее.

Тестовый контроль предусмотрен государственными стандартами начального профессионального образования.

"Тест" - в переводе с английского означает "проба", "испытание", 'проверка". Это определенный вид задания, ограниченный во времени выполнения, который может быть реализован в устной или письменной форме. Результаты педагогических тестов дают возможность преподавателю оперативно получить информацию о качестве профессиональных знаний, умений обучающихся, о пробелах, которые необходимо устранить общими усилиями, о готовности обучающихся воспринимать новый материал. Кроме того, тесты позволяют конкретизировать цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации.

Следует помнить, что тест, как средство измерения, предварительно должен подвергаться теоретическому и эмпирическому анализу группой экспертов.

Достаточно подробно способы реализации этих требований освещены в специальной литературе, посвященной различным формам и видам тестирования, где раскрываются научные основы технологии разработки тестов.

Как правило, тесты высшего порядка, которые применяют централизованно для фронтального контроля знаний, умений обучающихся в различных регионах, создаются группой экспертов высококвалифицированных специалистов, опытных преподавателей, педагогов, методистов, психологов, текстологов. Тем не менее преподаватели различных дисциплин, в том числе в области профессионального обучения, работают с тестами, которые готовят самостоятельно.

Принципы отбора содержания тестовых заданий.

Значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами. Такие элементы знания, ввиду их важности, можно назвать структурными. В тест, следовательно, нужно включать только те

материалы, которые играют роль структурных элементов (учебные элементы) в индивидуальном знании.

Научная достоверность. В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддается некоторой рациональной аргументации. Соответственно, все спорные точки зрения, не рекомендуются включать в тестовые задания. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа, признанного ими в процессе разработки заданий объективно истинным.

Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания на современном материале, адекватном уровню развития науки и содержанию учебной дисциплины.

Репрезентативность. В тест не только включаются значимые элементы содержания, но обращается внимание также на полноту и их достаточность контроля. Репрезентативность не означает обязательного включения в тест всех значимых элементов содержания. Ведь многие их них явно связанны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой полностью или частично.

Возрастающая трудность учебного материала. Этот принцип означает, что каждый учебный элемент в процессе контроля обладает некоторой усредненной мерой трудности, на которую ориентируются преподаватели.

Вариативность содержания. Содержание теста не может оставаться неизменным и зависит от развития науки, научно-технического прогресса, от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста. При том необходимо принимать во внимание контингент испытуемых, уровень их подготовленности, обученности.

Системность содержания. Это означает подбор такого содержания тестовых заданий, который отвечал бы требованиям системности знаний, т.е. помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний.

Комплексность и сбалансированность содержания теста. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отражающие основные, если не все, темы учебного курса. Должно быть стремление сбалансировано отобразить в тесте основной теоретический материал (понятия, законы и закономерности, гипотезы, факты, структурные компоненты теории) вместе с методами научной и практической деятельности, с умениями эффективно решать типовые профессиональные задания.

Требования к заданиям в тестовой форме.

Краткость заданий в тестовой форме вытекает из преимуществ логической формы высказывания, поэтому задания всегда короче задач и вопросов. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также неизвестные для учащегося символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим испытующим не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

Одинаковость правил оценки ответов в рамках принятой формы является важным средством организации тестирования. Ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ перед другим: все отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем испытуемым.

Ответ на задание представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания. Критерии правильности ответов заранее определяются автором задания.

Адекватность инструкции форме и содержанию задания означает взаимное соответствие перечисленных компонентов, необходимое для выполнения задания своей функции. Условие адекватности позволяет довести до сознания испытуемых все требования, заложенные в содержании задания. Несоответствие вызывает ошибку понимания смысла задания, и соответственно, приводит к ошибочным ответам.

Кроме того, при составлении тестовых заданий необходимо соблюдать следующие основные правила:

• нельзя в совокупность ответов включать такие ответы, неправильность которых, в данный момент не может быть осознана обучающимися;

• неправильные ответы должны создаваться на основе типичных ошибок и должны казаться правдоподобными;

• правильные ответы среди всех ответов должны располагаться в случайном порядке;

• вопросы не должны повторять формулировок учебника;

• ответы на одни вопросы не должны быть "подсказками" для ответов на другие;

• вопросы не должны иметь ловушек;

• грамматическое согласование вопросов и ответов не должно служить подсказкой;

• необходимо избегать вопросов, начинающихся словами "все", "всегда", "никогда", "иногда", "обычно";

• необходимо стремиться к тому, чтобы ответы по возможности были краткими;

• вопросы теста должны отражать наиболее существенный материал темы.

Виды тестов.

В соответствии со стандартами начального профессионального образования у обучающихся формируются знания на 1-м и 2-м уровнях усвоения, реже на третьем. Рассмотрим, какими должны быть авторские тестовые задания для их контроля и как их более эффективно использовать в учебном процессе.

Тестовые задания могут быть как закрытой так и открытой формы. Каждая из них имеет свои принципы композиции.

В заданиях закрытой формы (с выбором ответа) есть готовые ответы, из которых согласно современной теории тестирования может быть несколько.

Наличие в тестовом задании неправильных ответов не должно пугать ни учителей, ни учеников. Как отмечает известный психолог и педагог Н.Ф. Талызина, при выполнении тестов основную роль играют действия, ведущие к ответу, которые формируются и развиваются в грамотном и профессионально организованном учебном процессе. «Что касается опасности запоминания и воспроизведения в дальнейшем неправильных ответов, то эта опасность также не всегда имеет место. Она является реальной при таком обучении, которое в качестве основного средства усвоения знаний использует память и заботится лишь о правильной внешней реакции, пренебрегая путем, ведущим к ней. Наоборот, при обучении, обеспечивающем понимание существенных отношений в усваиваемом материале, формирование приемов мышления, позволяющих учащимся находить требуемый ответ, опасность воспроизведения ошибочных ответов резко снижается».

Сложность задания определяется условием – ситуацией, а также построением ответов и их количеством (от одного до пяти), которое зависит от химического содержания. Важную роль играет инструкция.

Задания открытой формы (со свободным ответом) – более сложные по сравнению с заданиями закрытой формы, так как возможные ответы не представлены.

Рассмотрим некоторые виды тестов.

Тест - напоминание или тест на различие. Задание в этом тесте формируется в виде прямого простого вопроса. Учащийся должен дать (выбрать) однозначный, единственно правильный ответ и выразить его словом, числом, формулой и т.п. Вариант ответа может быть альтернативным: "да", "нет".

Приведем примеры тестов данного типа, используемых при изучении электролитической диссоциации.

  1. Как называется процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении?

  2. Какой ион характеризует свойство, общее для серной кислоты и ее растворимых солей: давать осадок при взаимодействии с растворимыми солями бария?

  3. Какова формула газообразного вещества, образующегося в результате реакции кристаллической поваренной соли с концентрированной серной кислотой?

  4. Какова реакция среды раствора хлорида цинка?

Модификацией этого теста является тест на различие с иллюстрациями.

Тесты с пробелами (дополнениями) или тесты - подстановки. В этих тестах задание содержится в виде формулировки, предложения, абзаца, где имеется пробел, который должен заполнить учащийся. Например, дописать формулу, недостающее слово, индекс, цифру и т.п. Следует заметить, что пробел не должен искажать смысла предложения, должен быть существенным, иметь один правильный вариант ответа. Например:

Дополните предложение.

- Взаимодействие алюминия с кислородом проходит по уравнению ________________________. При использовании 216 г алюминия образуется продукт реакции количеством вещества _________________.

-Молярным объемом называют величину, получаемую при делении ____________данной порции газа на______________ _______________ той же порции.

Тест расположения по порядку (ранжирования). В таких тестах предлагают какое-либо количество явлений, величин или других наименований расположить в определенном порядке (увеличения, уменьшения). В тесте рекомендуется использовать не более 7 показателей.

Приведем примеры тестов ранжирования, используемых при изучении предельных углеводородов.

- Расположите названия углеводородов в порядке увеличения числа атомов углерода в их молекулах: пентан, декан, октан, гексан, бутан, этан, гептан.

- Напишите формулы следующих углеводородов, расположив их в порядке увеличения углеродной цепи молекул: 3-этилпентан; 2, 3-диметилбутан; 2-метил-3-этилгептан; 2-метилпропан; 2, 2, 3-триметилгексан.

Тест дифференциации. В этих тестах формируются несколько вопросов по одному и тому же факту (явлению, определению). Прочитав их, обучающийся против каждого ставит ответ: "да", "нет". Ответ должен быть единственно правильным.

Тесты дифференциации способствуют выявлению осознанности знаний, воспитанию у обучающихся внимания при анализе задания.

При составлении теста дифференциации следует избегать слов, подсказывающих ответ. Предложения надо формулировать лаконично и однозначно, правильные и неправильные по содержанию предложения располагать вразброс.

Приведем примеры тестов дифференциации, используемых при изучении азота и аммиака. Учащиеся, выполняющие вариант 1, указывают свойства, характерные для азота, а вариант 2 – для аммиака.

Варианты: 1 – азот, 2 – аммиак.

  1. Газообразный при обычных условиях.

  2. Не имеет запаха.

  3. Не имеет цвета.

  4. В воде малорастворим.

  5. Легко сжижается.

  6. Степень окисления азота равна -3.

  7. В молекуле между атомами ковалентные полярные связи.

  8. В воздухе не горит.

  9. Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора.

  10. Горит в кислороде

  11. Взаимодействует с кислотами с образованием солей.

Конструктивные тесты содержат вопросы, задания, ответы на которые учащиеся конструируют (составляют самостоятельно).

Тест - напоминание (на различия) и тест дифференциации (с учетом сложности задания) можно использовать для контроля знаний на 1-м уровне усвоения, остальные тесты - на 2-м уровне усвоения.

Совокупность тестов 1-го и 2-го уровня усвоения может быть представлена в виде теста - лестницы

Результаты тестирования могут оцениваться разными способами. Например, слушатель должен набрать определенное количество баллов за правильные ответы, о котором он уведомлен заданием. Может быть применен и коэффициент усвоения знаний, умений.

Если К = 0,7, то тест считается выполненным успешно, знания усвоены.

Коэффициент усвоения определяется отдельно для тестов 1-го и 2-го уровней. Если слушатель получил коэффициент усвоения по тесту 2-го уровня меньше 0,7, то он должен быть переведен на тестирование по 1-му, уровню усвоения.

Надежность коэффициента усвоения тем выше, чем больше вопросов (заданий) он содержит.

Выбор разновидности теста зависит от цели тестирования и содержания задания, от технических возможностей и уровня подготовленности преподавателей в области теории и методики тестового контроля знаний.

Преимущества и недостатки тестового контроля знаний учащихся.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Тестовый контроль позволяет получить объективные данные о достижении учащимися требований к их химической подготовке.

В то же время тестовый контроль знаний и умений учащихся не лишен недостатков. Выбор из предложенных ответов одного правильного допускает определенную вероятность его угадывания, возможность списывания правильного ответа у соседей. Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся логично излагать изучаемый материал, доказательно строить ответ, иллюстрировать его примерами, творчески применять теоретические знания для объяснения процессов и явлений. С помощью тестовых заданий трудно проверить уровень овладения учащимися практическими умениями.

Литература.

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11класс.- М.: Дрофа, 2006.

  2. Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя. Химия 11,часть 1. – М.: Дрофа, 2003. – с.47 – 59.

  3. Габриелян О.С. и др. Химия.11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой « Химия 11». – М.: Дрофа, 2004. – с.5 – 6.

  4. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1990. – с.185.

  5. Трифонов Д.Н. К истории открытия периодического закона Д.И. Менделеевым (версия открытия) // Химия в школе. – 1991. - №4. – с.14., с.18.

  6. Трифонов Д.Н. Страницы учения о периодичности // Химия в школе. – 1988. №5. – с.17-21.

  7. Погодин С.А. Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым и его борьба за первенство русской науки // Наука и жизнь. 1949. №3. – с. 37 – 40.

  8. Попков В.А., Бабков А.В. Как случилось, что Менделеев не стал нобелевским лауреатом // Химия в школе. – 2006. №6. – с.76.

  9. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. М.: Наука, 1970. – с.91.

  10. Макареня А.А., Трифонов Д.Н. Периодический закон Д.И. Менделеева. –М.: Просвещение, 1969. – с. 17-20.

  11. Макареня А.А. Повторим химию. Для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1989. – с.55-62.