Главная страница


Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»



Скачать 183.22 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»
Дата14.04.2016
Размер183.22 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка
«Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через
знакомство с русским фольклором»

Глава 1. Введение.


В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Родная культура, как отец и мать, должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодежи, как в деревне, так и в городе. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обобщённо.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги зачастую недооценивают присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знают наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей – устной. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей.

Проанализировав уровень воспитанников в нашем ДОУ, я пришла к выводу, что приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры, недостаточно. Мной был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу я решала посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель: актуализация занятий и развлечений по русской народной культуре в работе со старшими дошкольниками.

Задачи:

1.  Знакомить с народным творчеством и традициями русского народа.

2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль).

3. Воспитывать положительное отношение к народному творчеству, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

Ожидаемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Формирование чувств национального достоинства.

Широкое использование всех видов фольклора.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Глава 2. Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

1.1 Приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в таких официальных документах по образованию, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»». Это отражается также в таких документах, как «Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании обновленного Совета по науке, технологиям и образованию» в 2005 году, основными направлениями которого стали приоритетные национальные проекты в образовании, конкретизируемые в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»; в докладе председателя правительства РФ М. Е. Фрадкова «О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования» 2006 года. В этих документах, в частности, ставятся задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Национальная память и служит в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

1.2 Специфика и жанровое своеобразие детского фольклора

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.      

Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

 В качестве дополнительных средств воспитания народная педагогика использует и другие компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений ; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.
В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать.

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления

Творческие способности у детей проявляются и развиваются. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

 2.2 Методические основы по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времён, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется театрализованная деятельность, так как она является одним из ведущих видов детского творчества.

Система работы включает в себя:

  • Диагностику по театрализованной деятельности;

  • Создание предметно-пространственной среды;

  • Взаимодействие с семьёй с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;

  • Создание перспективного плана, в который включены занятия, упражнения по театрализованной деятельности, а также произведения малых фольклорных форм.

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.

Глава 3.   Разработка театрализованного развлечения в старшей группе «поверья русского народа»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:  1. Познакомить детей с древнерусскими народными верования в духов природной стихии и жилищ.

2. Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

3. Вызвать интерес к культуре русского народа.

Оборудование: Репродукции с изображением духов низшей русской  мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз), корзина яблок.

Предварительная работа.

1. Изготовление парика.

2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.

3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».

4. Знакомство с пословицами и поговорками.

     ХОД.

Звучит музыка.

Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).

Ведущий (в образе хозяюшки):  Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете как называется этот угол?

Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.

Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите – вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки: смородинка, малинка или цветы – маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды?

Дети: (варианты ответов).

Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища.

А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод. Домовой – порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).

Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга.

Баба-Яга:  Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер.

Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала?

Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие?

Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе?

Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно?

Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!

Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».

Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!

На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.

Баба-Яга: Давайте присядем на пеньки и посекретничаем (садятся на стульчики). Я принесла корзинку яблок, а яблоки не простые - волшебные, в каждом сказка. А сейчас я вам загадаю сказку, а вы угадаете её.

Аллея сказок : Корзина с яблоками, на яблоках задания:
-В какой сказке есть чудесный пень,
Где сесть мохнатому не лень?(Маша и медведь)
-В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундук с богатством?(морозко).
-В какой сказке к маленькому безобидному герою прилипают разные звери?(бычок,смоляной бочок).

Баба-Яга: Охти-охти! И сказки вы знаете! Какие молодцы! А пословицы, поговорки знаете?

Дети: Да (Дети произносят поговорки и пословицы и объясняют значение)

Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно».

Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят

Колокольчики звенят,

Раз, два, три, беги

«Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку).

Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. Не робейте, не стесняйтесь, сладостями угощайтесь. Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.

Используемая литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.:  Творческий центр, 2003.

3. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. – С. 20-24.

4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород.: Изд-во Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998

8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

9.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

10.Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. – Смоленск, 1998

11.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет., М., 2004

12.Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр. 14

13.Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. – М., 1992

14.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1998