Главная страница


Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»



Скачать 103.36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дата14.04.2016
Размер103.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299)

  • Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666).

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно». Одновременно с предоставленным образовательному учреждению правом выбора программ дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (пп.2 п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В настоящее время на содержательном (программно-методическом) поле дошкольного образования нет ни одной программы, имеющей гриф Министерства. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005г. № 107 «Об экспертизе учебников» экспертизе подлежат только учебники, используемые в образовательном процессе общеобразовательных учреждений. Прочие учебные издания (хрестоматии, атласы, наглядные пособия), а также программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия, используются в образовательном процессе образовательных учреждений без рекомендации Минобрнауки РФ. До введения такой экспертизы и утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразовательных программ ни одной комплексной программе дошкольного образования (существующих или вновь созданных) не может официально быть присвоен статус примерной основной общеобразовательной программы. Дошкольным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) СВОИ Образовательные, программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рекомендациями Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 № 03-248).

Мы разработали на основе ФГТ и методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ методические рекомендации к разработке и написанию общеобразовательных программ для образования, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

  • Пояснительная записка;

  • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

  • содержание программы:

  • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей),

  • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья),

  • содержание вариативной части программы;

  • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы;

  • условия реализации программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитывая, что общеобразовательная программа (далее Программа) разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья, считаем целесообразным в пояснительной записке дать краткую характеристику контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, раскрыть особенности их развития.

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения должны включать реализацию, как основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так и коррекционно-развивающей программы.

Сформулировать цель и определить задачи рекомендуется только те, которые решаются через воспитательно-образовательный процесс. Необходимо помнить, что цель является образом желаемого результата, который предполагает:

  • фиксированное время его получения;

  • соответствие потребностям и возможностям конкретного образовательного учреждения;

  • мотивацию педагогического коллектива на деятельность в направлении его достижения;

  • операциональную определенность, контроль.

Принципы и подходы к формированию Программы должны включать как основные методологические положения, общедидактические принципы, подходы, так и специальные, являющиеся основополагающими в работе с конкретной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В пояснительной записке указываются особенности осуществления образовательного процесса с учетом контингента детей. Указывается на то, что содержание обязательной части Программы обеспечивается двумя взаимообусловленными блоками (направлениями):

  • общеобразовательным;

  • коррекционно-развивающим.

Необходимо указать на то, что реализация общеобразовательного блока носит коррекционную направленность, которая включает:

  • развитие психических функций, обеспечивающих усвоения образовательных областей;

  • развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

  • создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;

  • формирование положительной мотивации к деятельности;

  • обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др.;

  • охрану психического, физического здоровья воспитанников;

  • организация восприятия с опорой на анализаторы;

  • реализация принципов дифференцированного и индивидуального подхода, исходя из результатов ПП диагностики.

Коррекционная направленность образования развития, воспитания детей должна быть отражена не только в организации совместной и самостоятельной деятельности детей, но и в реализации режимных моментов. Рекомендуется включение в режим дня времени для проведения индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности воспитателем по заданию специалистов (например: ежедневно после тихого часа до полдника).

В пояснительной записке указывается, что реализация коррекционно-развивающего блока обеспечивается за счет:

  • психолого-педагогической службы сопровождения (диагностика, групповое, индивидуальное сопровождение…) …… (Приложение….);

  • создания специальных условий: психолого-педагогических (комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами, разработка индивидуального образовательного маршрута и др.), материально-технических (специальное оборудование), организационных (создание специальной предметно-развивающей среды, специального режима в определенные периоды времени, например: организация режима молчания для заикающихся) и др.)

  • структуры содержания коррекционной работы специалистами (в зависимости от вида ДОУ), включающей пропедевтический этап (период) и основной этап (период);

  • предполагаемых результатов (педагогических ориентиров) освоения коррекционно-развивающей программы.

Кроме того, в пояснительной записке необходимо указать, что в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

В пояснительной записке дается краткое описание реализации вариативной части программы. В соответствии с ФГТ указывается приоритетное(ые) направление(ия) конкретного образовательного учреждения. Необходимо помнить, что выбор приоритетного направления и его содержание не должны противоречить психофизическим возможностям детей. Дается обоснование необходимости реализации данного направления деятельности ДОУ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Данный раздел состоит из двух составляющих:

  • описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей, социального заказа родителей, предусматривающей личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

  • проектирование воспитательно-образовательного процесса (общая циклограмма режима дня), в соответствии с контингентом и санитарно-эпидемиологическими нормами (…………..).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данный раздел может быть структурирован следующим образом.

  • Возраст (возрастной период), краткая характеристика возраста, с учетом психофизического развития детей.

  • Режим пребывания детей данной возрастной группы в образовательном учреждении.

  • Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (общеобразовательное направление)

  • Направления (интеграция различных образовательных областей - распределение образовательных областей внутри направлений) программы в соответствии с ФГТ (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) и содержание образовательных областей.

В случае, если общеобразовательное направление программы реализуется без изменений основной программы или не предполагается перераспределение содержания в соответствии с психофизическими особенностями детей, содержание программ может быть составлено в виде таблицы

Направления психолого-педагогической работы

Образовательные области

Основные программы

Дополнительные программы, УМК (учебно-методические материалы)













  • Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов (Приложение…).

  • Средства, методы и приемы работы с детьми.

  • Предполагаемые результаты освоения программы.

  • Содержание коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающий блок)

  • Направления коррекционно-развивающей работы.

  • Педагогические ориентиры (предполагаемые результаты).

  • Этапы коррекционно-развивающей работы (подготовительный и основной или иные) и содержание этапов.

Например: подготовительный этап: программное содержание; оборудование и материалы; примерный перечень игр и игровых технологий; основной этап: программное содержание, оборудование и материалы, примерный перечень игр и игровых упражнений, литературный материал

В случае, если коррекционно-развивающее направление программы реализуется через уже разработанные программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида определенной направленности (для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи и др.) в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, рекомендованные региональным научно-методическим советом, и не предполагается перераспределение содержания в соответствии с психофизическими особенностями детей, содержание программ может быть составлено в виде таблицы

Направления коррекционно-развивающей работы

Основные программы

Дополнительные программы, УМК (учебно-методические материалы)










  • Содержание Вариативной части программы

  • Приоритетные направления вариативной части программы.

  • Содержание каждого направления программы.

  • Предполагаемы е результаты.

В случае, если вариативное направление представлено авторской программой необходимо, чтобы программа включала: пояснительную записку, в которой указываются актуальность выбранного направления, его значимость для развития ребенка, формулируется цель, определяются задачи; содержание программы, методические рекомендации к условиям и содержанию реализации программы, предполагаемые результаты.

Если вариативное направление реализуется через программы, разработанные другими авторами, содержание программ может быть составлено в виде таблицы

Приоритетное направление ДОУ

Основные программы

Дополнительные программы, УМК (учебно-методические материалы)











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения детьми содержания Программы можно представить в виде предполагаемой модели выпускника дошкольного образовательного учреждения, которая разрабатывается в соответствии с ФГТ, выбранным содержанием образования (реализуемой Программой), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования определены следующие планируемые результаты.

  • Физическое развитие в соответствии с возрастом, овладение основными культурно-гигиеническими навыками;

  • любознательный, активный;

  • эмоционально отзывчивый;

  • овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные нормы и правила поведения;

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту;

  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире;

  • овладевший необходимыми умениями и навыками;

  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ