Главная страница


Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»



НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
страница1/8
Дата18.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Методика проектирования уроков систематизации и обобщения знаний при обучении математике

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения уроков систематизации и обобщения. 6

1.1. Понятие системности знаний. Систематизация в процессе обучения математике. 6

1.2. Виды обобщения в обучении математике. 11

1.3. Урок систематизации и обобщения как особый тип уроков в обучении математике. 15

Выводы к первой главе. 25

Глава 2. Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27

2.1. Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии». 27

2.1. 1. Сравнительный анализ содержания темы в различных школьных учебниках. 29

2.1. 2. Анализ теоретического материала 33

2.1. 3. Анализ задачного материала. 57

2.1.4.Цели изучения темы 61

2.1.5.Тематическое планирование темы «Прогрессии». (14 часов) 62

2.2.Конспект урока обобщения и систематизации по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" 64

Приложение 1 78

Приложение 2 83

Выводы по второй главе: 85

Заключение 86

Список литературы 87


Введение


Современный учебный процесс, основанный на принципах развивающего обучения, рассматривается как активное взаимодействие учителя с одной стороны, и учащихся с другой, в ходе которого у них формируется определенная система знаний, умений, навыков, а также убеждений, составляющих мировоззрение.

Известно, что обобщение и систематизация - неотъемлемое свойство умственной деятельности, лежащее в основе установления существенных взаимосвязей между изучаемыми явлениями и научного познания вообще. Последовательное осуществление систематизации - необходимое условие формирования обобщенных знаний, творчески применяемых в различных ситуациях. Обобщение знаний, в свою очередь, естественным образом предполагает их систематизацию.

Отдельные стороны проблемы формирования системы знаний у учащихся и их обобщения находят широкое освещение в психолого-педагогической и научно-методической литературе. Проблему формирования системы знаний у учащихся исследовали Л.Я. Зорина [5], Е.Е. Семенов [14], Ю.Б. Зотов [6]. В них выявлены и общедидактические аспекты данной проблемы. Они касаются, в основном, вопросов определения теоретических основ формирования системности знаний у учащихся, необходимости ее достижения.

Педагогическое требование систематичности в обучении выдвигалось еще в работах Я.А.Коменского [9] и приобрело особую значимость в трудах К.Д. Ушинского.

В психологии накоплен большой опыт изучения проблемы обобщения, показана их роль в умственном развитии школьников, разработаны теоретические положения об их природе и видах. Вопросу обобщения посвящены труды Л.С. Выготского [2], В.В. Давыдова [3], В.А. Далингера [4,5].

В работе В.А. Далингера [4] автор раскрывает основы методики проведения обобщающих повторений, дает их классификацию.

Проблеме проведения уроков систематизации и обобщения уделено немало внимания. Так в учебном пособии [17] под редакцией Т. А. Ивановой, есть параграф, посвященный урокам систематизации и обобщения, где выявлена основная цель, структура и пример проведения урока такого типа. Из анализа научно - методической и дидактической литературы становится ясно, что проведена большая работа относительно этого вопроса, но недостаточно разработок проведения уроков такого типа на технологическом уровне, мало примеров уроков основанных на деятельностном подходе. Недостаточно методических рекомендаций по поводу использования средств, методов и приемов для проведения таких уроков.

С учетом анализа литературы по данной теме, пришли к выводу, что одним из возможных путей формирования системы знаний у учащихся могут выступать специально организованные, тщательно подготовленные и продуманные уроки систематизации и обобщения.

Из сказанного следует, что существует противоречие между необходимостью проводить уроки систематизации и обобщения и:

  • отсутствием четкой методики проведения уроков такого типа в теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

  • трудностей учителей при подготовке и при организации

Все вышесказанное обусловливает актуальность проведения данной работы.

Цель исследования: выявление теоретических основ организации и проведения уроков обобщения и систематизации и разработка на их основе проекта урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Объектом исследования является сам процесс обучения алгебре в старших классах

Предмет исследования – теория и методика проектирования уроков обобщения и систематизации знаний в теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Гипотеза исследования: если по окончанию изучения каждой темы проводить уроки систематизации и обобщения, то это будет способствовать формированию у учащихся необходимой системы знаний по данной теме, и повышению качества знаний учащихся.

Чтобы достигнуть поставленной цели и проверить выполнимость высказанной гипотезы необходимо решить следующие частные задачи:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу с целью выявления содержания понятий систематизация, систематичность, системность и обобщение, а также выделение видов обобщающих повторений

  2. Выделить различные формы, приемы и методы проведения уроков обобщения и систематизации знаний.

  3. Разработать урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Арифметическая и геометрическая проогрессии».

Методической основой исследования послужили: основные положения деятельностного подхода и основы технологии развивающего обучения.

Новизна и практическая значимость работы определяется тем, что в ней изучены методические подходы к разработке уроков обобщения и систематизации знаний и спроектирован урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

  1   2   3   4   5   6   7   8