Главная страница


Мне хочется, чтобы живописец был как можно больше сведущ во всех искусствах, но прежде всего желаю, чтобы он знал геометрию



Скачать 81.67 Kb.
НазваниеМне хочется, чтобы живописец был как можно больше сведущ во всех искусствах, но прежде всего желаю, чтобы он знал геометрию
Дата13.04.2016
Размер81.67 Kb.
ТипДокументы



Мне хочется, чтобы живописец был как можно больше сведущ во всех искусствах, но прежде всего желаю, чтобы он знал геометрию.

Л.Б.Альберти


Рисунок Леонардо да Винчи из

анатомических рукописей, связавший совершенные геометрические фигуры

с пропорциями человека,

стал своеобразным символом

синтеза математики и искусства.

Вот отрывок текста, которым Леонардо сопровождает рисунок:

«Если ты раздвинешь ноги настолько, что убавишься в росте на 1/14, и если ты тогда разведешь руки и поднимешь их так, что коснешься средними пальцами макушки головы, то должен ты знать, что центром круга, описанного концами вытянутых членов, будет пупок и что пространство между ногами образует равносторонний треугольник. А пролет распростертых рук человека равен его росту.»



Вот перед нами знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – фреска в трапезной церкви Санта-Мария делле Грация в Милане. Композиция картины математически строга и проста. В центре ее, на фоне светлого пятна окна, расположена фигура Христа. Главная точка картины, куда ведут образы параллельных линий стен и потолка, приходится на правый глаз Христа, который в наклоне головы расположен чуть выше и ближе к зрителю. Таким образом, геометрический центр картины и ее смысловой центр строго совпадают, а лучи, сходящиеся в главной точке, еще более нацеливают зрителя в этот центр.


Впрочем, порой кажется наоборот; будто из центра картины, из глаз Христа, расходятся во все стороны эти лучи, словно потоки мысли.

Двенадцать апостолов расположены вокруг своего учителя четырьмя группами: по две группы с каждой стороны от него и по три человека в каждой группе. Две ближние к Христу группы компактны и более динамичны: они словно вписаны в два треугольника, обрамляющих треугольник центральной фигуры. Две крайние группы показаны более спокойно и широко: они образуют статичные фигуры – четырехугольники. Наконец, две крайние фигуры, завершающие композицию, нарисованы в профиль и прямо: они как бы останавливают волны движения, идущие от центра к краям. Вся композиция строго симметрична и строго уравновешена относительно вертикальной оси, проходящей через ее главную точку.




Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пространственное представление, столь необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети не могут подписать в столбик цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете.

При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживается неспособность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например, сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки одолеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Кроме того, школьники часто делают математические ошибки из-за того, что не владеют математическими символами: они не могут следить за математическими знаками «+» и «-», путают знак «<» со знаком «>». Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе, так как знание музыкальной символики приучает к владению обозначениями любыми, в том числе и математическими.



Необычайно место музыки в системе средневекового знания. В новоевропейской системе наук, упорядоченных по степени конкретности их предмета, сразу после абстрактной и безвидной логики идет арифметика числовых отношений, которая через наглядность геометрии выходит на конкретное естествознание (астрономию, физику, химию. В Средние века арифметические абстракции математики конкретизировались – на первом шаге к чувственному миру – не в геометрии, а в музыке. Свою первичную наглядность математика находила в музыке, прямо переводящей вселенские ритмы в число. Сначала она обретала акустическую и только затем визуальную внятность. Именно так представляли себе назначение музыки все средневековые теоретики: предмет музыки – от Августина до Царлино – это звучащее число. Если в Новое время между математикой и собственно физикой размещается – наполняя эмпирическим содержанием чистые математические структуры – оптическая астрономия, то в Средние века «средней между математикой и естественными науками», по словам Царлино, была музыка.





  1. Высота дерева 30 метров. Найти, за сколько дней улитка достигнет вершины дерева, если она днем поднимается на 3 м, а ночью сползает на 2 м. ( Ответ: за 28 дней).

  2. Каким наименьшим числом плоскостей можно ограничить часть пространства? ( Ответ: четырьмя, образующими треугольную пирамиду)

  3. Какой цифрой оканчивается произведение 1*2*3*… *11*12? (Ответ: 0).

  4. Покажите лоб, в котором семь пядей. ( Ответ: такого лба нет, так как пядь – это расстояние между концами

натянутых большого и



указательного пальцев, по крайней мере, 16 см. Семь пядей равно 16*7=112 см)

  1. Стенные часы отбивают 6 ударов за 30 сек. За

сколько времени эти часы отобьют 12 ударов. ( Ответ: за 66 секунд).
6) Периметр треугольника равен 1 мм. Может ли оказаться, что радиус окружности будем больше 1 км? (Ответ: может,

если тупой угол треугольника близок к 180).

  1. Можно ли пересечь куб плоскостью так, чтобы в сечении получился правильный пятиугольник? (Ответ: нет. Чтобы в сечении получился пятиугольник, секущая плоскость должна пересечь 5 граней куба, среди которых обязательно будут параллельные грани, но в правильном пятиугольнике параллельных сторон нет).




  1. Какой гвоздь труднее вытащить - круглый, квадратный или треугольный, если они забиты одинаково глубоко и имеют одинаковую площадь сечения?(Ответ: труднее вытащить круглый гвоздь, т.к. он имеет наибольший периметр поперечного сечения, следовательно, крепче сцепляется с поверхностью, в которую забит).




  1. У любителя головоломок спросили, сколько ему лет. Он ответил: «Возьмите трижды мои годы через три года, да отнимите трижды мои годы три года назад. У вас как раз получатся мои годы». Сколько ему лет? ( Ответ: 18. Решение: сейчас x лет, тогда 3(x+3)-3(x-3)=3x+9-3x+9=18)

  2. Какая степень больше 10020 или 985010 ?

(Ответ: 985010 меньше, чем 1000010=10020)





Чтоб хорошо математику знать

Чтобы по ней свободно гулять

Придется потратить немало трудов

Ну что, ты готов?

Найти дробь от числа,

Если математику знаешь на пять,

Не составит большого труда.

Ну, а если забыл, загляни в учебник опять.

2+2 сложить может каждый

А ты попробуй решить

Линейное уравнение однажды

Для этого алгебру надо учить

Есть угол тупой

Есть острый и прямой

Все в геометрии прочтешь

Открой учебник и найдешь

Математика не отстает

Она все движется вперед

Новые формулы открываются

И способы решения добавляются

Ученица 7 «А» класса

Чугунникова Настя

Геометрия + алгебра

Треугольник равнобедренный

Помогает в геометрии

Нам пятерки получать!

Уравнения мы решаем,

Задачи разбираем,

Игрики находим,

Итоги находим.

Теоремы изучаем,

Треугольники мы чертим,

Периметры находим

Треугольники готовы!

Системы уравнений.

Мы решаем.

И сложно, иногда это бывает,

Но учитель направляет

Математика

Нам в жизни помогает!




Правила разгадывания ребусов:

  1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
     


  2. Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами кот - читаем ТОК.
     


  3. Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее - читаем КО.
     


  4. Перевернутые запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой - читаем ЛОН.
     Над картинкой или под ней могут появиться цифры.


Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор

цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Перечеркнутая цифра означает, что данная буква должна быть опущена. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним - читаем ОК. При объединении примеров в правилах 3, 4 и 5 получаем загаданное слово КОЛОНОК.

Разгадайте ребусы: