Главная страница


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан



Скачать 171.23 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Утан
Дата25.02.2016
Размер171.23 Kb.
ТипПояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УТАН


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ с. Утан

___________/Постникова М.Ю./

«___» ______________ 2014 г

« Утверждена»

Руководитель

МОУ СОШ с. Утан

__________ /Матафонова В.А./

«___» _____________2014 г


Рабочая программа

элективного курса

для 11 класса

«Химическая лаборатория»

Составитель:

Гордий О.В.

учитель химии

МОУ СОШ с. Утан

с. Утан

2014 год
Пояснительная записка
Уменьшение количества часов химии в школах мешает осмыслению знаний, иногда теряется связь между отдельными темами курса.

Исходя из требований, предъявляемых к современному уроку химии, можно сделать вывод, что только использование активных форм и методов обучения позволяет сделать учебный процесс развивающим и воспитывающим.

Сущность развивающего обучения состоит в том, что оно интенсифицирует, ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств школьника, активизирует учение и движение школьника от незнания к знанию, формирует важные технические процессы, свойства и качества, развивает самостоятельность, скорость вариативного применения знаний и умений, гибкость ума, потребность к дальнейшему познанию и действию.
ЦЕЛЬ КУРСА:

Формировать умения учащихся характеризовать химические явления и решать расчетные задачи на творческом уровне.
ЗАДАЧА КУРСА:

разработать программу элективного курса, позволяющего максимально сократить разрыв между уровнем подготовки выпускников общеобразовательных школ и требованиями к уровню, содержащемуся в программах для поступающих в медицинские учебные заведения.

Для этого:

-отобрать наиболее значимые и сложные вопросы из курса общей химии, дополнить их необходимыми сведениями;

создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений, творческих способностей, умение самостоятельно приобретать и применять знания.

  • В Утанской общеобразовательной школе на элективный курс по химии было выделено 1 час в неделю, т.е. всего 34 часа. Таким образом, он должен быть компактным, емким по содержанию и с большой долей самостоятельной работы учащихся (из-за дефицита времени).


Методические рекомендации к элективному курсу

«Химическая лаборатория»

Особенностью данного элективного курса является то, что каждому учащемуся предварительно задается индивидуальная программа самостоятельных занятий с учетом уровня его подготовки, т.е. курс является индивидуализированным по содержанию. На занятиях они делают сообщения, знакомя остальных с проработанными материалами, получают консультации от учителя по вопросам, в которых разобраться не удалось. На это всегда предусматривается время.

Для совместного изучения на занятиях вынесены (опять же из-за дефицита времени) только те вопросы, которые традиционно вызывают затруднения практически у всех.

Предпочтительным общим методом обучения является эвристический (частично - поисковый), а также исследовательский. Общие методы реализуются посредством частных методов: словесно - наглядных или словесно - наглядно – практических. Частные методы реализуются через методические приемы и формы конкретных операций учителя и ученика.
На мой взгляд, хорошо «работают» следующие приемы. Учитель создает ситуацию, в которой он как будто просит помощи у ученика. Например, предлагает оценить два разных алгоритма решения одного типа задач, говорит, что сам не может выбрать, какой из них использовать в будущем на уроках. Или предлагает учащемуся книги разных авторов по одной и той же теме, при этом спрашивает. Где материал изложен более доступно.

Большое значение имеет контроль усвоения и выполнения заданий (самоконтроль, контроль учителя). Уровень усвоения разделов устанавливается с помощью итоговых контрольных работ, результаты которых корректируются.

Предусмотрено две практических работы, в которых решаются экспериментальные задачи по темам: «Окислительно-восстановительные реакции» и «Гидролиз».

На занятиях - тренингах отрабатываются навыки решения расчетных задач и упражнений.

В проведении занятий предусматривается использовать различные источники информации: школьные учебные пособия, методические рекомендации различных ВУЗов, разработки учителя.
Учебно-тематический план элективного курса
«Химическая лаборатория»



№ темы

Название темы

Количество часов

1

Самопроизвольные окислительно-восстановительные реакции

9

2

Химические свойства металлов. Электролиз.

11

3

Растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз.

10

4

Термохимия. Химическое равновесие.

4




Итого

34 часа

Примерное распределение занятий по теме.

ТЕМА: «Окислительно-восстановительные реакции»



Тема занятия

Вид

Формируемые понятия

1,2

Классификация ОВР. Значение.

Урок-дискуссия

Окислитель.

Восстановитель. Метод электронного баланса для ОВР для различных типов.

3,4

Важнейшие окислители и восстановители

Урок-беседа

Окислительно-восстановительные свойства галогенов, серы, азота и их соединений.

5,6

Влияние среды на протекание ОВР

Урок-дискуссия

Особенности протекания ОВР в кислой, щелочной и нейтральной среде

7,8

ОВР с участием органических веществ различных классов

Урок-беседа

Окислительно-восстановительные свойства углеводородов (алканов, алкинов, аренов) их производных различных классов, кислородсодержащих соединений.

9

Решение

экспериментальных задач по теме ОВР

ПР№1

Из учебника 8 кл. Габриелян О.С. 2002г.

П. Р. № 10 Задание 1,4


Ожидаемый результат по теме:

  • углубить знания учащихся по теме окислительно-восстановительные реакции;

  • сформировать навыки уверенного написания уравнений ОВР, расстановки коэффициентов методом электронного баланса;

  • уметь определять продукты ОВР в зависимости от характера среды, пользоваться школой степеней окисления, определять степень окисления углерода по структурным формулам в органических веществах.

Примерное распределение занятий по теме. ТЕМА 2: «Химические свойства металлов. Электролиз»



Тема занятия

Вид

Формируемые понятия

1,2,3

Химические свойства металлов, связанные с их положением в электрохимическом ряду напряжений.

Теоретичес­кое иссле­дование

Особенности химической активности металлов в реакциях, протекающих в водных растворах при стандартных условиях.

4,5,6

Взаимодействие металлов с кислотами.

беседы

Особенности взаимодействия с азотной и серной кислотой.

7,8

Электролиз расплавов и растворов неорганических веществ

Урок-беседа

Катодные и анодные процессы, зависимость процессов от материала анода.

9,10,11

Решение задач и упражнений по теме «Электролиз»

Решение

познават.

задач

Написание уравнений электролиза, решение расчетных задач.

Ожидаемый результат по теме:

  • углубить знания учащихся по наиболее сложным вопросам темы «Металлы»;

  • сформировать навыки уверенного написания уравнений реакций металлов с кислотами в различных условиях, уравнений электролиза растворов солей бескислородных и кислородсодержащих кислот зависимости от материала анода и характера среды;

  • освоить решение расчетных задач по уравнениям выше перечисленных реакций, используя знания не только по химии, но и по математике.

Примерное распределение занятий по теме.

ТЕМА 3: «Растворы, Электролитическая диссоциация. Гидролиз»




Тема занятия

Вид

Формируемые понятия

1,2

Численное выражение состава растворов

урок-беседа

Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, моляльная концентрация, мольная доля растворенного вещества

3,4,5

Решение задач по теме «Растворы»

Решение

познават.

задач

Задачи без химического взаимодействия растворов

A) на состав раствора одного вида
концентрации;

Б) на переход от одного выражения количественного состава к другому;

B) задачи на действия над растворами

6,7

Количественные характеристики электролитической диссоциации

Урок-дискуссия

Константа диссоциации. Водородный показатель. Определение силы кислородсодержащей кикислоты.

8,9

Решение

упражнений по теме «Электролитическая диссоциация»

Беседа-тренинг

Прогнозирование смещения химического равновесия для обратимой диссоциации

10

Гидролиз

ПР

№2

ПР. № 4, № 5 из учебника 11 кл. Габриелян О.С, Лысова Г.Г. 2005

Ожидаемый результат по теме:

  • освоить разные способы выражения концентрации растворов и перерасчет одной концентрации в другую;

  • научиться решать усложненные задачи по теме: «Растворы», распознавать в них элементы более простых;

  • овладеть количественными характеристиками электролитической диссоциации, прогнозировать силу кислородсодержащей кислоты по формуле;

  • уметь определять направление смещения химического равновесия при электролитической диссоциации и гидролиза.

Примерное распределение занятий по теме. ТЕМА 4: «Термохимия. Химическое равновесие»



Тема занятия

Вид

Формируемые понятия

1,2,3,4

Химическое равновесие

тренинг

Признаки химического равновесия. Константа химического равновесия. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле-Шателье-Брауна)



Ожидаемый результат по теме:

  • углубить знания по теме: «Термохимия»;

  • преодолеть затруднения в ответе на вопрос: «Возможна ли реакция?»;

  • научиться определять необходимые условия реакции для сдвига химического равновесия в нужную сторону.


Программа элективного курса

ТЕМА 1: «Окислительно-восстановительные реакции»

- Классификация ОВР. Значение .Внутримолекулярные, межмолекулярные ОВР .

  • Использование метода электронного баланса для ОВР различных типов

  • Важнейшие окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные свойства галогенов, серы, азота и их соединений Суммарное количество электронов окислителя и восстановителя Влияние среды на протекание ОВР Особенности протекания ОВР в кислой, щелочной и нейтральной среде

  • -ОВР с участием органических веществ различных классов Окислительно-восстановительные свойства углеводородов (алканов, алкинов, аренов) их производных различных классов, кислородсодержащих соединений

ТЕМА 2: «Химические свойства металлов. Электролиз»

  • -Химические свойства металлов, связанные с их положением в электрохимическом ряду напряжений

  • -Особенности химической активности металлов в реакциях, протекающих в водных растворах при стандартных условиях

  • -Взаимодействие металлов с кислотами. Особенности взаимодействия с азотной и серной кислотой. Алгоритм решения задач «на пластинки» и его применение

  • -Электролиз расплавов и растворов неорганических веществ Катодные и анодные процессы, зависимость процессов от материала анода. Написание уравнений электролиза, решение расчетных задач



  • . ТЕМА 3: «Растворы, Электролитическая диссоциация. Гидролиз»



  • -Численное выражение состава растворов .Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, моляльная концентрация, мольная доля растворенного вещества

  • -Решение задач по теме «Растворы».

  • Задачи без химического взаимодействия растворов

  • А)на состав раствора одного вида
    концентрации;

  • Б) на переход от одного выражения количественного состава к другому;

  • задачи на действия над растворами

  • -Задачи с химическим взаимодействием растворов: получение раствора одного вещества взаимодействием растворителя с другим веществом

  • - Количественные характеристики электролитической диссоциации .Константа диссоциации. Водородный показатель. Определение силы кислородсодержащей кислоты.

  • Прогнозирование смещения химического равновесия для обратимой диссоциации

  • -Совместный и другие виды гидролиза



  • ТЕМА 4: «Термохимия. Химическое равновесие



  • -Химическое равновесие Признаки химического равновесия. Константа химического равновесия. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле-Шателье-Брауна)

Список использованной литературы
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. НАСТОЛЬНАЯ
КНИГА УЧИТЕЛЯ. Часть 1 2. Москва. Дрофа. 2003.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009. Химия\ авт.-сост. А.С. Корощенко, М.Г. Снастина. –М .: АСТ:Астрель,2009.-187,(Федеральный институт педагогических измерений).
Интернет-образовательные ресурсы:

1.Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru (рубрика «Химия»).

3.Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»

4. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

5.СD «1С- репетитор Химия».

6.Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С. Габриеляна и др. (www.ihternet-school.ru).

7. «1С:Образовательная коллекция .Химия для всех -ХХI. Решение задач»


Список полезных образовательных сайтов:

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

 Химия и Жизнь – XXI век https://hij.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования

http://www.chemnet.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

http://www.hemi.nsu.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов

http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии

http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа

http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах

http://all-met.narod.ru

Мир химии

http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой

http://www.104.webstolica.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

http://chemistry.r2.ru

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике

http://rushim.ru/books/books.htm


Приложение1

«ОКИСЛИТЕЛЬНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»

Уровень А.

1. Расставить коэффициенты методом электронного баланса, Указать окислитель и восстановитель в следующей схеме:

HClO3 +P→H3PO4+HCl
2. Уровень В.
Определить тип окислительно - восстановительной реакции

NaNO3NaNO2+O2+H2O

Cl2 +H2OHClO+HCl
3. Уровень С.

Дополнить схему реакций в зависимости от характера среды, расставить коэффициенты:

КMnO4+KNO2 +Н2SO4 KNO3+ K2SO4+…+…

КMnO4+KNO2 +КОH→KNO3+ … + H2 O

Контрольная работа №2 по теме
«Химические свойства металлов. Электролиз»

1. Уровень А

К раствору, содержащему 41,5 хлорида меди (11) прибавили 14 г железных стружек. Как изменится масса стружек после реакции:

2. Уровень В.

Иодид натрия расплавили и подвергли электролизу с инертными электродами. На катоде образовался натрий массой 13.8 г. Вычислите массу вещества, которое выделилось при этом на аноде.

3. Уровень С.

При электролизе водного раствора натриевой соли односоставной карбоновой кислоты на аноде выделилась смесь газов с плотностью по гелию 12,17. Определите формулу соли.
Контрольная работа №3 по теме

« Растворы ТЭД. Гидролиз».

1. Уровень А.

Определите массу нитрата натрия и воды, необходимую для приготовления 800 г раствора массовой долей 12%.

2. Уровень В.

При взаимодействии 332,4 мл 20% раствора соляной кислоты
«плотность 1,098 г / мл) со 150 г карбоната кальция образовалось
л. Газа (н.у). Ответ записать с точностью до десятых.

3. Уровень С.

Два литра раствора серной кислоты с массовой долей 60 %
(плотность 1,5 г/мл) упарили до 2 кг. Вычислите массовую долю
кислоты в полученном растворе. Сколько литров (н.у.)

может быть получено при взаимодействии меди с упаренным раствором серной кислоты при нагревании.