Главная страница


Н. И. Пирогов Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально экономического и политического харак



Скачать 62.87 Kb.
НазваниеН. И. Пирогов Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально экономического и политического харак
Дата08.04.2016
Размер62.87 Kb.
ТипДокументы




https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=406796433-07-72&n=21

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и правды

и наконец, постепенное образование твёрдой и

свободной воли.

Н. И. Пирогов

     Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Я считаю, что в нашем Центре в направлении духовно-нравственного развития ведется большая работа.

В этом учебном году было проведено занятие с родителями будущих первоклассников в Сосновской СОШ №1. Наше занятие было посвящено теме «Мой ребёнок в школе или особенности адаптации первоклассника». Так как для подготовки к школе мы черпаем информацию из средств массовой информации (СМИ), то для меня было актуальным затронуть вопрос «Влияние американских мультиков на психику ребенка», где как раз говорится о духовном и нравственном поведении героев. Ведь дети всю информацию впитывают как «губка» и списывают стиль поведения с образов героев мультфильмов.

Хорошо, когда родители много общаются со своими детьми, читают книги, обсуждают прочитанное. Но, к сожалению, у родителей зачастую не хватает времени для общения со своим ребенком.

По статистике мы уделяем своему ребенку всего лишь 17 минут в день (как дела? ты поел? уроки сделал?). Все. Проблема – отсутствие контакта между ребенком и родителями. Это плохо. Нам проще посадить ребенка у телевизора или включить мультфильм.

Но существуют мультфильмы, которые вредно влияют на детскую психику. И это мультфильмы американские. На данном занятии родители посмотрели обучающий фильм о том, как американская продукция влияет на здоровье и нравственное состояние детей.

Были даны рекомендации и способы успешного духовного становления ребенка (совместное прочтение книг, семейные прогулки, просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов).

         Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. 

В образовании детей дошкольного возраста большое внимание уделяю познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

В своей работе я стараюсь создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.

         Ежегодно работу с семьями воспитанников по дошкольному воспитанию начинаю с опроса родителей, чтобы выявить интересующие их темы. Чаще всего родителей интересуют вопросы: «Кризис детского возраста», «Как противостоять капризам детей», «Готов ли мой ребенок к школе?».

В объединении «Весёлая академия» семьи ежегодно принимают участие в осенней выставке творческих работ из природного материала, а также принимают активное участие в новогодней выставке. Работа обучающегося Торгова Саши «Креативная елка из перчаток», была признана лучшей и направлена на Всероссийский конкурс «Новогодик». Итоги конкурса будут подведены к концу года в мае месяце.

Участвуя в конкурсах, ребята повышают свой творческий потенциал, открывает новые таланты. Привлекая детей к участию в творческих конкурсах, происходит тесное взаимодействие детей с родителями.

В рамках духовно-нравственного воспитания на занятиях по социальному развитию я знакомлю детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, со значимостью добросовестного отношения к любому делу.

Неизгладимые впечатления у детей остались воспоминания от участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. 22 февраля прошли соревнования для пап и детей, посвященные Дню Защитника Отечества, где дети и родители с удовольствием участвовали в командных соревнованиях. А вот праздничное занятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта, пройдет 15 марта.

С радостью родители включались в проведение праздничного занятия, посвященного масленичной недели, которое было проведено 1 марта. Ребята узнали об истории возникновения и традициях праздника, вместе с родителями поучаствовали в народных играх и развлечениях. А в кульминации каждый угостился блинами. Все участники получили позитивное настроение. Данное мероприятие способствовало активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождение семейных традиций.

Большое значение имеют и игры детей с семьёй на свежем воздухе. В этом году на 11 января была запланирована игра «Взятие снежного городка». Где опять наблюдается сотрудничество родителей, детей и педагогов. К сожалению, это мероприятие не удалось провести, в связи с погодными условиями.

В середине февраля обучающиеся из объединения «Весёлая академия» поучаствовали в районном конкурсе исследовательских и проектных работ для ребят дошкольного возраста «Моё первое исследование». Победителем стал Прихунов Александр, который представит свою работу в области (г. Арзамас). Грамоту за участие получила и обучающаяся «Веселой академии» Киселева Юлия. При подготовке ребят наблюдалось взаимодействие детей, родителей и педагога. Данное мероприятие направлено на развитие творческой личности ребенка и выявление детской одаренности.

Родители понимают необходимость проведения работы по дошкольному воспитанию, поэтому, когда было предложено поучаствовать в конкурсе «Мои первые исследования» родители с радостью одобрили эту идею. Детям была оказана помощь в подготовке и защите своих работ. Мной была оказана методическая помощь и создание мультимедийной презентации. Родители помогли детям заучить научные доклады и в домашних условиях сделать опыты.

Участвуя в конкурсах и мероприятиях, дети обогащаются духовно и нравственно. Приобретают свой социальный опыт взаимодействия с социумом, обогащают свой словарный запас, развивается мышление, а также происходит творческое развитие личности.

Взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволило расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими рядом.

Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние несколько лет, я убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Благодаря взаимодействию всех участников образовательного процесса этот труд приносит положительный результат. И хотя дети иногда совершают некрасивые поступки, можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояния других людей, проявлять отзывчивость, понимание, милосердие. Хочется надеяться, что в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей, воспитанники не утратят знания о нравственных нормах и правилах самостоятельной деятельности.

На наших занятиях дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в раннем возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДЮЦ Дегтева И.В.