Главная страница


Н. В. Никитина педагог-психолог мбоу «Гимназия №30»



Скачать 150.08 Kb.
НазваниеН. В. Никитина педагог-психолог мбоу «Гимназия №30»
Дата18.04.2016
Размер150.08 Kb.
ТипДокументы


Н.В. Никитина

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №30»

города Магадана

Опасное влияние

современного информационного пространства

на развитие и здоровье детей
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети живут в мире, где компьютер – какая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Наблюдая темпы, с которыми компьютеры и Интернет внедряются во все сферы жизни современного общества, многие родители опасаются, что их дети «отстанут» или столкнутся с серьезными затруднениями, если не будут к определенному возрасту обладать определенным уровнем так называемой «компьютерной грамотности». Родители обеспокоены тем, что дети, незнающие как пользоваться компьютерными программами, не умеющие применять компьютерные технологии в повседневной жизни, окажутся неподготовленными к тому миру, в котором им предстоит жить. И эти опасения небеспочвенны. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от наших детей новых навыков – таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество информации. Однако нас не может не волновать проблема влияния компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Наносит ли вред компьютер, и если да, то какой и как этот вред минимизировать?

В этом вопросе все дело состоит в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. И родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой не поддаваться собственному соблазну отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься своими делами.

Существуют рекомендации по регламентированию времени работы детей с компьютером в зависимости от возраста.

Дошкольники – 20 минут в день, 2-3 раза в неделю;

7-8 лет – 30-40 минут в день;

9-11 лет – от 1 до 1,5 часов в день.

Основными вредными факторами при работе с компьютером, влияющими на здоровье людей, являются:

- сидячее положение в течение длительного времени;

- воздействие электромагнитного излучения;

- утомление глаз, нагрузка на зрение;

- перегрузка суставов кистей;

- стресс при потере информации;

- формирование психической зависимости.

По каждому из этих факторов степень риска увеличивается прямо пропорционально времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

1. Электромагнитное излучение. Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, такие как холодильник, тостер создают очень низкие электромагнитные излучения. Другие устройства (микроволновые печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения. Хотя степень вредности электромагнитного излучения не достаточно изучена и ученые не пришли к однозначным выводам, все же не лишним будет последовать некоторым рекомендациям, чтобы максимально обезопасить себя.

  • Поскольку основным источником высокочастотного электромагнитного поля является отклоняющая электромагнитная система кинескопа, в мониторах такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора. Поэтому наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто с ним работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

  • Не оставляйте компьютер включенным если не используете его.

  • Следите за тем, чтобы ребенок находился не менее чем в 70 см от монитора.

Наличие в помещении кондиционера, пылеуловителя, ионизатора воздуха, а также ежедневная влажная уборка и проветривание комнаты снижают вредное воздействие электростатического поля. Также эффективно и умывание холодной водой сразу после работы на компьютере.

2. Зрение. Если вопрос о влиянии электромагнитных полей еще спорный, то

отрицательное влияние на зрение достаточно обоснованно. В любом случае, когда человек занят работой, связанной с напряжением зрения, его глаза утомляются. Проблема еще более возрастает, если работа связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение монитора. Наиболее сильно страдает зрение детей. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Также детей недостаточно развито чувство меры и они редко делают перерывы. Дети, увлеченные интересным делом могут выдержать высокие нагрузки и они часто не обращают внимание на усталость глаз. В результате, их взгляд оказывается долго сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации, развитие миопии и астенопии. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми или раздражительными.

Самое очевидное решение проблемы – это ограничить количество времени, проводимого детьми без перерыва за компьютером. Необходимо делать короткий перерыв в зависимости от возраста через каждые 20-40 минут работы. Идеальной разрядкой между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения – прогулка, игра в мяч на воздухе, поход в магазин и т. д.

Один из способов уменьшить риск перенапряжения глаз состоит в выборе хорошего монитора. Мониторы с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения существенно снижают эффект мерцания, что удобнее для глаз. Если вы и ваши дети намерены часто и длительно использовать компьютер, то вам необходимо иметь дисплей с высокой четкостью.

Важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Правильное освещение это естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу. Если вашему ребенку доставляют беспокойство отражения на мониторе или его собственная яркость, то перед ним можно установить специальный антибликовый экран.

  • Правильное расстояние до монитора должно быть не менее 70 см, а также желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.


3. Мышцы и суставы. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи. Работая на компьютере, мы застываем в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Излишняя нагрузка на позвоночник может стать причиной возникновения заболеваний опорно-двигательной системы, таких как остеохондроз, а у детей – сколиоз. Также длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля.

Правильно оборудованное рабочее место является профилактикой заболеваний позвоночника.

  • Стол, за которым сидит ребенок, должен подходить ему по росту. Ноги ребенка обязательно должны иметь точку опоры, поэтому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребенок ровно держал спину и не поднимал высоко голову.

  • Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, вращающееся вокруг своей оси.

  • Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры.

Гораздо более опасными и необратимыми могут быть последствия безответственного использования компьютера для психики ребенка. Наиболее опасна для детей так называемая «компьютерная зависимость». Современные психиатры ставят «игроманию», «компьютерную и Интернет зависимости» в один ряд с наркоманией и алкоголизмом. В чем же опасность нерегламентированного использования компьютера детьми?

Развитие игровой зависимости имеет определенную закономерность, которая представлена четырьмя стадиями.

1. Стадия легкой увлеченности. Она характеризуется возникновением начального интереса к игре, ее сюжету в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при включенности в игровое действие. Запускается механизм начального формирования условного рефлекса, когда игра, а точнее переживания, которые она дает ребенку, способна изменить его эмоционально-психическое состояние, позволяя отдохнуть, расслабиться, почувствовать свою значимость и в целом ощутить успех. Устойчивая постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для ребенка.

2. Стадия увлеченности. Важным звеном цепочки формирования игровой зависимости является установление зависимого ритма, который выражается в определенной последовательности начала и прекращения игры. Для одних это может быть один-два раза в неделю, например в выходные дни, для других – ежедневная игра. Таким образом, переход на эту стадию формирования зависимости сопровождается появлением потребности в игре, которая начинает доминировать над уже сложившимися интересами и увлечениями не относящимися к компьютеру. Увлеченность компьютерными играми на этой стадии принимает уже систематический характер. Если ребенок не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. потребность не удовлетворяется, возможны достаточно активные действия по устранению нежелательных обстоятельств, к примеру, непосещение школы и прогулы занятий в секциях или кружках.

3. Стадия зависимости. На этой стадии формируется зависимость как важная составляющая часть личности. Причем зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игрой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом, когда можно играть совместно с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация здесь в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику, чем индивидуализированная форма, так как дети не отрываются от социума, не уходят «в себя».

При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - отражать воздействие объективного мира, она начинает отражать виртуальную реальность. Дети начинают отождествлять себя с персонажами игры. Когда возникает подобная зависимость, потребность в игре находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. И если ребенок в течение какого-то времени лишен игры, он начинает чувствовать неудовлетворенность, испытывает отрицательные эмоции, впадает в состояние депрессии.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности. Однако зависимость остается навсегда. В случае если игрок не осознал причин и механизмов формирования пагубного пристрастия, в ситуациях кризисного, стрессового характера, при появлении новых «заманчивых» игр она вновь становится активна.

У каждого ребенка есть свой путь и своя история приобщения к игре. Но можно выделить основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и подростков.

1. Недостаток или отсутствие общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье.

2. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, привязанностей, не связанных с компьютером.

3. Неумение ребенка налаживать желательные социальные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

4. Общая неудачливость, неуспешность ребенка.

Как же понять, что ваш ребенок поглощен компьютером? К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

  • Ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

  • Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении от игры.

  • Ребенок неспособен спланировать временные рамки нахождения за компьютером.

  • Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

  • Прогулял школу, потому что сидел за компьютером.

  • Ребенок приходит домой и сразу садится за компьютер.

  • Забывает поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

  • Ребенок пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

  • Ребенок конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.


Если маленького ребенка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители, скорее всего, были непоследовательны иногда запрещая, а, иногда позволяя ребенку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребенок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними.

Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать ребенка от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби.

Если речь идет о ребенке, то необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернет. Необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на возраст вашего ребенка, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине. Обязательно вначале сами исследуйте игру.

Компьютер не может являться для ребенка единственным средством получения новой информации. Он должен только способствовать закреплению и запоминанию ее. Если вы хотите, чтобы ребенок работал в обучающей программе, то вначале разберите с ним основные ее принципы без компьютера. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребенка, потому что самое важное и интересное он узнает именно от них.

Для сохранения физического и, главное, психического здоровья детей необходимо соблюдать осторожность в использовании компьютера и соблюдать некоторые правила:

1. Ограничивайте время использования компьютера.

2. Делайте гимнастику для глаз, устанавливайте монитор так, чтобы не было бликов.

3. Контролируйте качество и соответствие возрасту программ, игр, фильмов предназначенных ребенку.

4. Не оставляйте маленького ребенка один на один с компьютером – обязательно находитесь рядом с ним, помогайте, объясняйте, взаимодействуйте.

5. Следите за тем, чтобы компьютер не подменял возможность приобретать достаточный сенсорный опыт ребенка – поощряйте игры с игрушками, творческие игры.

6. Помогайте ребенку адаптироваться к социуму: учите его, разговаривайте с ним, занимайтесь совместными делами с детьми.

7. Корректно используйте свое право взрослого на запрет, т.к. «запретный плод всегда сладок».

Сотовый телефон также как и компьютер является одной из наиболее востребованной составляющей современного информационного пространства. Представить себе жизнь без мобильного телефона сегодня просто невозможно. Мы привыкли постоянно быть на связи. Именно «мобильник» дает ощущение спокойствия, тем более жителям городов, где на каждом шагу необходимо контролировать детей. Современные телефоны – это более чем просто средство связи. Но в связи с широким и повсеместным использованием мобильной связи обозначились проблемы, касающиеся культуры и безопасности ее использования.

Главный вопрос безопасности заключается во влиянии мобильных телефонов на организм человека и как следствие на его здоровье.

Дело в том, что наш мозг поглощает значительную часть электромагнитной энергии, которую излучает телефон для того, чтобы связаться с базовой станцией связи. Как объясняют специалисты в области радиобиологии, мозг в этом случае как бы выполняет функцию части антенны.

Наибольшее воздействие мобильные телефоны оказывают в момент соединения, когда излучение в разы больше, чем во время разговора. Также не стоит вести разговоры по телефону во время движения в транспорте. Дело в том, что в момент поиска станции также происходит усиленное электромагнитное воздействие на организм человека. Если же мы движемся, то поиск станции ведется постоянно и соответственно увеличивается излучение.

Особо чувствительны к электромагнитному излучению именно дети. Когда трубка телефона находится у уха, влияние его достаточно сильное. У детей костная ткань черепа гораздо тоньше и уязвимее, чем у взрослого. Телефон дети обычно подносят ближе к уху, чем взрослые, а многие буквально прижимают его к ушной раковине. В результате мозгом ребёнка поглощается в несколько раз большее количество излучаемой телефоном энергии. В результате воздействия лучей меняется биоэлектрическая активность мозга, что действует на состояние нервной системы. Данное воздействие может спровоцировать ослабление внимания, снижение памяти и умственных способностей в целом, а также раздражительность, нарушение сна, склонность к нервозности. Есть данные и о том, что электромагнитное излучение снижает иммунные силы организма.

Данные исследований подтверждают, что на степень опасности для здоровья не влияют ни цена, ни марка «мобильника». Доза облучения определяется режимом работы сети и интенсивностью использования телефона.

Большинству из нас не придёт в голову, разрешать ребёнку сидеть очень близко от телевизора, или прислоняться к работающей микроволновой печи, а вот сотовые телефоны мы детям покупаем, причём не просто для связи, а с множеством абсолютно лишних функций - например, играми, что в разы увеличивает время использования ребенком телефона. 

Сколько бы ни говорили о потенциальной опасности сотовой трубки. Это не удержит родителей от ее покупки для собственного ребенка. Другой вопрос - формирование навыков правильного обращения с телефоном, культуры пользования им. Вполне достаточно 20 - 30 секунд разговора, чтобы выяснить, все ли в порядке у ребенка. Пара таких разговоров за день вреда не принесет. Но мамы часто сами нарушают правило: «Котик, ты поел? А что ты кушал? Как дела в школе?» Оставьте подробности до встречи дома. Мобильный телефон - средство оперативной связи и только. А это значит: жесткое вето на игры, SMS-ки и прочее. Такое ограничение ребенок может воспринимать как покушение на его права. Необходимо продумать, как его убедить, что это не так. Постарайтесь предугадать, как ваши аргументы будут восприняты ребенком. С раннего детства приучайте ребенка к тому, что телефон - не игрушка. «Волшебная» трубка с ее возможностями (играми, мелодиями, фотокамерой и т.п.) не должна заслонять остальной мир, иначе развитие растущего человека будет однобоким. Разумеется, решающая роль здесь принадлежит примеру родителей. Поэтому будьте внимательны, прежде к своему поведению.

Одна из важнейших проблем, возникающих в школе, состоит в культуре использования сотовых телефонов. Вернее в ее отсутствии. Из-за расширенных функциональных возможностей сотовых телефонов возникают проблемы в учебном процессе. Если дети используют телефоны во время уроков, то понижается уровень их успеваемости, так как «мобильник» отвлекает ученика от учебы, учащиеся играют, ведут переписку, слушают музыку, фотографируют. Когда на уроке вдруг раздается звонок, пусть даже в режиме вибрации, внимание учеников тут же переключается на него. А если в течение урока так происходит несколько раз?!

Официально утвержденных правил пользования мобильной связью нет, но каждый воспитанный человек должен знать, что есть места, где телефон следует отключить: в церкви, в театре, в читальном зале, во время переговоров, во время урока и т.д. Мало купить телефон ребенку. Ему нужно обязательно объяснить, как нужно правильно пользоваться телефоном, чтобы не принести вред, как себе, так и окружающим. Стоит особо поговорить о культуре его использования.

Основные рекомендации по пользованию мобильными телефонами:

1. Важно пользоваться телефоном по мере необходимости, а не тогда, когда нечем заняться. Старайтесь разговаривать по «мобильнику» менее 3-4 минут.

2. Приучайте ребенка, что аппарат должен находиться в пределах слышимости, а не лежать вперемешку с игрушками.

3. Нельзя располагать телефон на поясе, у головы, у сердца. Носить «мобильник» лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке.

4. Не говорите на ходу. Выключайте телефон, находясь в транспорте, в метро, тоннелях и т.д., так как в условиях неустойчивого приема мощность излучения аппарата повышается до максимальной величины.

5. Нельзя располагать телефон близко к голове во время сна. Телефон излучает на частоте гамма ритмов мозга.

6. Необходимо следить за тем, чтобы аппарат был заряжен и не подвел в ответственный момент.

7. Стоит обсудить, какую сумму вы можете выделить ребенку на оплату телефона, например, в неделю. Приучите ребенка укладываться в эту смету, иначе деньги будут уходить в песок.

5. Звоните ребенку сами: излучение телефона при приеме звонка меньше, чем при наборе номера. Объясните ребенку: когда он сам набирает номер, пусть считает до пяти, прежде чем поднести трубку к уху.

6. Не покупайте ребенку дорогих моделей: чем меньше функций, тем меньше времени ваш ребенок будет использовать телефон.

Самая большая опасность мобильного телефона и компьютера состоит в том же, в чем их достоинство – в их бесконечной увлекательности. При разумном использовании на детей компьютер оказывает достаточно благотворное влияние и может помочь в развитии определенных навыков. Например, работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры, адекватные возрасту помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошие развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернет, может стать хорошей школой навыков общения и навыков по поиску и отбору информации. А вред компьютер и мобильный телефон могут принести только в том случае, когда дети или взрослые не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму их негативное влияние на здоровье.

В заключение хочу сказать, не в коем случае не нужно преувеличивать опасности, которыми чревато пребывание за компьютером или общение по мобильному телефону, но не стоит, и преуменьшать их. Нашим детям не избежать частого общения с компьютером, сотовым телефоном и другими новинками научно-технического прогресса. Наша задача как родителей, состоит в создании условий, чтобы это общение стало полезным. Мы надеемся, что, следуя рекомендациям, приведенным в данной статье, вы создадите в семье благоприятную и безопасную информационную среду.


Список литературы





  1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. – 1993. - № 3. – 91-94.

  2. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – 19-29.

  3. Бурлаков И. Компьютерные игры // Игра и дети. – 2003. - № 3. С. 1-3.

  4. Иванов В. Смешно до горьких слез: компьютерные игры – опасное развлечение // ОБЖ. – 2003.- № 4. – С. 19-22.

  5. Компьютер и здоровье ребенка // ОБЖ. – 2003.- № 3. – С. 16-17.

  6. Сайкова Н. Мобильный телефон: друг или враг? // Справочник классного руководителя. – 2009. - № 11. – С. 11-23.

  7. Сартан М. Мир, которого нет // Школьный психолог. – 1999. – 8 февраля. - С. 10.

  8. Паршутин И. А. Проблема компьютерной игровой зависимости у детей // Справочник классного руководителя. – 2009. - № 11. – С. 24-31.

  9. Шишова Т. В. В плену у «умного ящика» // Здоровье детей. – 2000. - № 47-48. С. 18-19.