Главная страница


Новые педагогические технологии на уроках



НазваниеНовые педагогические технологии на уроках
Дата13.04.2016
Размер56.7 Kb.
ТипДоклад

Доклад – выступление на педсовете

Тема « Новые педагогические технологии на уроках»

« Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Доклад подготовила учитель русского языка и литературы

Малехонова Наталья Георгиевна

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи 4 основные черты:

*свободная развивающая деятельность,

* творческий импровизационный характер,

* эмоциональная приподнятость деятельности,

* наличие прямых или косвенных правил.

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими, б) игровые действия как средство реализации этих ролей, в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей условными, г) реальные отношения между играющими, д) сюжет.

Являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество.

В учебном процессе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела уч. предмета.

- как элемент технологии.

- в качестве урока или его части.

Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и педагогическим результатом.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • Учебный материал используется в качестве игрового средства;

  • В учебную деятельность вводится элемент соревнования.

СПЕКТР ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

  • Дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению, психотерапия.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении.

Игра – свобода личности в воображении.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.

На занятиях имитируется деятельность какой – нибудь организации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдело, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей ( деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность ( кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.) Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

ИСПОЛНЕНИЕ РОЛЕЙ.

В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с « обязательным содержанием».

«ДЕЛОВОЙ ТЕАТР».

В нем разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания. Навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам – власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

ПСИХОДРАМА и СОЦИОДРАМА.

Они весьма близки к « исполнению ролей» и « деловому театру». Это тоже театр, но уже социально – психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки.

  2. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

  3. Этап проведения.

Это процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификациии деловой игры м.б. введены различные типы ролевых позиций участников:

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, диагност, аналитик.

  • Организационные позиции – организатор, координатор, контролер, тренер, манипулятор.

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне – инициатор, осторожный критик, консерватор.

  • Методологические позиции – методолог, критик, методист, программист.

  • Социально – психологические позиции – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.



  1. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляются выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Дидактические игры при правильном их использовании могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка.

« игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский.