Главная страница


Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии



Скачать 35.68 Kb.
НазваниеОсобенности работы с одарёнными детьми на уроках химии
Дата23.02.2016
Размер35.68 Kb.
ТипЗадача

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Поэтому не редкость, когда один и тот же ребёнок выступает за несколько предметов.

Химия - это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и математики, литературы и истории, географии и биологии. Урок как основная форма обучения химии предоставляет большие возможности для использования межпредметных связей и развития метапредметных компетенций учащихся.

Учитывая значимость овладения информационной культурой в современном мире, высокий интерес учащихся (особенно старших классов) к компьютерным технологиям и растущий уровень компьютеризации школ, для решения поставленных задач представляется целесообразным активное внедрение в учебный процесс мультимедийных программных продуктов. Составление электронных презентаций учащимися может стать одним из видов домашнего задания.

Активное привлечение детей к совместному творчеству по созданию презентаций обеспечивает и развивает их познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность. Такое сотворчество позволяет выйти на новый уровень межличностного взаимодействия в системе «учитель — ученик — родитель». Разнообразие в формах и методах использования компьютерной презентации способствует поддержанию устойчивого интереса школьников к химии, прочному и более полному усвоению учебного материала, успешной реализации межпредметных связей, развитию умения работать в коллективе. На основании наблюдения за успехами учащихся на уроках формируются команды для участия в телекоммуникационных проектах.

Дистанционная олимпиада по химии - традиционный телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского. Вопросы викторины могут затрагивать самые разные темы, как школьной программы, так и истории химии. Творческое задание может включать в себя создание электронной презентации. В процессе решения вопросов дети должны пользоваться различными источниками информации. Все это способствует развитию навыков работы с информационными источниками, формированию критического мышления, расширению коммуникативных возможностей детей. Каждый год в телекоммуникационной викторине участвует 2-3 команды, нередко становясь призёрами и дипломантами на областном уровне. Кроме того, творческое задание в «телекоммуникационке» может стать толчком для проектной деятельности. Так, например, Таня С.. выступила на Муниципальной научно – практической конференции «Шаг в будущее» с проектом «Выдающиеся химики Ярославской земли», презентацией к которому использовалось творческое задание со 2 тура телекоммуникационной викторины.

В системе работы с потенциально одарёнными детьми большая роль принадлежит предметным олимпиадам. Химические олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы по химии. Они не только помогают выявить наиболее способных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к химической науке. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю химии помогут и наблюдения в ходе уроков химии, и организация исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по математике и другим естественнонаучным предметам, изучение которых начинается раньше, чем школьного курса химии. В результате глубокой подготовки к олимпиаде школьник становится успешным не только в этом интеллектуальном состязании, но и на ЕГЭ. Например, Елена В. участник муниципальной олимпиады по химии имеет высокий результат на ЕГЭ – 91 балл. Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три составляющих такого успеха:

  • развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения;

  • умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;

  • практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.