Главная страница


Особенности развития наркотической зависимости



Скачать 127.01 Kb.
НазваниеОсобенности развития наркотической зависимости
Дата15.02.2016
Размер127.01 Kb.
ТипДокументы

Особенности развития наркотической зависимости
Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызывают приятные или необычные психические переживания. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится не только опасным для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальными нормативными актами Комитета по контролю наркотиков оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но и юридическое. Некоторые лекарственные препараты, алкоголь и никотин, а также некоторые вещества, содержащие ароматические углеводороды, не относящиеся согласно законодательству к наркотическим и употребляемые для изменения психического состояния, называются токсикоманическими средствами.

Наркомания - тяжелая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических веществ, основными признаком которой является пристрастие к какому-либо наркотическому веществу, вызывающему приятное, необычное психическое состояние - «эйфорию» или измененное восприятие реальности.

Токсикомания - это тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсикоманических веществ, способных вызывать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам. Следует сказать, что многие токсикоманические вещества не менее опасны для человека, чем наркотики.

Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.

1. Социальные:

• неблагополучная семья;

• широкое распространение злоупотребления психоактивных веществ в данной местности;

• активная пропаганда „средств массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов;

• неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости молодежи;

• проживание в районах с низким имущественным цензом.

2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

3. Традиционные: культурное потребление психоактивных веществ в данной местности.

4. Индивидуально-психологические:

• подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

• попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

• стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

• аномальные черты личности (возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, неустойчивый характер);

• протестные реакции («назло»), направленные против старших;

• самодеструктивное поведение;

• любопытство;

• подчинение давлению и угрозам

Формирование зависимости от психоактивных веществ,

стадии развития заболевания
Приобщение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ происходит, как правило, через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного, добровольного отказа ребенка от наркотиков или токсикантов, в процессе развития зависимости, ожидать не приходится, кроме, иногда, этапа первых проб.

1. Первая проба. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.

2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных веществ ребенок не испытывает.

3. Психическая зависимость. Состояние психического комфорта от наркотической интоксикации и болезненное влечение к употреблению психоактивного вещества (ПАВ) с целью вновь ощутить желаемый эффект или подавить психический дискомфорт.

4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному приему психоактивного вещества.

5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотиков (токсикантов) в обмен веществ организма. В случае прекращения приема препаратов наступают расстройства, определяемые как синдром отмены (абстинентный синдром), причиняющий подростку выраженные психические и физические страдания.

Признаки употребления наиболее распространенных

психоактивных веществ




Вид ПАВ




Прямые признаки употребления


Косвенные признаки употребления


Действие на человека


Поведение

Марихуана, «Спайс»

Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, сухость во рту, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому

Приступы смеха, веселости; которые могут сменяться тревогой, испугом, выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости», неудержимая болтливость, изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета

Наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды, частые резкие, непредсказуемые смены настроения

Мак, героин, кодеин, дезоморфин

Бледность кожных покровов, резкое сужение зрачков, реакция на свет слабая, пониженное артериальное давление

Оживление или заторможенность (полуприкрытые веки, неподвижность, «клюют носом», не реагируют на внешние раздражители), «поза эмбриона», нарушение сна (отсутствие сна ночью, долгий сон утром)

Следы от уколов на руках, кистях, ногах, наличие шприцов, игл, закопченных ложек, прожженная сигаретами одежда, темные очки, одежда с длинными рукавами, похудание, неряшливость, внешний вид нездорового человека, пропажа денег, ценностей, потеря прежних интересов, перепады настроения, различного рода противоправные действия, лживость

Амфетамин, кокаин

Бледные кончик и крылья носа и слизистых, иногда покраснение лица, расширенные зрачки, воспаление конъюнктивы, повышение артериального давления, учащенный пульс, повышенная температура, повышенный аппетит

Состояние повышенной активности, самоуверенности, оживление, быстрая речь, маниакальность, гневливость

Наличие пакетиков с остатками белого порошка, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой активностью, частые резкие, непредсказуемые смены настроения.

Экстази

Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, повышение температуры, потливость, нарушение сердечного ритма, отсутствие аппетита

Состояние безмятежного счастья, чувство эмоциональной близости и любви к окружающим, повышенная активность, потребность постоянно двигаться

Наличие разноцветных таблеток или капсул, во время «кайфа» потребление большого количества жидкости, беспричинная депрессия, нарушение сна.

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ
• Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

• Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.

• Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

• Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

• Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома

• Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

• Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

• Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).

• Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.

• Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.

• Беспричинное сужение или расширение зрачков.

Решающим признаком употребления подростком психоактивных веществ является выявление состояния наркотического опьянения, синдрома отмены, признаков хронической интоксикации, установленных врачом психиатром-наркологом.
Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков и других психоактивных веществ.
1.Основные правила:

• Первая задача - предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления психоактивных веществ. Целесообразно, при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в учебном заведении в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

• Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивой.

• Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь негативные последствия для несовершеннолетнего.

• При работе с подростком потребляющим психоактивные вещества необходимо точно знать, какова ситуация в его семье, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, какого его микросоциальное окружение по месту жительства.

• Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение тематического информационного материала среди родителей и прочие формы работы по противодействию молодежной наркотизации.

• Информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации.

2. При подозрении на употребление несовершеннолетним психоактивных веществ:

• Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.

• При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

• Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с подростковым врачом психиатром-наркологом.

• Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, сообщить адреса медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь.

3. При подозрении, что ребенок находится в состоянии наркотического опьянения:

• Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

• Немедленно поставить в известность администрацию и вызвать медицинского работника учебного заведения.

• В случае, когда состояние несовершеннолетнего расценено как состояние опьянения психоактивными веществами, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов.

• Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления одурманивающих веществ.

• При совершении подростком хулиганских действий, рекомендуется прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

4. «Передозировка» психоактивных веществ.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и других психоактивных веществ является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердечной деятельности или перекрытия рвотными массами дыхательных путей (аспирация). Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать бригаду «Скорой помощи». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, «нитевидный» пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.

Этапы оказания первой помощи при передозировке:

• Вызвать бригаду «Скорой помощи».

• Повернуть больного на бок.

• Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.

• При частоте дыханий 8-10 в минуту и меньше - проведение искусственного дыхания «изо рта в рот».

Последствия употребления летучих органических веществ
Токсикомания - заболевание, вызванное приемом одурманивающих веществ (ингалянтов, летучих наркотически действующих веществ (ЛНДВ)), и характеризующееся возникновением зависимости от этих веществ.

Последствия употребления одурманивающих веществ:

1. ЛНДВ действуют на центральную нервную систему, растворяя жировые оболочки головного мозга, что приводит к гибели нервных клеток. Все это способствует развитию заболеваний мозга, появлению нервных расстройств и проявляется в виде симптомов:

- снижение интеллекта

- нарушение памяти

- неспособность контролировать свои чувства

- частые головные боли

- общая усталость

изменение характера (повышенная раздражительность, тревожность, рассеянность, подавленность, потребитель ЛНДВ становится другим человеком).

2. Исчезает защитный барьер между реальностью (то, что происходит в действительности) и выдумкой (фантазии, мечты). Некоторые считают, что «здорово ненадолго попасть в мир мечты». Однако, не для всех эта ситуация бывает приятной, иногда она оказывается очень страшной - возникают:

- ужасающие фантазии - ощущения надвигающейся опасности

- смертельный страх

В результате:

- тревога

- приступы паники

- глубокая депрессия

- мысли о самоубийстве

3. В некоторых случаях употребление одурманивающих веществ может привести к тяжелейшем последствиям - нарушению работы дыхательного центра головного мозга, в результате чего появляется удушье.

Особенно опасно «нюхать» газ для зажигалок. Выходя из баллона, газ расширяется и остывает. Когда холодный газ попадает в дыхательные пути, организм реагирует выделением жидкости в легкие (так называемый «отек легких»), в таком состоянии человек, задыхаясь (ощущение, будто тонет), может погибнуть.

4. Синдром внезапной остановки дыхания («смерть в мешке»). Такое осложнение может развиться сразу после вдыхания летучих веществ или во время вдоха.

5. При вдыхании ЛНДВ в кровь выделяется большое количество адреналина и других стрессовых гормонов, что в свою очередь может вызвать перегрузку сердца. Наряду с этим страдает центр головного мозга, отвечающий за регуляцию работы сердца. Последствием этого может быть остановка сердца и скоропостижная смерть.

6. Одним из осложнений употребления ЛНДВ являются ожоги, т.к. многие летучие вещества легко воспламеняются.

7. Заболевания печени и почек. Часть летучих веществ разносится по организму, расщепляется в печени и выводится через почки. В некоторых случаях продукты расщепления ЛНДВ еще более опасны, чем сами вещества.

8. Некоторые ЛНДВ поражают ткани костного мозга, производящего клетки крови, что приводит к снижению иммунитета и лейкемии («белокровие») - смертельному заболеванию крови.

9. Несчастные случаи. Часто люди, находящиеся под воздействием ЛНДВ, попадают в различные неприятности, получают травмы, становятся жертвами ДТП, оказываются втянутыми в драки.


Профилактика употребления летучих наркотически действующих веществ несовершеннолетними

Для работы с несовершеннолетним населением республики в Республиканском наркологическом диспансере создана подростковая служба, основная деятельность которой заключается в проведении профилактической работы с подростками, злоупотребляющими психоактивными веществами и имеющими отклоняющееся поведение, т. к. в нашей практике редко встречаются подростки, у которых уже сформирована зависимость.

Подростковая служба уделяет внимание не только ребенку, который находится под наблюдением в Республиканском наркологическом диспансере, но и семье, в которой ребенок воспитывается. Родителям предоставляется информация об особенностях формирования болезни в подростковом возрасте, о первых признаках употребления психоактивных веществ, о тактике поведения в случае возникновения проблем в общении с собственными детьми, о правильности семейного воспитания.

При первичном обращении детей и подростков врач-психиатр-нарколог определяет тактику ведения пациента.

Большинство состоящих на учете - это потребители алкоголя. Наряду с привычным для всех курением табака, употреблением спиртных напитков используются так называемые «ингалянты» (употребляются посредством дыхания), которые в настоящее время разнообразны, находятся в свободной продаже и легкодоступны.
Практические рекомендации:
1) Обратить внимание на коррекционные учебные заведения, проводить в них лекции с учётом основного (психического) заболевания.

2) В случае выявления в учебном заведении потребителя ЛНДВ необходимы совместные профилактические осмотры учащихся врачами, педагогами и сотрудниками милиции.

3) Привлечь к работе волонтеров- сверстников.

4) Вести пропаганду здорового образа жизни, как среди несовершеннолетних, так и среди родителей.

Успех в решении этих задач зависит в целом от правильного воспитания в семье, в детских учреждениях, реализации целевых образовательных и социальных про­грамм в школе и активности специалистов различных ведомств, работающих с детьми и подростками. Также основное место в профилактике злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде должно отводиться раннему выявлению лиц, у которых имеются медико-социальные факторы приобщения к токсическим и наркотическим веществам, и реализации с такими подростками воспитательных, информационно-познавательных, социально-психологических и психотерапевтических методов коррекции.