Главная страница


Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов триз



Скачать 61.67 Kb.
НазваниеОзнакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов триз
Дата18.07.2016
Размер61.67 Kb.
ТипДокументы

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов ТРИЗ

(консультация для воспитателей)

Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками. Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир, а что может быть лучше сказок, веселых, грустных, волшебных, завораживающих, которые учат детей добру, любви.

Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети их любят. И черпают из них множество удивительных познаний. И используют на себе храбрость и стойкость, добро и зло сказочных героев.

Удивительный сказочник Д. Родари и авторы направления ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) справедливо утверждают следующее: существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности, другие негативные моменты; сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно; сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!». Для решения перечисленных проблем нами были использованы в работе творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ, опыт педагога Л.Б.Фесюковой. Понимание вышеперечисленного, необходимость сформировать талантливого человека и дало толчок к составлению серии конспектов для работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей через использование приемов ТРИЗ – РТВ в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.

Задачи:

создать воспитательно-образовательную модель ознакомления дошкольников с художественной литературой, обеспечивающую всестороннее творческое развитие детей;

формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям через сказки своего народа и народов мира;

воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

развивать творческое воображение и фантазию.

Результативность занятий заключается в следующем: в процессе освоения данного материала предусмотрена система мониторинга за знаниями и умениями детей, за уровнем развития творческих способностей, который позволяет определить эффективность обучения. Мониторинг позволит детям, родителям, нам педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. К концу учебного года дети должны иметь знания выше среднего показателя в соответствии с программными задачами по ознакомлению с художественной литературой (по реализуемой комплексной программе).

Методы и формы работы. Основными методами работы со сказками является метод проблемного изложения, эвристический метод, внутри которых имеют место игровые приемы.

Форма работы с детьми фронтальная. Чтобы рассмотреть сказку со всех сторон, была разработана универсальная схема. Она выглядит следующим образом:

Название сказки

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Речевая зарядка

Развитие мышления и воображения

Сказка и математика

Сказка и экология

Сказка развивает руки.

Понятно, что предлагаемые восемь разделов, заложенную в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть больше. Каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. Мы можем самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые кажутся нам нужными, интересными и полезными для группы детей.

Для чего же необходим нравственный урок? Он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Нетрадиционный подход как раз дает уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Следующий из восьми разделов — «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств сказки играют не последнюю роль. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи мы обращаем внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учить детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя.

На решение проблем устной речи направлен третий раздел схемы «Речевая зарядка». Какие же методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи? Это, во-первых, умение задавать вопросы. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

  • придумать несколько однокоренных слов;

  • срифмовать два слова, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;

  • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку».

Также важно открыть для детей жанр письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения — это записки, телеграммы, короткие письма. Решаем с детьми, кому лучше написать, и вместе начинаем сочинять.

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазию. Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.

В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово: придумывать старые предметы в новых вариантах; превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы; составлять фантастические сказки о себе.

Еще один метод — постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера: Почему? Зачем? Каким образом?

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. Мы используем «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не пустить объяснения эволюции, динамики развития предмета или явления. Это помогает детям подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязанно и все находится в развитии.

Более осознанному детьми природы, природных явлении и природоохранительной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: «А если бы не наступила весна?»

Нередко приходится использовать игру «Хорошо-плохо», т.к. природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива.

Последняя рубрика «Сказка развивает руки». Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить схематично, нарисовать.

Для проведения занятий по ознакомлению детей с художественной литературой (с использованием приемов ТРИЗ) необходимо иметь в наличие следующие средства и оборудования: книги и иллюстрации к читаемым произведениям, сказкам; схемы, модели; системный оператор; материалы для творчества детей.