Главная страница


Память. В чем сила?



Скачать 88.35 Kb.
НазваниеПамять. В чем сила?
Дата18.04.2016
Размер88.35 Kb.
ТипДокументы

Саратовская область Энгельсский район
МБОУ «СОШ с. Терновка»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Память. В чем сила?

Учащийся Исайкина Анастасия

Руководитель Исайкина Юлия Александровна

(педагог-психолог)

Введение

Актуальность темы - однажды на уроке учительница спросила: «О каких подвигах в Великой отечественной войне, мы говорили на прошлом занятии?» Мы с одноклассниками стали вспоминать, и я заметила, что только несколько человек подняли руки. По дороге домой я задумалась, почему не все смогли вспомнить эту интересную историю, и из - за этого получили не очень хорошие оценки, от чего это зависит. Подумав об этом я решила спросить у своей мамы, она у меня психолог и о индивидуальных особенностях человека точно знает. Вечером мы обсудили этот случай.

Оказывается, мир психических особенностей человека многообразен,он состоит из ощущения, воображения, восприятия, мышления и памяти.

«Вот интересно,- подумала я - индивидуальная особенность памяти»

Вот эту тему я решила рассмотреть подробнее.

Основополагающий вопрос.

Влияет ли особенность запоминания информации на качество обучения?

Гипотеза.

Предположим, что особенности памяти влияют на успеваемость.

Цель исследования.

Опытным путем узнать, что делает нашу память лучше.

Мои задачи:

  • Изучить теоритический материал по теме «Память» из разных источников (литература, журналы , интернет)

  • Взять интервью у школьного психолога по вопросам развития памяти в нашей школе

  • Провести диагностическое исследование с группой ребят из моего класса

  • Составить сборник упражнений, для улучшения памяти.

Методы исследования:

- диагностика;

- наблюдение ;

- опрос;

- сбор информации по теме.

Объект исследования: обучающиеся 2 класса.

Основная часть

По результатам исследования я узнала:

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. По типу запоминания память делят на 4 вида:

  1. Двигательная – это способность запоминать и воспроизводить систему каких- либо движений.

  2. Образная, в зависимости от того как мы получаем информацию можно говорить о 5 подвидах: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

  3. Эмоциональная – это запоминание пережитых нами чувств, эмоциональных состояний.

  4. Вербальная - с ее помощью формируется информационная база человеческого интеллекта(чтение, счет и т.д.)

Путь развития памяти – использование упражнений. Полезные знания для жизни должны усваиваться на основе понимания и жизненного значения, применения этих знаний на практике.

При применении упражнений память развивается благодаря высокой активности мышления, дает в результате понимание и приобретает познавательный характер.

Из изучения теоретического материала я сделала вывод:

* Память можно развивать, тренировать.

* Моим одноклассникам и мне приходится запоминать огромный объем информации, слова, определения, правила, схемы, страницы текста. Для развития памяти нужны специальные упражнения.

Диагностика (практическая часть)

Среди учеников 2 класса я провела опрос. В нем приняло участие 16 человек(Таблица №1, приложение 1).

Из результатов опроса можно сделать вывод, что большинство моих одноклассников не знает о качестве своей памяти и как она влияет на их обучение.

После консультации со школьным психологом о выводах своего опроса, я решила провести диагностическое исследование с группой ребят моего класса с целью узнать, что помогает нашу память сделать лучше.

Из класса я взяла произвольно 5 человек. Результаты представлены в таблице №2приложение 1.

Дашу я исключила из дальнейшей работы, так как она показала высокие результаты. Проанализировав ее успеваемость, я сделала вывод, что в ее случае умение запоминать влияет на качество обучения – Даша отличница.

Просмотрев оценки и результаты диагностики, других участников исследования, я увидела, что и у них качество запоминания тоже влияет на обучение. Кто имеет низкий уровень, те одноклассники получают плохие оценки (2 и 3).

В течение 3 месяцев 2 раза в неделю, с помощью школьного психолога, я проводила занятия со своими одноклассниками, где использовала упражнения для улучшения памяти.

Упражнения:

  1. Упражнения на развитие механической памяти

  2. Упражнения на развитие зрительной памяти

  3. Упражнения на развитие слуховой памяти

  4. Упражнения на развитие смысловой памяти (логический пересказ)

Я приведу пример одного упражнения: «Что какого цвета?» на развитие слуховой памяти. Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. (Приложение 2) Потом мне стало интересно, помогают ли проводимые занятия моим одноклассникам. Стали ли они лучше учиться? Сначала я продиагностировала их снова, по той же схеме. Вот какие получились результаты. ( Таблица 3, приложение 3)Из таблицы видно, что запоминать они стали лучше. Потом из беседы с учителем, узнала, что успеваемость моих одноклассников улучшилась, так как они стали иметь успех в определенных заданиях (Таблица 4 , приложение 3)

Из моего исследования я сделала вывод что, особенности памяти влияют на успеваемость.

Моя гипотеза о том , что особенности памяти влияют на успеваемость ПОДТВЕРДИЛАСЬ.

Результаты работы

В результате всей моей работы получилась целая брошюра с полезными заданиями для развития памяти, которую я распространила среди учеников нашей школы (приложение 4).

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Меня очень заинтересовала эта тема, исследование способностей человека я хочу продолжить.

Приложение 1.

Таблица №1.

Вопросы

ДА

НЕТ

НЕЗНАЮ

Как ты считаешь, хорошая ли у тебя память?

5

2

9

Влияет ли память на твоё обучение?

3

1

12

Таблица №2

 

Миша

Даша

Сергей

Юра

Никита

Запоминание картинок (из10)

8

(выс.)

10

(выс.)

4

(низ)

4

(низ)

6

(сред.)

Запоминание слов (из10)

6

(сред.)

9

(выс.)

5

(сред)

4

(низ)

5

(сред.)

Запоминание цифр ( из 10)

5

(сред)

10

(выс.)

3

(низ)

3

(низ)

5

(сред.)

Приложение 2

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

https://ped-kopilka.ru/images/9-9.jpg

Приложение3

Таблица №3

 

Миша

Сергей

Юра

Никита

Запоминание картинок (из10)

8

(выс.)

6

(сред)

7

(сред)

8

(выс.)

Запоминание слов (из10)

7

(сред)

6

(сред)

6

(сред)

7

(сред)

Запоминание цифр ( из 10)

9

(выс.)

5

(сред)

6

(сред)

7

(сред)

Таблица №4




Литература

Математика

Окруж.мир

Миша

 

Хорошо запомнил алгоритм выполнения примеров

 

Сергей

 

 

Хорошо ориентируется в видах животных и растений.

Юра

Стал хорошо запоминать стихотворения.

 

 

Никита

 

Выучил таблицу умножения.

 


Комментарий учителя

Представление об окружающем мире складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов – ощущению, воображению, восприятию, памяти, мышлению, речи.

Все эти психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запомнить, обдумать, высказать суждение.

Психические процессы не просто составляют деятельность, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Исследовательская работа о влиянии памяти на обучение рассчитана на младший школьный возраст. Может быть, интересна всем возрастам школы.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал развития детей.

Результаты этой работы ( собранные упражнения) можно применять в развивающей деятельности не только в младшем звене школы, но и на среднем этапе обучения. Подобранные занятия очень хорошо воспринимаются детьми, подробно описаны все моменты упражнений. Использование упражнений дома с родителями принесут пользу не только в развитии памяти ребенка, но и в развитии взаимоотношений с родителями.

Информационные источники

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М. 2003г.

  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р. 2001г.

  3. Журналы «Школьный психолог» 2014года.

  4. https://valeo.edu.ru

  5. https://pochemu4ka.ru/_ld/90/9090_08.png

  6. https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html