Главная страница


«Планирование процесса обучения, методика преподавания урока и организация домашней работы ученика»



Скачать 145.77 Kb.
Название«Планирование процесса обучения, методика преподавания урока и организация домашней работы ученика»
Костина Алла Борисовна
Дата18.04.2016
Размер145.77 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение по теме:

«Планирование процесса обучения,

методика преподавания урока и

организация домашней работы ученика»

Выполнила: Костина Алла Борисовна

преподаватель фортепианного отделения

МАУДОД «Детская школа искусств»


г.Старая Русса

2013г
Планирование процесса обучения
На рубеже 20-30-х годов в советской школе получили известное распространение лженаучные буржуазные теории воспитания, в том числе так называемый «лабораторно-бригадный» метод. Приходя в класс, учитель образовательной школы должен был спрашивать детей – чем бы им хотелось сегодня заняться, и в зависимости от этого проводил урок. При таком методе подрывался принцип руководства обучением ученика, и отсутствовала должная смстема в усвоении знаний. Анологичные веяния сказались и в практике работы музыкальных учебных заведений.

Эти вредные теории противоречат духу советской методики.Один из важнейших принципов – твердое и систематическое раководство всем процессом обучения со стороны педагога. В музыкальных учебных заведениях оно осуществляется на основе определенного плана, предусматривающего те сочинения, которые должны быть пройдены учеником.

Составление индивидуального плана очень ответственный этап педагогической работы.Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, и, наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать крайне нежелательные последствия. Поэтому составлять планы надо очень продуманно.

Неопытный педагог иной раз оттягивает работу над ними до последнего дня, в результате чего потом приходится либо многое менять, либо мириться с неудачным выбором некоторых пьес. Хороший педагог начинает думать о плане задолго до срока его представления, с тем, чтобы в процессе работы с учеником иногда даже «примериться» к отдельным произведениям. Создание плана для такого педагога подлинно творческий процесс.

Само название – индивидуальный план – очень точно передает сущность этого важного для педагогической работы документа. Он должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания конкретного ученика, и в то же время в настоящем смысле слова – обоснованно, исходя из реальных закономерностй предшествующего развития, намечающим перспективы дальнейшего движения вперед.

Необходимо вводить в план сочинения, которые могли бы возможно ярче и скорее «раскрыть» ученика, развить все лучшие задатки его натуры. При этом нельзя оставлять без внимания тех, быть может, еще почти неразличимых, но заслуживающихподдержки черт нового, которые проявляются в его исполнении (своевременное их обнаружение и развитие – одна из труднейших, но и в высшей степени важных задач педагога).

Необходимо, конечно, восполнять имеющиеся пробелы. Но делать это надо очень тактично и умело. Некоторые ученики, долго играя произведения, которые им « не удаются», начинают работать без интереса и терять веру в свои силы.Обычно для устранения недостатков целесообразно выбрать произведение не слишком чуждое индивидуальности ученика, а в какой-то мере ей близкое, но дающее в то же время возможность поработать над их устранением. Тогда он чувствует себя более уверенно и легче справляется с имеющимися трудностями.

Иногда ученик даже на прямой вопрос педагога, - какие из предложенных на выбор сочинений ему хотелось бы сиграть – безразличным тоном отвечает: «Все равно». В таких случаях педагоги часто возмущаются равнодушием, апатием ученика, вместо того чтобы задуматься – сделали ли они сами все возможное для пробуждения у него активного интереса к тому, что он будет играть? Обычно чем одареннее ученик, тем более отчетливо выражаются его желания играть то или иное сочинение. Иногда настолько, что даже при отказе дать просимую пьесу он будет учить ее тайком. Естественно, что ученикам менее способным, с недостаточно отчетливыми художественными стремлениями, надо помочь вырабатывать свое стремление к музыке, следствием чего явится и более остро выраженное тяготение к определенным сочинениям. Для этоговажно не только стимулировать высказывания учеником своих желаний, но и создать условия, благоприпятствующие тому, чтобы он больше слушал музыки и имел достаточно широкие возможности выбора произведений.

Поощрение самостоятельности ученика в этой области пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работе над избранным произведением. Оно благоприпятствует, кроме того, развитию индивидуальности. Но, как и во всем, здесь необходимо соблюдать чувство меры. Свобода не должна приводить к распущенности. Насколько вредно заглушать инициативу, настолько пагубно было бы всякое ослабление руководящей роли педагога, который должен всегда оставаться в роли учителя, а не консультанта.

Одна из частых ошибок (преимущественно молодых педагогов) – завышение трудности сочинений. Это приводит к недостаточно высокому качеству исполнения и, в конце концов, может вызвать привычку играть небрежно. Следует ли, однако, вовсе отказываться от того, чтобы иногда давать ученику сочинения безусловно для него трудные? Ни в коем случае! Это уместно, например, в тех случаях, когда пьеса очень нравится ученику. Однако должны быть реальные шансы, что он с нею справится и что ему не грозит опасность причинить себе вред, скажем – «переиграть» руку. В

принципе более трудными могут быть те пьесы, которые близки индивидуальности ученика и ставят перед ним до известной степени уже знакомые задачи.

Выбирая репертуар, необходимо учитывать те задачи многосторонней идейно-эстетической воспитательной работы, о которой говорилось раньше, а также систематически расширять музыкальный кругозор ученика, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значительных композиторов. Наконец, необходимо иметь в виду и задачу полноценного развития пианизма ученика, что требует работы над разнообразными видами фортепианной фактуры.

Важно хотя бы несклько сочинений пройти в порядке ознакомления (их также следует – с соответствующей отметкой – включить в план).Желательно, чтобы это были не только фортепианные пьесы, но и различные песни, романсы классиков, массовые песни советских композиторов, переложения оперной, симфонической и камерной литературы и т.д. Цель прохождения всех этих сочинений – расширение кругозора ученика, развитие навыков чтения нот, ансамблевого исполнения и аккомпанемента, что важно не только для всестороннего музыкального развития ученика, но и для подготовки его к будущей практической деятельности.

При составлении индивидуального плана надо продумать и то, что будет исполнено на вечерах, на экзамене, в шефском концерте. Так как эти произведения необходимо довести до возможной степени законченности, то они не должны быть очень трудными для ученика. Вместе с тем во время публичного исполнения желательно (а на экзамене и необходимо) как можно полнее отчитаться в той работе, которая была проведена за предшевствующий период. Поэтому надо так подобрать программу для выступления, чтобы показать ученика и выявить его достижения. При составлении программы следует позаботиться и о том, чтобы она была по возможности разнообразной в отношении характера сочинений, темпов, тонального плана.

В программах музыкальных школ и училищ приводятся годовые требования в отношении прохождения репертуара, где указано минимальное количество сочинений: полифонических, крупной и малой формы, а также этюдов, которые должен выучить ученик. Каждый из этих типов произведений должен быть представлен по возможности разнообразно. Например, если полагается пройти три полифонических произведения, то одно может быть инвенцией Баха, другое частью его же Французской сюиты, а третье – полифонической пьесой Мясковского. Из сонат, сонатин и концертов в большинстве случаев используют отдельные части (первую часть, иногда среднюю и финал). Объясняется это тем, что недостаточно продвинутым ученикам со средними способностями трудно охватить весь цикл. Кроме того, и работа над ним занимает слишком много времени; поэтому, вместо того чтобы пройти целиком трехчастную сонсту, целесообразнее выучить одну из ее частей и, кроме того, вариационный цикл. В репертуар более продвинутых и быстрее работающих учеников, особенно на старших курсах училища, желательно включать сочиненич крупной формы целиком.

При выборе пьес малой формы необходимо обратить внимание на то, чтобы некоторые из них были певучего характера и давали возможность поработать над исполнением кантилены, а также над педализацией.

Важно позаботиться о разнообразии этюдов, о том, чтобы систематически велась работа над основными видами фактуры. Помимо этюдов инструктивного характера, в план следует включать также этюды-пьесы, и не только на старших курсах училища, о чем в программе имеется специальная оговорка, но и на более ранних этапах обучения.

После того как план будет намечен, полезно его сопоставить с планами прошлых лет. При этом иногда обнаруживаются изъяны в процессе подготовки ученика – недостаточное внимание к каким-либо сторонам художественно-воспитательной работы, чрезмерно частое обращение к творчеству одного композитора или, наоборот крупного классика фортепьянной литературы и т.п.

Планы представляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену педагог составляет характеристику учеников, где отмечает успеваемость за протекший учебный год, отношение к работе и степень выполнение плана, сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует также сказать о музыкальных способностях ученика, нигде не фиксируемого, но постепенно складывающегося у педагога в процессе работы.Этот план включает в себя не только наметки определенного репертуара, но и ряд методических соображений по поводу процесса обучения данного ученика, развитие его индивидуальности и подготовки к последующей практической деятельности.
Задачи и содержание урока
Реализация всего этого многогранного плана воспитания и обучения ученика протекает в значительной мере во время занятий в классе. Естественно по этому, что каждый отдельный урок надо рассматривать как одно из звеньев в общей цепи одного процесса. Привычка оценивать урок с таких широких позиций, с точки зрения задач определенного этапа развития ученика, а не только нужд сегодняшнего дня – крайне важна для успеха дела. Вырабатывается она, однако, большей частью не сразу, да и не у каждого педагога. Нередко, особенно у молодых педагогов, весьма важные линии музыкально-воспитательной работы оттесняются на задний план мелочами, которами ученик в действительности должен заниматься дома. Обычно именно по этому, что упускается из вида важнейших умений и навыков, приходится так много времени тратить непроизводительно.

Допустим, педагог не успевал заниматься на уроках чтением нот, в результате чего ученик не научился хорошо разбирать текст и систематически приносит его с большим количеством ошибок. Исправляя их, педагог не может уделять должного внимания художественной стороне исполнения, которая начинает все больше и больше от этого страдать. В итоге он еще меньше успевает делать на уроке необходимой работы, и весь процесс обучения постепенно приобретает ложное направление.

Иногда такого рода характер занятий объясняется не отсутствием

должного опыта, а свойствами личности преподающего: встречаются люди, вечно увязающие в мелочах; они всегда куда-нибудь спешат и толком ничего не успевают сделать. Человеку такого склада не легко найти правильный путь и в педагогике. Наилучший совет, какой ему можно было бы дать – почаще проверять свою работу с точки зрения осуществления основных художественно-воспитательных задач, стоящих перед педагогом.

Реализацию плана воспитания ученика хороший педагог умеет органично сочетать с выполнением ближайших задач, непосредственно связанных с текущей работой.

Эти задачи кратко заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над исполненными произведениями и дать задание к следующему уроку.

Даже хороший, прилежный ученик, если не проверять его работу над какой-нибудь пьесой. Обычно начинает уделять ей меньше внимания: «Раз не спрашивают, значит это менее важно», - такова обычная ученическая психология. Памятуя, что без проверки нет исполнения, опытный педагог никогда не позволит себе не спросить чего-либо из заданного.

Работая над произведениями в классе – это нет только прослушивание их и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился нужного воплощения формы, хорошей педализации и т.п. В процессе этой работыпостепенно конкретизируется исполнительский замысел в целом и выявляются отдельные детали, которые до тех пор были услышаны достаточно рельефно. Кроме того, только таким путем возникает возможность практически научить основным принципам работы над произведением и определению различных трудностей.

Помимо прохождения репертуара, от урока к уроку необходимо систематически заниматься чтением нот. Для этой цели следует выбирать привлекательные и доступные для ученика пьесы – сольные и ансамбли. Подобно тому как учителю литературы в общеобразовательнорй школе надо пристрастить ребят к чтению книг, так и педагогу специального класса необходимо заинтересовать учеников чтением музыкальной литературы. Оно должно превратиться в потребность, стать одной из самых больших радостей в жизни. На это нельзя жалеть усилий: они окупятся с лихвой.

Наконец, на каждом уроке следует уделить внимание и работе над упражнениями – в первую очередь над гаммами, арпеджио, аккордами.
Подготовка педагога к уроку

Целый комплекс сложных задач, возникающий перед педагогом во время проведения урока, требует максимальной концентрации егог внимания на самом важном, существенном, умения не терять ни одной лишней минуты. Большую помощь в осуществлении этих задач может оказать предварительная подготовка к уроку. Ее особенно следует рекомендовать начинающим педагогам.

В чем она должна заключаться?

Прежде всего важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его хорошо играть, просмотреть различные редакции, продумать в нужных местах аппликатуру, педаль. В некоторых случаях полезно, кроме того, наметить план урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами в произведениях и т.п.

Конкретная обстановка урока будет, конечно, вносить изменения в намеченный план и требовать от педагога некоторой импровизационности. Эта импровизационность не есть обычно нечто совершенно противоположное плану, но лишь умение его быстро осуществлять, применяясь к конкретным условиям работы. Правда , иногда во время урока возникают новые методические соображения, новая трактовка произведений, что вносит принципиальные изменения в предварительный план. Такие находки обычны в практике хороших педагогов и являются естественным следствием их творческого состояния в процессе занятий.
Различные формы проведения урока, формы работы с учеником

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они подразделяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями, вкусами, привычками. Так, например, Фильд относительно мало прибегал к словесным пояснениям, но зато много играл. Антон Рубинштейн, занимаясь с Иосифом Гофманом, много говорил по поводу исполнения, но сам никогда не показывал за инструментом тех произведений, над которыми с ним работал.

Нередко один и тот же педагог, в зависимости от различных обстоятельств, по-разному проводит уроки не только с различными, но и с одними и теми же учениками.

Как бы ни были разнообразны формы занятий с учениками, все же можно высказать несколько общих соображений относительно принципов построения и ведения урока, памятуя, конечно, что на практике они могут бесконечно варьироваться.

Прежде всего, естественно, возникает вопрос о последовательности работы над учебным материалом.

С чего целесообразнее начать урок – с упражнений, этюдов или с художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра?

Наиболее разумно было бы не придерживаться раз и навсегда установленного порядка, чтобы приучать ученика быстро применяться к обстоятельствам. Обычно полезно вначале работать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на одном уроке детальнее заняться частью произведений, а на следующем остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней работы и несколькими самыми существенными замечаниями.

Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, оставляющие эту работу под самый конец, обычно систематически не успевают ее выполнять.
Проверка домашнего задания
Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждается метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. В каких случаях можно так заниматься? Пожалуй, только в тех, когда педагог сразу слышит, что ученик дома совсем не работал и ничего из сделанных указаний не выполнил. Тогда, может быть, имеет смысл, прервав его на пару раз и отметив плохую работу, закрыть ноты и потребовать исправления ошибок. И то лишь, если педагог вполне уверен, что причина плохо выученного урока в недобросовестном отношении к делу, в лени, нежелании работать.

Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Почему? Во-первых, таким путем можно составить более ясное представление о проделанной домашней работе; во-вторых, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановок, ученик привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества.

Слушая ученика, педагог должен очень хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и недостатки. Если видно, что ученик работал над пьесой, то даже в этом случае, если многие недостатки оказались непреодаленными, полезно отметить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его и правильно ориентировать его в дальнейшей работе.

Не следует загружать внимание ученика множеством замечаний. Неопытные педагоги этим часто грешат. Они сплошь и рядом говорят ученику сразу все, что могут сказать про его исполнение, в результате чего многое и часто самое существенное остается им без внимания. Опытный же педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное – на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. И лишь постепенно на других занятиях он приходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям.

На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего это – проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Исполнение педагогом произведения
Проигрывать произведение важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Если бы это было возможно, о музыке нельзя было бы говорить как об особом виде искусства, обладающим специфическими выразительными средствами.

Исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнениеили обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. Надо учитывать, как именно и в какой период работы над сочинением полезно играть ученику.

На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить – возможно лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями и послужит стимулом для егог дольнейшей самостоятельной работы. Играя ученику, необходимо, однако, всегда учитывать его возможности. Нам доводилось наблюдать, как хорошее исполнение педагога приводило иногда к отрицательным результам. Так, однажды студент-практикант долго работал с учеником над этюдом Черни и все не мог понять, почему ученик «комкал» этот этюд и систематически его «загонял». Причина оказалась простой. Педагог в начале занятий «для поощрения» сыграл произведение в таком быстром темпе, какой для ученика на данном этапе его развития был абсолютно недостижим. Ослепленный этим исполнением, ученик дома все время пробовал достигнуть того же эффекта и постоянно играл этюд быстро. Последствия таких занятий оказались, разумеется, самыми плачевными.

Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, повидимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре ( в очень высоком или в очень низком, в зависимости от того, с какой стороны педагог сидит от ученика – справа или слева), а главное, не обращая внимания на качество своего звука. Какую, спрашивается, пользу может принести такого рода «исполнение»?

В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Надо помнить, что мы учим в первую очередь на положительных образцах, а не на отрицательных.

На каком этапе изучение произведения следует его сыграть ученику? В общем можно сказать, что исполнять произведение целиком полезно либо в начальной стадии его изучения с тем, чтобы заинтересовать ученика, либо в конце, когда это может помочь «собрать» пьесу, лучше почувствовать форму, глубже проникнуть в образ.

Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях, а изучение их без предварительного ознакомления протекает медленно и вяло. Все же даже в младших классах не следует пользоваться исключительно только этим методом работы. С первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу. Постепенно количество таких заданий должно увеличиваться, а предварительное исполнение педагогом стать исключением. В старших классах, и тем более в училище, оно уже почти не должно иметь места.

Наряду с исполнением произведения целиком, педагоги часто играют его в отрывках. Это особенно полезно в процессе работы с учеником на серединном этапе изучения произведения.