Главная страница


«Повышение мотивации и качества знаний учащихся по математике на основе личностно ориентированного подхода»



Скачать 415.26 Kb.
Название«Повышение мотивации и качества знаний учащихся по математике на основе личностно ориентированного подхода»
страница2/4
Дата18.04.2016
Размер415.26 Kb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе личностно ориентированного обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего набора признаков, а в том, что он как индивидуальность формируется в процессе свободного выбора жизненного пути в определённых условиях. Это можно сделать в рамках современной системы обучения.

Применительно к личностно ориентированному обучению ситуация выбора это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Возможные педагогические приемы в ситуациях выбора ученика:
– выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
– выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте – быстро получить результат;
– выбор в ситуации с ограниченными условиями (например, меньше времени – и субъективного дефицита, когда времени столько же, но говорится, что меньше);
– выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
– выбор ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;
– ситуации нравственного выбора.

Алгоритм деятельности учителя по проектированию и построению ситуации выбора на личностно ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия:

  1. Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии.

  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.

  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора.

  4. Разработка определённого множества вариантов заданий, необходимого для осуществления ситуации выбора.

  5. Предварительный анализ каждой учебной задачи для выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся. Педагогу надо при этом учитывать:

  • познавательные интересы и потребности учащихся;

  • наличие у них опорных знаний и умений;

  • развитость творческих способностей учеников;

  • сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной (групповой) учебной деятельности;

  • готовность детей осознанно и умело совершать выбор.

  1. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.

  2. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.

  3. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:

—определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;

—разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.

9.Включение разработанной ситуации выбора в план-конспект урока.

10.Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.

  1. Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.

  2. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап

Педагогическая задача

Дифференциация

учащихся

Дельность учителя

Мотивационно-целевой



Сформировать

мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания



Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного

рода

Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

Организационный



Обеспечить условия успешной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, поучившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. В таблице представлены характеристики ведущих типов субъектного опыта.

Познавательная

Коммуникативная

Творческая

1. Особенности восприятия ситуации:







Ребенок готов к ситуации, воспринимает ее адекватно, как положено

Ситуацию воспринимает как общение, готов к нему в любой деятельности

Ситуацию воспринимает как творчество и рассматривает как поиск новых средств самовыражения

2. Мотивация деятельности:







Направлена на восприятие новой информации

Направлена на общение

Направлена на творчество

3. Направленность, личностная ориентация:







На учебную деятельность

На учителя, одноклассников, на себя с ожиданием похвалы, поддержки, поощрения

На реализацию собственных возможностей и интересов

4. Системность или хаотичность действий:







Умение планировать последовательность действий

Неумение планировать, хаотичность, непоследовательность действий

В деятельности со знакомым материалом — системность, в других случаях — хаотичность

5. Способность самоконтроля своих действий:







Самоконтроль на высоком уровне

Постоянное сравнение, соотношение себя с другими

Нет склонности к самоконтролю во избежание неудач

6. Средства самовыражения — вербализация:







Речь как средство рассуждения

Речь как средство общения

Речь как внутренний монолог для поиска решения

7. Средство выражения, самовыражения:







Исполнительность

Инициатива направлена на общение с окружающим миром для подключения к собственной деятельности

Непостоянная инициатива, она есть только там, где есть творчество

8. Целесообразность использования ведущего типа субъектного опыта ученика:







Соответствие собственной учебной деятельности целям усвоения знаний. Программирование деятельности

Данного соответствия нет в учебной деятельности

Соответствие наблюдается тогда, когда предполагается творческая деятельность

9. Результативность использования данного опыта в учебной ситуации:







Учебная деятельность успешная. Тип деятельности соответствует ожидаемому результату

Активное общение не соответствует ожидаемому результату

Частично соответствует ожидаемому результату при выполнении творческих заданий
1   2   3   4