Главная страница


Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Дата25.02.2016
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального компонента госу­дарственного стандарта общего образования по химии (Часть I. Основ­ное общее образование) для основной общеобразовательной школы в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 классы - М., Русское слово, 2008, (авт. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к из­ложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе за­дания исследовательского характера, требующие организации инди­видуальной и групповой работы школьников.

Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает уча­щимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по уста­новлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число хими­ческих фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной система­тизации и обобщению изученных вопросов.

Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о строе­нии атомов химических элементов, структуре Периодической систе­мы химических элементов Д. И. Менделеева, химической связи, хими­ческих реакциях, электролитической диссоциации и основных классах неорганических веществ.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического экспе­римента, причем используется не только демонстрационная его функ­ция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с други­ми средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, име­ющими равную познавательную и методическую ценность.

В программный материал рассчитан на учебную нагрузку на два часа в неделю.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о позна­ваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать зна­ния о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность по­казать школьникам, что развитие науки — это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть обще­образовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

В результате изучения предусмотренного программой учебного ма­териала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2 ч в неделю; всего 68 ч, из них 2 ч резервное время)

Введение (5ч)

Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, об­разующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Сим­волы химических элементов. Понятие о коэффициентах.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  2. Разложение пероксида водорода без катализатора и в присутствии диоксида марганца.

  3. Окраска лакмуса в нейтральной, кислотной и щелочной средах.

  4. Коллекции изделий из железа, алюминия и стекла.

  5. Факты, подтверждающие реальное существование молекул: ис­парение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения их частиц.

Практическая работа 1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, ла­бораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасно­сти при работе в химическом кабинете.

Практическая работа 2

Вещества и их физические свойства (описание свойств веществ, на­пример графита, воды, поваренной соли или сахара, меди, мела, мед­ного купороса, железа и т. д.).

Тема 1

Строение атома.

Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (8 ч)

Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл (атомного) порядкового номера хи мического элемента. Современное определение химического элемен­та. Изотопы — разновидности атомов одного и того же химического элемента.

Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических эле­ментов. Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о за­вершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное чис­ло электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).

Структура Периодической системы химических элементов и элек­тронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и под­группы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов хими­ческих элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движу­щихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов и др.) в малых периодах и главных подгруппах. Характери­стика химического элемента на основе его положения в Периодиче­ской системе и строения атома.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  2. Таблица «Изотопы кислорода».

  3. Плакаты с электронными схемами атомов водорода, гелия, лития, неона, натрия, аргона, калия и кальция.

Тема 2

Химическая связь. Строение вещества (13ч)

Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная мас­са вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и слож­ные вещества.

Понятия о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота и хлороводорода. Элек­тронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.

Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристалличе­ская решетка. Закон постоянства состава.

Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. Вещест­ва ионного (немолекулярного) строения. Ионная кристаллическая ре­шетка.

Понятие степени окисления. Определение степени окисления ато­ма в соединении. Составление химических формул бинарных соеди­нений по степеням окисления атомов.

Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Чис­ло Авогадро. Молярная масса.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менде­леева.

  2. Образцы простых и сложных веществ.

  3. Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.

  4. Модели молекулярных (сахар, углекислый газ, иод) и ионных (поваренная соль) кристаллических решеток.

  5. Возгонка иода, нафталина.

  6. Образцы ионных соединений.

  7. Различные соединения количеством вещества 1 моль.

  8. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода и нагревание поваренной соли).

Лабораторный опыт 1

Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.

Расчетные задачи

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества.

  1. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в со­единении.

3. Расчеты с использованием физических величин «количество ве­щества» и «молярная масса».
Тема 3

Классификация сложных неорганических веществ (6 ч)

Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация. Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Демонстрации

  1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  2. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

  3. Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.

Лабораторный опыт 2

Определение принадлежности соединений к соответствующему классу (оксиды, основания, кислоты, соли) по их формулам.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 4

Химические реакции (8 ч)

Физические и химические явления. Химические реакции. При­знаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составле­ние уравнений химических реакций. Классификация химических реакций: 1) по признаку выделения или поглощения теплоты (экзо- и эндотермические реакции); 2) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена). Термохимические уравнения. Вычисления по химическим уравнениям.

Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова в развитии химии.

Демонстрации

  1. Примеры физических явлений: плавление и отвердевание пара­фина.

  2. Пример химического явления: горение парафина.

  3. Признаки химических реакций: изменение цвета (взаимодействие иодида калия с хлорной водой); образование осадка (получение сульфата бария); выделение газа (взаимодействие серной или хлорово­дородной кислоты с металлом); выделение света (горение лучины, маг­ния); появление запаха (получение уксусной кислоты); выделение или поглощение теплоты (нейтрализация сильной кислоты сильным осно­ванием, разложение гидроксида меди(П)).

  4. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ.

  5. Реакции соединения — горение магния или угля (экзотермические реакции), разложения гидроксида меди(II) (эндотермическая реакция); замещения — взаимодействие цинка, железа с раствором серной кислоты или сульфата меди(П); обмена — взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата се­
    ребра и т. д.

Лабораторный опыт 3

Физические явления (накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки или горелки).

Лабораторный опыт 4

Химические явления (накаливание медной проволоки или плас­тинки).

Лабораторный опыт 5

Типы химических реакций.

Практическая работа 3

Признаки химических реакций: 1) взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мелом или мрамором); 2) получение гидроксида меди(П); 3) изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла или стирального порошка; 4) взаимодействие оксида кальция с водой.

Расчетные задачи

1. Вычисления по уравнению химической реакции количества ве­щества или массы по известной массе или количеству вещества одно­го из вступающих или образующихся в реакции веществ.

Тема 5

Растворы. Электролитическая диссоциация (14 ч)

Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: от­стаивание, фильтрование, выпаривание.

Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристалло­гидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не­электролиты. Механизм электролитической диссоциации электроли­тов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов. Ос­новные положения теории электролитической диссоциации. Свойства ионов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Состав­ление уравнений диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете пред­ставлений об электролитической диссоциации. Общие свойства рас­творов электролитов.

Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лак­мус, фенолфталеин, метилоранж) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе рН.

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионно-молеку-лярные уравнения реакций и правила их составления. Отличие сокра­щенного ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.

Демонстрации

  1. Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.

  2. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  1. Плакат со схемами диссоциации электролита с ионной и ковалентной полярной связями.

  2. Влияние концентрации уксусной кислоты на электропровод­ность ее раствора.

  1. Реакции ионного обмена между растворами электролитов.

  2. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

Лабораторный опыт 6

Гидратация сульфата меди(П).

Домашний эксперимент

Выращивание кристалла.

Лабораторный опыт 7

Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 8

Реакции ионного обмена.

Лабораторный опыт 9

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.

Практическая работа 4

Очистка поваренной соли.

Практическая работа 5

Приготовление раствора и измерение его плотности.

Практическая работа 6

Определение рН среды.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества».

  1. Определение массовой доли растворенного вещества в раст­воре.

  2. Определение масс вещества и воды, необходимых для приготов­ления заданной массы раствора.

  1. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Тема 6

Важнейшие классы неорганических соединений, спо­собы их получения и химические свойства (12 ч)

Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразу-ющие (основные, кислотные и амфотерныё). Отношение оксидов к во­де, кислотам и щелочам.

Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимо­действие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксида­ми. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодер­жащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаи­модействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаи­модействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.

Амфотерныё гидроксиды. Способы получения и химические свой­ства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей, кислотными и основными оксидами.

Положение химических элементов в Периодической системе и кис­лотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.

Соли. Основные способы получения и свойства. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Ге­нетические ряды металла и неметалла.

Демонстрации

  1. Горение кальция (угля).

  2. Разложение гидроксида меди(П).

  3. Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода(1У) или оксида серы(1У) с водой; испытание полученных растворов гидрокси­дов индикаторами.

  4. Взаимодействие оксида кальция с соляной или азотной кислотой.

  5. Взаимодействие оксида углерода(1У) с раствором гидроксида кальция.

  6. Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.

  7. Получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.

  1. Нейтрализация кислоты щелочью (титрование).

  2. Взаимодействие кислот с основаниями, основными и амфотеными оксидами, металлами и солями.

  1. Ряд активности металлов.

  2. Получение гидроксида цинка и его взаимодействие с кислотой и со щелочью.

  3. Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов третье­ го периода: гидроксидов магния и алюминия, гидроксида серы(V1) —серной кислоты.

  4. Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II груп­пы: гидроксидов бериллия, магния и кальция.

  5. Взаимодействие солей между собой и с металлами.

  6. Опыты, демонстрирующие генетические связи между вещест­вами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горе­ние кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором.

  7. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и кис­лотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов».

Лабораторный опыт 10

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов на основании их свойств.

Лабораторный опыт 12

Реакция нейтрализации.

Лабораторный опыт 13

Обнаружение кислот и оснований.

Лабораторный опыт 14

Получение и свойства амфотерного гидроксида.

Лабораторный опыт 15

Способы получения солей.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.
Учебно-тематический план





Тема

Сроки

Всего часов

Из них

Формы контроля

ЛО

ПР

КР

1.

Введение.


сентябрь

5




№1

№2




собеседование, устный опрос, наблюдение, химический диктант

2.

Глава1. Строение атома. Структура ПСХЭ Д.И.Менделеева.

сентябрь - октябрь

9







СР1


собеседование, устный опрос,

химический диктант, самостоятельная работа

3.

Глава 2. Химическая связь. Строение вещества.

октябрь - декабрь

13

№1




№1

собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение письменная контрольная работа,

4.

Глава 3. Классификация сложных неорганических веществ.

декабрь

6

№2




СР2

собеседование, устный опрос, наблюдение,

химический диктант,

самостоятельная работа

6

Глава 4. Химические реакции

январь - февраль

8

№3

№4

№5

№3

№2

собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение, письменная контрольная работа,

7

Глава 5. Растворы. Электролитическая диссоциация.

февраль - апрель

14

№6

№7

№8

№9

№4

№5


№3

собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение, письменная контрольная работа

8

Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

апрель - май

13

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№6

№7

№4

собеседование, устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение,

письменная контрольная работа

9

Резервное время

конец мая

2

















Итого




70

15

7

4



  1   2   3   4