Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 257.31 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата12.03.2016
Размер257.31 Kb.
ТипПояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.


Основные задачи учебного курса:

Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;

  • выполнять простые химические опыты;

  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве


Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.

- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.

- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)

2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».

3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

Основное описание курса

(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2часа – резервное время)

УМК О.С. Габриеляна.


п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них


Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение


5

№1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

№2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.




2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

8




К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7







4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

15

№3. Анализ почвы и воды.

№4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

К.р. №2

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11

№5. Признаки химических реакций.


К.р. №3

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21

№ 6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№8. Решение экспериментальных задач.

К.р. №4




Итоговая контрольная работа

1




К.р.№5




Резервное время

2










Итого

70

8

5

Календарно-тематическое планирование
(2часа в неделю, всего 70 часов), УМК О. С. Габриеляна





п/п

Домашнее задание

Тема урока


Дата проведения

Эксперимент:

Д. - демонстрационный

Л. - лабораторный

По плану

По факту




Введение ( 5 часов )

1.

§1, с. 11

упр 3,4,8 письм

Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества

ИКТ







Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла.

2.

§2, §3 (составление конспекта)

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

ИКТ







Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

2.Помутнение «известковой воды».

3.

Изучить правила техники безопасности

Практические работы: №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

№2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.










4.

§4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

ИКТ










5

§4,5, упр 1-8, с. 37

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса













Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов)

1

(6)

§6,7, упр 3,5 письм

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

ИКТ







Д. Модели атомов химических элементов.

2-3

(7-8)

§8, упр1-3 письм, с. 52

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов.

ИКТ







Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

4

(9)

§9, упр1,2 с. 58 письм

Ионы. Ионная химическая связь.

ИКТ







Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

5

(10)

§10, упр1-5стр 62,§11,упр2,с. 66

Ковалентная связь.

ИКТ







Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

6

(11)

§12, упр3 с. 68

Металлическая химическая связь.

ИКТ










7

(12)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.










8

(13)




Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов. Химическая связь»













Тема 2. Простые вещества (7 часов)

1

(14)

§13,упр5(п) с. 73

Простые вещества - металлы.

ИКТ







Д. Коллекция металлов.

2

(15)

§14,упр3(п) с. 78

Простые вещества - неметаллы.

ИКТ







Д. Коллекция неметаллов.

3-4

(16-17)

§15, упр1-5, с. 82

Количество вещества








Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

5-6

(18-19)

§16упр1-5,с. 85

Молярный объем газов.










7

(20)




Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».













Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)

1

(21)

§17, упр1-6 письм,с. 90-91

Степень окисления

ИКТ







Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

2

(22)

§18, упр 1-6 письм,с. 98

Важнейшие классы бинарных соединений.

ИКТ







Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

3

(23)

§19,в1-6(п),с.102

Основания.

ИКТ







Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

4

(24)

§20в1,3,4(п),с. 107

Кислоты.

ИКТ







Д. Образцы кислот.

Изменение окраски индикаторов в кислой среде.



5-6

(25-26)

§21,в1-3,с.113;сост.формулы солей

Соли.

ИКТ







Д. Образцы солей.

7

(27)

Заполнить табл.в тетради.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»










8

(28)

§22, упр 1-6 устно

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки

ИКТ







Д. Модели кристаллических решеток.

9

(29)

§23, упр 1-4 устно

Чистые вещества и смеси.

ИКТ







Д. Образцы смесей.

Л.. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

10

(30)

Составить отчет.

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.










11-12

(31-32)

§24, упр 1-7 письм

Массовая доля компонентов и смеси.

ИКТ










13

(33)

Составить отчет

Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.










14

(34)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3.










15

(35)




Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов»













Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

1-2

(36-37)

§25, §26, упр 1-6

Явления физические и химические. Химические реакции.

ИКТ







Д.Горения магния

Возгонка йода

Плавление парафина

Л. Окисление меди в пламени спиртовки

Помутнение известковой воды

Получение углекислого газа.

Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

3

(38)

§27,упр1-4,с. 146

Химические уравнения.

ИКТ










4-5

(39-40)

§28,в1-5,с. 150

Расчеты по химическим уравнениям.










6-7

(41-42)

§29-32в1-6,с.156,

в1,2,с.159, в2-4,с. 164,в 4,6с. 168.

Типы химических реакций.

ИКТ







Д. Химические реакции различных типов.

8

(43)

§33,в. 1-5,с. 173

Типы химических реакций на примере свойств воды.

ИКТ










9

(44)

Составить отчет

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.










10

(45)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.











11

(46)




Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»














Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (21час)

1

(47)

§34,в7(п), с. 192

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

ИКТ







Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).

2-3

(48-49)

§35,36,в1-5,с. 203


Электролитическая диссоциация

ИКТ







Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

4

(50)

§37, в 1-5,с. 209


Ионные уравнения реакций.

ИКТ







Д. Примеры реакции, идущие до конца.

5

(51)

Составить отчет



Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.










6-7

(52-53)

§38,в1-6(п),с. 214


Кислоты, их классификация и свойства.

ИКТ







Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.

8-9

(54-55)

§39,в 1-5(п),с. 217

Основания, их классификация и свойства.

ИКТ







Л.9. реакции характерные для растворов щелочей

Л.10. получение и свойства нерастворимого основания.

10-11

(56-57)

§40,в1-5(п),с. 221

Оксиды, их классификация и свойства.

ИКТ







Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов

Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов

12-13

(58-59)

§41,в1-5(п), с. 226

Соли, их свойства.

ИКТ










14

(60)

§42,в1-4(п), с. 228

Генетическая связь между классами неорганических соединений

ИКТ










15

(61)

Составить отчет.

Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.










16

(62)

Закончить ур-я р-й в тетради

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.










17

(63)




Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»










18

(64)

Повтрить § 34-42

Анализ контрольной работы.










19-20

(65-66)

§43,в1-8(п),с. 236

Окислительно-восстановительные реакции.

ИКТ










21

(67)

Составить отчет. Подгот. к итог. Контр.раб.

Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач.










22(68)




Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса










23-24

(69-70)




Анализ контрольной работы.

Портретная галерея великих химиков.

ИКТ










ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Учебно-методический комплекс:

для учителя:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.

  3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 г.

  4. Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. - М.: Дрофа, 2005. – 350с. г.

для учащихся:

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267с.

  2. Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 1997. -64с.

  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009. – 176с.


Оснащение учебного процесса

Натуральные объекты:

Коллекции минералов и горных пород;

Металлов и сплавов;

Минеральных удобрений;

Пластмасс, каучуков, волокон.

Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые :

1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;

6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1)Приборы для работы с газами;

2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Модели:

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

Кристаллические решетки солей.

Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

Экранно-звуковые средства обучения:

  1. Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 8 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.

  2. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»

  3. 1С: Репетитор. Химия.

  4. компьютерные презентации в формате Ppt.

ТСО:

Компьютер; Мультимедиапроектор;

Экран; Кодоскоп;